Файл: Мамед Елизавета тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мамед Елизавета
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».

- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».

  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.

- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.

  1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».

- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.

- Какие критерии личности выделяет современная философия?
1. Онтология:

А) Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.


Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания

2. общение с собеседником с целью обретения им истины.

3.диалектический материализм; 

Б) Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

2. Гносеология

А)

Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.

Познание – это есть специфический вид духовной деятельности

человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами

процесс приобретения знаний.

Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных.

Приведенные ниже моменты важны с точки зрения разницы между информацией и знаниями:

  1. Информация - это систематизированные данные о ком-то или чем-то, полученные из различных источников, таких как газеты, Интернет, телевидение, дискуссии и т. Д. Знание относится к осведомленности или пониманию предмета, полученным в результате образования или опыта человека.

  2. Информация - это не что иное, как уточненная форма данных, которая помогает понять смысл. С другой стороны, знания - это актуальная и объективная информация, которая помогает делать выводы.

  3. Данные, собранные в значимом контексте, предоставляют информацию. И наоборот, когда информация сочетается с опытом и интуицией, это приводит к знаниям.

  4. Обработка улучшает представление, тем самым обеспечивая легкую интерпретацию информации. В отличие от этого, обработка приводит к увеличению сознания, таким образом расширяя знания предмета.

  5. Информация приводит к пониманию фактов и цифр. В отличие от знания, которое приводит к пониманию предмета.

  6. Передавать информацию легко с помощью различных средств, например, вербальных или невербальных сигналов. И наоборот, передача знаний немного затруднена, потому что требует обучения со стороны получателя.

  7. Информация может быть воспроизведена с небольшими затратами. Однако точно такое же воспроизведение знания невозможно, поскольку оно основано на эмпирических или индивидуальных ценностях, восприятии и т. Д.

  8. Одной информации недостаточно, чтобы делать обобщения или делать прогнозы о ком-то или о чем-то. Напротив, знание способно предсказывать или делать выводы.

  9. Не всякая информация обязательно является знанием, но все знания - это информация.


Б)

Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс.

Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине ХIХ века. Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана И. Кантом в конце 18 столетия. Но более распространенная теория познания оформляется в Европе в 16-17 веках в трудах двух крупнейших европейских мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона и Р. Декарта. 

Именно наука, основанная на строгих экспериментальных и теоретических методах получения и обоснования знания, приобретает особую общественную ценность. Основные философские теории познания:

Эмпиризм - единственный источник знания – опыт 

Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека 

Рационализм - единственный источник знания – разум человека 

Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт.

Познание - процесс целенаправленного активного отображения деятельности в сознании человека.

Уровни познания: чувственное(формы: ощущение, восприятие, представления) и рациональное(формы: понятие, суждение, умозаключение).

Научное познание-возникает на определенном этапе развития общества и имеет свою специфику.

Уровни научного познания (формы: факт, проблема, идея, гипотеза, теория): эмпирическое и теоретическое.

Эмпирический уровень (отражение внешних признаков, сторон, связей, предметов и явлений; получение научных фактов, их описание и систематизация), методы:

Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них

Измерения-определение отношения измеряемой величины к эталону

Описание-является продолжением наблюдения, оно является формой фиксации информации наблюдения

Эксперимент-изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях

Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое


Дедукция-движение от общего к частному

Индукция-движение от частного к общему утверждению

Теоретический уровень (объяснение фактов, отражение существенных связей, открытие законов; систематизация знаний, формирование теорий), методы:

Идеализация-создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней. Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны

Формализация-отображение знания в знаковом, символическом виде

Моделирование-создание и изучение заместителя объекта

Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое

Дедукция-движение от общего к частному

Индукция-движение от частного к общему утверждению

3. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;


наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.