ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА(МИИТ)» РУТ (МИИТ)
Российская открытая академия транспорта
ЭССЕ
По дисциплине «История»
На тему «Проведение великих реформ 1860-х 1870-х гг»
Работу выполнил:
Студент 1-го курса
Группы ЗМЛ-1911
Москва
2022г.
Великие реформы – преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.
Проведение буржуазных реформ 1860–1870-х гг. было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в стране. По мере того как разрушались экономические и сословные отношения, основанные на крепостном праве, неэффективность старого административно-хозяйственного механизма управления становилась все очевиднее.
Крестьянский вопрос был важнейшим среди всех остальных проблем. Ещё Александр I хотел положить конец крепостнической системе. Николай I отрицательно относился к этому пороку, однако в итоге не решился его отменить.
Главной причиной отмены крепостного права 1861 г. на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе. Также данной реформе способствовало то, то крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике.
Главным лицом реформы стал Я.И. Ростовцев – граф, был во главе редакционных комиссий по выработке положений об освобождении крестьян.
Участие Я. И. Ростовцева в подготовке крестьянской реформы можно, разделить на этапы, преемственность между которыми обусловлена его видением процесса преобразования как постепенного, эволюционного развития русского общества на началах материальной и правовой независимости личности. При этом он прекрасно осознавал, каковы должны быть экономические и культурные составляющие этого процесса.
Я. И. Ростовцев в 1859 году был председателем Редакционных комиссий, решительный сторонник отмены крепостного права, выступал за выкуп крестьянами своих наделов и ограничение власти помещиков, его программа отмены крепостного права легла в основу Положений 19 февраля 1861 г.
Ростовцев идеально подошел для той задачи, которую возложил на него Александр II. Человек демократического происхождения (дворянин во втором поколении), неотягощенный сословными предрассудками, он соединял в себе культуру дворянского просвещения начала XIX в. с её страстью к постановке глобальных исторических и нравственных проблем с широтой и прозорливостью мышления государственного деятеля середины XIX в., способного видеть и ставить конкретные задачи.
Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы
После отмены крепостного прав вопрос о системе местного управления был решен в пользу организации новых органов земств. 17 марта 1859 г. царь учредил особую комиссию при Министерстве внутренних дел под началом Н. А. Милютина для разработки проекта земской реформы. В состав комиссии вошли крупные чиновники министерства иностранных дел, юстиции, государственных имуществ: П. О. Арцимович, К. К. Грот, С. И. Зарудный, В. А. Татаринов.
Н. А. Милютин сыграл важную роль в период правления Александра II. В своей работе Милютин руководствовался не любовью к «униженному брату» и не интересами династии, а интересами страны в целом, государства, государственного порядка, государственной машины. Мысль его работала не от крестьянства или дворянства к государству, а наоборот — сверху вниз. Порядок, по его мнению, может быть наведен и соблюден только в результате строгой опеки всех слоев населения властями. Демократии в этой теории государственной необходимости не было ни на грош. И по отношению к дворянству — тоже.
Отношения Милютина с императором складывались очень напряженно. В окружении Александра II раздавались возгласы о том, что Милютин — «красный», «революционер» и т. п. Император, вообще-то не веривший в революционные намерения Николая Алексеевича, но считавший его деятелем чересчур радикальным, бескомпромиссным, в начале 1858 г. бросил следующую фразу: «Этот Милютин давно уже имеет репутацию красного, за ним нужно понаблюдать». Последний тут же подал в отставку. Лишь ручательство Ланского заставило Александра II отклонить отставку.
Несмотря на ограничение их компетенции, на сохранение некоторых дворянских привилегий, введение местного самоуправление казалось Милютину «великим шагом на пути к будущему развитию государственного строя», «к государственному перерождению России». Земство было встречено «с живою радостью всеми, кто только сочувствовал предпринятым реформам и обольщался светлыми надеждами на благодетельные последствия их для возрождения России»
В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков.
Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.
Создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы. Они решали вопросы благоустройства города: учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.
Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по “Новым судебным уставам”, остаются актуальными и по сей день.
Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.
Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.
Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный – в армии, консистория – для духовенства.
Причиной Военной реформы 1861-1874 гг. стало поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.
Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.
В начале 1860-х гг. началось перевооружение: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. – 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.
Испытывая необходимость в образованных людях, власть решилась и на реформы в области образования. Еще в начале своего правления Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей как мужчин, так и женщин, число студентов в первые пореформенные годы резко увеличилось.
Стремление ограничить возможности образования, вернуть ему сословный характер лежит в основе учебной реформы 1871 г. Проект ее был подготовлен министром просвещения Д.А. Толстым при участии издателя "Московских ведомостей" М.Н. Каткова. Суть реформы – во введении в гимназиях классической системы образования. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, где при сокращении общеобразовательных дисциплин особое внимание уделялось техническим знаниям. Классическое образование сосредоточивалось на изучении древних языков: латыни и древнегреческого, а также математики, при сокращенном преподавании словесности, истории и естествознания.
Высокая плата за обучение, трудность и протяженность учебного процесса становились своеобразным регулятором социального состава учащихся.
Реформы 60—70-х годов — крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.
Список литературы
-
Красникова, И. Л. Земская реформа 1864 г. по воспоминаниям современников / И. Л. Красникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 245-247. -
Романов Э. В., Лелецкий А. В., Лабунин К. А. Предпосылки отмены крепостного права // Вопросы науки и образования. 2019. №33 (83). -
Чашников М.А. Крестьянская реформа 1861 г. изменение правового положения крестьянства // Вестник науки. 2021. №1 (34).