Файл: Бытие и познание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
Теэтет. Как же мы его будем требовать?
Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно.
Однако, мне кажется, с ними следует поступать так…
Теэтет. Как?
Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
1
.
Сформулируйте смысл общего
содержания отрывка.
В фрагменте подымается проблема соперничества идеалистов материалистам и допустимый путь решения их диспута.
2
.
Как понимают бытие те, кто
«насильственно всё сводят к
телу»? Каковы могут быть их
аргументы в свою пользу?
Для таких людей бытие и матерьяльное тело – синонимичные понятия, они принимают за существующее только то, что надо видеть, осязывать.
К доводам в их пользу можно обозначить то, что существование обьекта, не имеющего тела сложно подтвердить; воздействие материальных тел и процесов на человека проще наблюдать и осмыслять.
3
.
Каковы могут быть
аргументы тех, кто полагает
бытие как умопостигаемые
идеи?
Единственно верным и существующим является то,
что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний
мир и предметы – это проекция наших внутренних
процессов, комбинации наших сенсорных ощущений.
Так как внешний мир складывается из ощущений,
нельзя точно охарактеризовать определенную вещь,
потому что для каждого возникают разные мысли
на ее счет, отличные от мыслей и ощущений других
людей.
4
.
Почему Теэтет называет
сторонников «телесного»
бытия ужасными людьми?
Теэтет так называет сторонников «телесного»
бытия потому, что, по его мнению, такие люди не
способны принять существования других точек
зрения по данному вопросу, они думают, что только
их умозаключения верные
2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи**

На картине бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967)
«Вероломство образов» (La trahison des images, 1928–1929) есть надпись, которая
переводится с французского «Это не трубка». Напишите мини-эссе о том, как идея
картины связана с проблемами философии бытия?
В каждом человеке сложился свой образ "трубки", который может быть уникальным и зависит от его личных установок и жизненных примеров. Смотря на картину Магритта, один может увидеть выделанный бараний рог, другой - горн, а третий - инопланетное приспособление. Они все объединены тем, что их представление об этом образе формируется под воздействием настроений, ощущений и опыта, что сделал идею этого объекта доступной и понятной.
То, что автор изобразил на картине, не обязательно соответствует мнению общества.
Например, если на картине есть объект, который можно интерпретировать как "трубку", это не означает, что автор изображает "трубку" в классическом понимании этого слова.
Принятый в обществе образ "трубки" - всего лишь имя для этого объекта, который может иметь и другой смысл и назначение.
Согласно философии Платона, изображенный объект "трубка" может описываться с помощью признаков, принятых в обществе, но его имя не совпадает с его сущностью. Имя - это всего лишь знак, который обозначает объект, и к нему можно относиться по-разному в зависимости от ситуации.
Таким образом, образ "трубки" может быть уникальным для каждого человека и зависит от его жизненного опыта. Объект "трубки" на картине может быть интерпретирован по- разному и не обязательно соответствует принятым образам в обществе. Имя "трубки" - это всего лишь знак, который обозначает объект, но не отражает его сущность.


БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.2. Философия сознания и познания
(с\р – 3 часа; семинар № 4)
Литература:
1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
Москва:
(
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
)
2.2.1. Психофизическая проблема*
Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).
См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat
На схеме мы можем увидеть эксперимент, затрагивающий проблему взаимодействия разума и психики с телом. Мозг, выступает в роли некоторого катализатора всех процессов. Находясь в колбе с раствором, будучи подключенным к компьютеру, он генерирует действие в виртуальном пространстве, перенося его в реальность, т.е., если мозг думает о том, что идет, компьютер генерирует полностью идентичное действие. Исходя из изображенного
«эксперимента» , можно сделать вывод о том, что человеческий мозг, может мыслить себя существующим, не зная, что находится «вне тела». Человеческий разум и психика могут не контактировать с телом, существуя отдельно, что позволяет создать, «лже-реальность»,
которую человек может принять за настоящую.
2.2.2. Ключевые понятия *
Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2.п.1) определения ключевых понятий
философской гносеологии, заполните таблицу.
Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект.
Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.
Понятие
Определение
Познание
ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково- символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
Знание
ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.
Восприятие
ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).
Представле
ние
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется.
Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др.
Предмет
ПРЕДМЕТ – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи.
Феномен
ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения

предмета опытного знания.
Объект
ОБЪЕКТ (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; вовторых, объектами могут быть и состояния сознания.
Субъект
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub
– под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъектоцентриз-мом (см. Я,
Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально.
Мышление
МЫШЛЕНИЕ – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.
Понятие
ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека.
Рассудок
РАССУДОК – тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности.
Разум
РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.


Истина
ИСТИНА – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностнотеоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.
Факт
ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.
Смысл
СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.
Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.
2.2.2.1. Схема познания **
Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.

2.2.3. Теории познания
2.2.3.1. Платон**
Изучите рисунок американского студента, найдите фрагмент диалога Платона
«Государство», который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.

1) Почему то, что мы так отчётливо видим и осязаем вокруг себя, Платон называет вторичным иллюзорным бытием?
ОТВЕТ:
Некоторые факторы могут иметь обусловленное движение, вызванное другим объектом.
Однако этот объект также должен был получить движение от еще чего-то. Если мы предположим такой сценарий, то мы обязательно должны прийти к выводу о существовании движения, способного привести в движение само себя и другие объекты. Без этого мы не сможем найти источник или начало движения и будем застревать в бесконечности.
Таким движущим силам является душа, которая существует даже до тел, которые движутся благодаря ей. Если так, то душа и ее свойства существуют до тела и всего материального в космосе. Следовательно, все, что не имеет души, является вторичным.
Обращая внимание на те факторы, которые движутся благодаря душе, можно сделать вывод о том, что она является причиной источника всех движений в космосе. Ее движение ставит в движение все остальное, и, без этой движущей силы, космос был бы статичным. В дополнение, встречающиеся объекты могут двигаться в определенных направлениях и достигать определенных мест, но все это происходит благодаря движению души.
2) Как образами картинки можно прояснить платоновскую идею о том, что познание – это припоминание?
ОТВЕТ:
Истинное познание по мнению Платона - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели:
а) Субъект б) Смысл в) Мышление г) Предмет созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Данное пояснение можно сопоставить с данным рисунком.
3) В нескольких предложениях опишите представления Платона об уровнях бытия.
Ответ:
Утверждение, что существует вечный, неизменный мир истинного существования и противоположный ему мир возникновения и исчезновения, изменения и множественности.
4) Что по вашему мнению означает метафора солнечного света в платоновском мифе?
ОТВЕТ:


Для нашего зрительного навыка, по Платону, необходимы два вещи: восприимчивость зрения и его госорган, цвет вещественного нами предмета и, наконец-таки, самое немаловажное — свет, который звольёт нашему зрению ви-деть цвет инструмента, без этого солнечного луча никакого зрения не можетбыло бы возникнуть. То, что верно относительно сладострастного опыта, по аллегории можно перевезти на мир подлинно сущего, на трансцендентный мир. Нужно уточнить наличие источа-ника умопостигаемого света. Кроме того, как светило даст сладострастным вещам не только необходимость быть познанными, но и само несуществование, так же и идейка блага обладаёт умопостигаемое не только познаваемостью, но и мирозданием
5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него] О чём повествует диалог?
ОТВЕТ:
Каким должно быть государство в абсолюте и каким образом распоряжаться. Софист думает о том какие бывают формы правления и какими свойствами необходимо обладать образцовое государство
2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм **
Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма,
рисункам дайте пояснения.
Рационализм
Эмпиризм
Если я буду стараться выбраться, то я не
утону!
Надо было стараться…

Пояснения
На примере №1 мы можем заметить, что
рациональное решение спасло лягушку от
утопления в молоке. Приложив усилия,
лягушка №1 узнала верный способ как
пройти заданный ей путь, при этом, не
утонув.
На примере №2, мы можем заметить, что
лягушка усвоил опыт эмпирическим путём.
Если лягушка №1 смогла избежать
утопления в молоке, используя
рациональные методы познания, то
лягушка №2 запомнит, как следует
правильно следует поступать, чтобы вновь
не попасть в такую ситуацию.
2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804) *
Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются 1) чистая математика и 2) математическое естествознание.
Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер. Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению
Канта, пространство и время.
Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно- следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.