Файл: Практикум Для студентов вузов Кемерово 2013 4 удк 004 (076) ббк 32. 81я7 И74.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ИНФОРМАТИКА:
Microsoft Office 2007
Лабораторный практикум
Для студентов вузов
Кемерово 2013

4
УДК 004 (076)
ББК 32.81я7
И74
Авторы:
Т.П. Крюкова, И.А. Печерских, В.В. Романова,
А.Г. Семенов, Е.А. Столетова, Л.А. Яковлева
Рецензенты:
В.И. Полтавцев, д-р технических наук, профессор кафедры технической механики КемГСХИ;
Т.Ф. Лебедева, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой ВТ и ИТ Кемеровского института (филиала)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Рекомендовано редакционно-издательским советом
Кемеровского технологического института
пищевой промышленности
И 74 Информатика: Microsoft Office 2007: лабораторный практикум / Т.П. Крюкова, И.А. Печерских, В.В. Романова, и др.; под ред. А.Г. Семенова; Кемеровский технологиче- ский институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2013.
– 275 с.
ISBN 978-5-89289-790-7
Описан комплекс лабораторных работ по основным про- граммам пакета Microsoft Office 2007. Приведены сведения об ин- терфейсе, принципах устройства и функционирования программ, описания отдельных работ. Даны индивидуальные варианты за- даний для выполнения работ.
Предназначен для студентов всех специальностей инженер- но-технических вузов. Он также может быть использован для са- мостоятельного ознакомления с программами пакета Microsoft
Office 2007.
Табл. – 43, рис. – 97, библ. назв. – 7.
ISBN 978-5-89289-790-7
УДК 004 (076)
ББК 32.81я7
© КемТИПП, 2013
Охраняется законом об авторском
праве, не может быть использовано
любым незаконным способом
без письменного договора

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 5
1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS ............................. 6 1.1. Интерфейс ОС Windows и ее приложений ............................ 6 1.2. Меню ......................................................................................... 8 1.3. Окна ........................................................................................... 9 1.4. Особенности интерфейса MS Office 2007 .............................. 11 1.5. Файлы и папки. ......................................................................... 14 1.6. Файловый менеджер Total Commander. ................................. 15 1.7. Обмен данными между приложениями ОС Windows ........... 18
2. ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР WORD ............................................. 21 2.1. Структурные элементы документа Word ............................... 21 2.2. Перемещение по документу и выделение текста .................. 22 2.3. Техника редактирования документа ....................................... 24 2.4. Параметры текста ..................................................................... 26 2.5. Общие указания к выполнению лабораторных работ........... 30
Лабораторная работа № 1. Форматирование текста ............. 32
Лабораторная работа № 2. Создание таблиц ......................... 39
Лабораторная работа № 3. Вставка символов и создание формул. ..................................................................................... 50
Лабораторная работа № 4. Табуляция, списки, колонки. .... 59
Лабораторная работа № 5. Рисование в Word ....................... 70
Лабораторная работа № 6. Управление структурой доку- ментов ....................................................................................... 76
3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL ....................................... 86 3.1. Структура файла Excel ............................................................. 86 3.2. Атрибуты ячейки ...................................................................... 88 3.3. Форматирование ячеек ............................................................. 90 3.4. Правила записи формул ........................................................... 93 3.5. Логические функции Excel. ..................................................... 97 3.6. Действия мышью ...................................................................... 98 3.7. Диаграммы ................................................................................ 100 3.8. Общие требования к выполнению лабораторных работ ...... 104
Лабораторная работа № 1. Табулирование функций ........... 106
Лабораторная работа № 2. Решение алгебраических уравнений и систем ................................................................. 123


4
Лабораторная работа № 3. Обработка эксперименталь- ных данных ............................................................................... 132
Лабораторная работа № 4. Расчет ведомости на выплату заработной платы ..................................................................... 142
Лабораторная работа № 5. Анализ таблицы данных ............ 150
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ ACCESS ....... 168 4.1. Общие сведения о реляционных базах данных ..................... 168 4.2. Документы базы данных .......................................................... 169 4.3. Типы данных в Access 2007 ..................................................... 171 4.4. Проектирование базы данных ................................................. 172
Лабораторная работа № 1. Создание таблиц базы данных. .... 177
Лабораторная работа № 2. Создание простой формы .......... 190
Лабораторная работа № 3. Создание запросов. Построе- ние выражений в запросах и условиях. ................................ 198
Лабораторная работа № 4. Создание запросов на основе связанных таблиц. .................................................................... 214
Лабораторная работа № 5. Создание формы на основе запроса. ..................................................................................... 223
Лабораторная работа № 6. Создание отчета. ....................... 227
5. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT ............... 242 5.1. Общие сведения о PowerPoint ................................................. 242 5.2. Окно PowerPoint 2007 .............................................................. 242 5.3. Создание слайдов презентации ............................................... 244 5.4. Текстовые фрагменты слайда .................................................. 246 5.5. Нетекстовые фрагменты слайда .............................................. 247 5.6. Эффекты анимации и перехода между слайдами.................. 250 5.7. Добавление гиперссылок ......................................................... 253
Лабораторная работа № 1. Создание презентации ............... 255
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................ 274

5
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая работа предназначена для обеспечения сту- дентов учебным материалом, необходимым для освоения прие- мов работы с персональным компьютером во время обучения в институте и в дальнейшей практической деятельности. При подборе материала авторы стремились к тому, чтобы студенты получили как те знания, умения и практические навыки, кото- рые необходимы для успешного изучения собственно курса ин- форматики, так и навыки использования компьютера в ходе изучения других предметов. К ним относятся подготовка тек- стовой документации, систематизация и обработка информации с помощью электронных таблиц и компьютерных баз данных, представление информации в виде компьютерных презентаций.
Работа разбита на главы, каждая из которых посвящена изучению одной темы. В каждой главе сначала приводятся об- щие сведения об изучаемой программе, затем даются описания лабораторных работ.
Описание каждой работы построено в едином порядке: а) цель работы; б) если необходимо, приводятся дополнительные сведения об используемой программе; в) задания для самостоятельной работы; г) если необходимо, описывается пошаговый ход выпол- нения работы; д) индивидуальные варианты заданий.


1. Операционная система Windows
6
1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS
1.1. Интерфейс ОС Windows и ее приложений
Операционная система Windows и прикладные програм- мы, предназначенные для работы под ее управлением (коротко называемые приложениями Windows) предоставляют пользова- телю широкую гамму средств пользовательского интерфейса для обеспечения взаимодействия «человек–машина». Во всех приложениях и в самой операционной системе используется графический интерфейс. Он состоит из активных и пассивных элементов.
Активным элементом является мышь – манипулятор в ви- де округлой коробочки. В передней части мыши находятся две кнопки, между которыми помещено колесико прокрутки. Левая кнопка является основной, правая – вспомогательной
1
Перемещение мыши по опорной поверхности приводит к перемещению по экрану компьютерного монитора специального указателя. Наведение указателя на объект, отображенный на мониторе (это называют – «навести мышь на объект»), и какое- то воздействие на мышь (нажатие кнопки, вращение колесика и др.) приводит к тому, что компьютер выполняет определенные действия в отношении объекта.
Виды воздействия мыши на экранный объект:
1. Щелчок – указатель мыши наводится на объект, нажи- мается и отпускается левая кнопка мыши. Щелчок служит для выделения отдельных объектов, выбора команд меню, «нажа- тия» виртуальных кнопок и клавиш и установки меток (флажков или переключателей).
2. Двойной щелчок – то же самое, но левая кнопка нажи- мается два раза подряд. Применяется для открытия папок и файлов, запуска приложений.
____________
1
Описывается самая простая (т.н. «офисная») модель мыши. Сущест- вует множество усовершенствованных конструкций, снабженных дополни- тельными кнопками и колесиками, но здесь они не рассматриваются.

1. Операционная система Windows
7
В конкретных случаях указанные действия могут иметь и другое назначение.
3. Щелчок правой кнопкой (правый щелчок) служит для вызова контекстного меню объекта.
4. Проводка – перемещение мыши при нажатой левой кнопке. Применяется для выделения групп объектов или протя- жённых областей документа.
5. Перетаскивание – мышь сначала наводят на объект, затем нажимают левую кнопку и ведут мышь по экрану. При этом выделенный объект перемещается вслед за указателем мыши. Перетаскивать можно самые разные объекты – окна или их границы, эмблемы (пиктограммы) на рабочем столе, выде- ленные фрагменты документа и др.
Вращение колесика мыши приводит к прокрутке докумен- та на экране. Вращение колесика при одновременном нажатии на клавиатуре клавиши вызывает изменение масштаба отображения документа (делает его крупнее или мельче).
К основным пассивным средствам управления ОС
Windows и приложений относятся:

Меню – готовый набор команд, предлагаемых компью- тером для исполнения. Нужная команда меню выбирается щелчком мыши. Часто при выборе команды открывается диало- говое окно для детальной настройки параметров выполнения команды.

Панель инструментов – набор виртуальных (то есть нарисованных на экране и «нажимаемых» щелчком мыши) кно- пок и клавиш
2
, дублирующих отдельные команды меню. Нажа- тие кнопки вызывает выполнение команды без настройки (с па- раметрами, принятыми по умолчанию).

Инструментальная лента – элемент интерфейса, исполь- зуемый в программах пакета MS Office, начиная с версии MS Of- fice 2007. Лента состоит из отдельных вкладок. На каждой вкладке размещаются виртуальные кнопки и клавиши для быстрого выпол-
____________
2
Разница между «кнопками» и «клавишами» заключается в том, что на кнопке помещается графическая эмблема, а на клавише – текстовое название.
Если навести мышь на кнопку и выждать 1–2 с, появляется текстовая подсказ- ка о назначении кнопки.


1. Операционная система Windows
8 нения команд, а также специальные кнопки открытия диалого- вых окон для детальной настройки параметров выполнения от- дельных команд. Тем самым лента объединяет в себе свойства меню и панели инструментов.
В приложениях, не входящих в пакет MS Office, инстру- ментальные ленты не используются.
Дополнительным элементом управления в ОС Windows и приложениях являются «горячие» клавиши – комбинации кла- виш, нажатые одновременно (сначала нажимают первую клави- шу, затем, не отпуская ее – вторую, и, если надо, третью). Нажа- тие комбинации вызывает выполнение какого-либо действия.
1.2. Меню
Меню – важнейший элемент интерфейса в ОС Windows.
Различают следующие видыменю:

Главное меню операционной системы, появляющееся на экране при нажатии виртуальной кнопки [Пуск] в нижнем левом углу экрана. Служит для запуска программ, настройки системы, выключения компьютера и других действий;

Контекстное меню какого-то объекта;

Меню приложения
3
;

Подчиненное меню (подменю, ниспадающее меню);
Меню приложения обычно находится под строкой заго- ловка окна приложения и обеспечивает доступ ко всем функ- циональным возможностям программы. Оно состоит из заголов- ков отдельных разделов.
Ниспадающие меню появляются при выборе (щелчком) разделов меню приложения или отдельных команд инструмен- тальной ленты. Пункты ниспадающего меню могут быть заго- ловками внутренних подменю – в этом случае рядом с заголов- ком находится знак списка в виде одиночного черного треуголь- ника.
Контекстные меню появляются на экране после щелчка правой кнопкой мыши по объекту. В контекстном меню отра-
___________
3
В программах, не входящих в пакет MS Office.

1. Операционная система Windows
9 жаются операции, которые можно выполнять с данным объек- том в текущей ситуации.
Если какой-то пункт меню выглядит бледнее других, то это означает, что соответствующая команда в текущей ситуации не может быть выполнена и выбор ее щелчком невозможен.
1.3. Окна
Интерфейс Windows и приложений организуется с помо- щью окон. Окно – это окруженная рамкой прямоугольная об- ласть экрана, внутри которой происходит работа пользователя.
Основные виды окон:
1. Окно приложения – основное окно для работы с какой- либо программой. Оно делится на интерфейсную часть и окно документа.
В программе электронных таблиц Excel можно создавать отдельные окна документов в одном окне приложения. В ос- тальных программах пакета MS Office 2007 для каждого доку- мента создается отдельное окно приложения со всеми элемен- тами интерфейса.
2. Диалоговое окно – окно, появляющееся при выборе в меню или на ленте отдельных команд. Оно служит для уточне- ния параметров команды и может содержать следующие эле- менты (рис. 1.1):

вкладки – отдельные «страницы», или «слои», диалого- вого окна. Если окно имеет несколько вкладок, их названия видны в верхней части окна – они имеют вид закладок в карто- теке. Для перехода на вкладку надо щелкнуть ее заголовок.

окна ввода для ввода каких-то пояснений с помощью клавиатуры или мыши; для ввода информации с клавиатуры в окно надо щелчком установить курсор – метку в виде мигающей вертикальной черты. Курсор является общим элементом интер- фейса ОС Windows, его наличие всегда указывает на возмож- ность ввода в данном месте информации с клавиатуры. Для ус- тановки курсора надо щелкнуть мышью нужное место докумен- та или окна.


1. Операционная система Windows
10
Вкладки
Окно ввода со списком значений
Флажок
Окно ввода с указателями изменения значения
Виртуальная клавиша
Рис. 1.1. Окно диалога и его элементы
Окно ввода может быть снабжено справа значком списка
(одиночным черным треугольником). Щелчок по этому значку раскрывает список стандартных вариантов значений для ввода в окно; ввод производится щелчком по выбранному значению
(однако можно не использовать стандартный список значений, а ввести произвольное значение с клавиатуры).
Если справа от окна для ввода числа находятся парные черные треугольники (стрелки), щелчки по ним увеличивают или уменьшают значение числа в окне (численное значение также можно ввести и с клавиатуры).

небольшие квадратные окошки, в которые щелчком мыши можно поставить флажки – метки в виде галочки. Такая метка означает, что помеченное действие или указание будет выполняться, отсутствие флажка – что указание не выполняется;

1. Операционная система Windows
11

наборы из двух или более небольших круглых окошек, в одном из которых установлен переключатель – метка в виде точки, которую можно переставлять щелчком мыши (на рис. 1.1 переключатель не показан; пример переключателя – «Вста- вить/Связать» – можно увидеть на рис. 1.6). Переключатель служит для выбора одного варианта из какого-то набора взаи- моисключающих параметров команды.
После установки всех необходимых параметров следует щелкнуть имеющуюся в окне клавишу [OK] или [Выполнить].
При отказе от выполнения команды следует щелкнуть [Отмена] или просто закрыть окно имеющейся в нем кнопкой [Закрыть].
Для управления окнами предназначены одна (в диалого- вых окнах) или три (в окнах приложений и документов) кнопки
(рис. 1.2).
Рис. 1.2. Кнопки управления окном
Первая ([Свернуть]) убирает с экрана окно приложения или документа и создает взамен на панели задач в нижней части экрана виртуальную клавишу с именем свернутого окна. При этом работа программы не прекращается. Свернутое окно в лю- бой момент может быть возвращено на экран щелчком по упо- мянутой клавише.
Вторая ([Развернуть] или [Восстановить]) управляет раз- мерами окна, позволяя сделать их максимально возможными (на весь экран) или уменьшить. Если окно не занимает весь экран, его форму можно менять, перетаскивая мышью его границы; в этом случае можно перетаскивать по экрану и само окно.
Третья кнопка ([Закрыть]) прекращает работу программы и убирает с экрана ее окно.
1.4. Особенности интерфейса MS Office 2007
Основные элементы интерфейса приложений MS Office
2007 показаны на рис. 1.3.