Файл: Занятие 10 Стилистическая система русского языка Теоретические вопросы Понятие функционального стиля языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №10
Стилистическая система русского языка
Теоретические вопросы
-
Понятие функционального стиля языка. -
Функциональные стили русского языка. -
Особенности (морфологические, лексические, синтаксические) стилей русского языка.
Для домашней работы:
Орфографический и пунктуационный минимум. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Все сроки вышли. Тянуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента, когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая, стройная девушка становится женой поэта. Но она и сама поэт! И разве не знала, не предвидела Анна судьбу этого брака, свою судьбу, судьбу мужа? Что волею времени, чудовищно, нелепо совпавших неблагоприятных обстоятельств, направляемая большевиками внутренняя орда переломает хребет царствующей династии, а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить, громить, грабить?!
И что она сама, Анна Ахматова, поэт, женщина с царственной осанкой и такой же душой, менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала рассказывать Гумилеву свой сон. Ей приснилось, что будет жить она в убогой обстановке: одна-одинешенька, ветхое единственное одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени будет ее единственной домашней одеждой.
- Брось, это хандра, - сказал на это Гумилев. – Подожди, нас ждет Париж, Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя печаль не сходила с ее лица. Будучи в подвенечном наряде, она казалась еще печальней. Лишь глаза блестели, делая ее лицо прекрасным и одухотворенным.
Анна не ошиблась в своем пророчестве. Будет, будет лучшая поэтесса России через годы бедна привычной бедностью, от которой даже не попытается избавиться, а ее единственной утварью станет потертый чемоданишко, набитый блокнотами, стоящий в углу наготове, как и вся громадная держава, государство-колония, где все население, как будто в каком-то кошмарном творении западника-пессимиста, выстроилось в очереди в тюрьму, лагеря колонии... В очереди на расстрел.
Но тогда, в 1910 году, был апрель, мир был наполнен солнечным светом, чернобородые мужики, завидев свадебный кортеж, радостно махали шапками.
Для работы в аудитории:
1. Прочитайте утверждения и вопросы для обсуждения. Выберите одну из представленных проблем, сформулируйте и докажите свою точку зрения.
2) Литературный язык имеет долгую историю становления, его развитие связано с языком художественной литературы. Подумайте, можно ли сегодня считать синонимами два термина: язык художественной литературы и литературный язык. Докажите свою точку зрения, приведя 3 аргумента.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия. Литературный язык — нормированный, достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.
2. Продолжите ряды жанров каждого из функциональных стилей:
-
Официально-деловой стиль: договоры, протоколы, отчеты -
Научный стиль: лекция, учебник, методическое пособие, реферат, аннотация -
Публицистический стиль: эссе, дневники, письма, исповедь, проповедь -
Художественный стиль: басня, рассказ, новелла, повесть, эпопея, комедия -
Разговорный стиль: беседа, записки, личные переписки, спор, телефонный разговор
3. Определите стиль текстов. Укажите лексические, морфологические и синтаксические особенности текста. Для стилистического анализа текстов подготовьте следующую таблицу:
Стиль | Среда использования | Функции | Стилевые черты | Языковые средства |
Научный стиль | Статья | Информативная | Отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, терминологичность | Иноязычные слова, научная фразеология |
Официально-деловой стиль | Закон | Информативную и воздействующую функции | Точность, неличностность, стандартизованность, императивность | Лексические средства, морфологические средства официально-делового стиля |
Художественный стиль | Повесть | Эстетическая функция, функция воздействия | Эмоциональность, выразительность, эстетичность, образность | Тропы, синонимы, антонимы |
Научный стиль | Статья | Информативная | Отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, терминологичность | Иноязычные слова, научная фразеология |
Текст 1.
Использование подводной робототехники является основой для проведения точного и объективного мониторинга морских донных экосистем. Особое значение такие исследования имеют при создании баз данных по экосистемам, включающим информацию о гидрохимическом состояния морской среды, о характере донных ландшафтов, распределении сообществ и массовых видов бентоса, плотности его поселения и биомассе на изучаемых акваториях с возможностью картографирования данных. Наиболее эффективно подводные аппараты могут быть использованы для экологического мониторинга водной среды в придонных слоях, включая оценку гидрохимического состояния воды по параметрам, определяемым с помощью датчиков. Для оценки качественного состояния и поселения макробентоса необходимо проводить экспертный анализ биоты на основе видео- и фотосъёмки дна.
<…>, кроме того, важно использование комбинированных исследований на определенных полигонах с применением традиционных гидробиологических, гидрохимических, гидрофизических методов и с применением подводных технических средств. Это позволит качественно изучить взаимосвязи между экологическими параметрами на характерных полигонах и затем распространять полученную с помощью подводных роботов информацию на всю исследуемую акваторию (В.И. Дулепов, Н.Н. Лелюх).
Текст 2.
В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.
Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации.
Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями (
http://constitution.garant.ru/act/federative/12112602/chapter/4/).
Текст 3.
На другой день, на заре, несмотря на сильную волну, Зурита и Бальтазар надели водолазные костюмы и опустились на дно моря. Не без труда распутали они стоявшие у входа в подводную пещеру сети и влезли в узкий проход. Их окружала полная темнота. Став на ноги и вынув ножи, водолазы засветили фонари. Испуганные светом мелкие рыбы метнулись в сторону, а потом приплыли к фонарю, суетясь в его голубоватом луче, как рой насекомых.
Зурита отогнал их рукой: блеском чешуи они ослепляли его. Это была довольно большая пещера, не менее четырех метров высоты и пяти-шести метров ширины Водолазы осмотрели углы. Пещера была пуста и необитаема. Только стаи мелкой рыбы, очевидно, укрывались здесь от морского волнения и хищников.
Осторожно ступая, Зурита и Бальтазар продвинулись вперед. Пещера постепенно суживалась. Вдруг Зурита в изумлении остановился. Свет фонаря осветил толстую железную решетку, преграждавшую путь.
Зурита не поверил своим глазам. Он схватился рукой за железные прутья и начал дергать их, пытаясь открыть железную преграду. Но решетка не поддавалась. Осветив ее фонарем, Зурита убедился, что решетка эта прочно вделана в обтесанные стены пещеры и имеет петли и внутренний запор.
Это была новая загадка (А.Р. Беляев).
Текст 4.
Российские подводные роботы, работающие на арктическом шельфе, смогут пополнять запасы электроэнергии на специальных подводных электрозарядочных станциях. Как рассказали «Известиям» в Фонде перспективных исследований (ФПИ), запуск первой «подводной АЗС» намечен на 2020 год. В дальнейшем на океанском дне будет развернута целая сеть станций, представляющих собой необитаемые энергетические комплексы с атомными реакторами на борту. Обслуживать их будет специальная подводная лодка-катамаран.
Новинку создало центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) совместно с Фондом перспективных исследований. Автономный атомный подводный модуль — один из элементов глобальной системы освоения дна Мирового океана.
Станция должна обеспечить электричеством многочисленных подводных роботов, которым предстоит добывать полезные ископаемые, монтировать подводные заводы по добыче нефти и газа, а также выполнять военные функции.
Как сообщил «Известиям» главный конструктор «Рубина» Евгений Торопов, автономность модуля составляет 30 лет. Время непрерывной работы без присутствия человека - не менее 8 тыс. часов (http://izvestia.ru/news/675269).
Вопросы для обсуждения
Чем обусловлено существование стилей в русском языке? В чем сходство и различие текстов научного и официально-делового стиля? В чем сходство и различие текстов публицистического и художественного стиля?
Список литературы
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка : Учебное пособие. - Москва : АЙРИС-пресс, 2010. - 443 с. -
Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2013. – 439 с. -
Русский язык и культура речи: учебное пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 240с. -
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров нефилологов вузов / Под ред.: В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2011. – 359 с. -
Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка : учебное пособие. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 299 с.