Файл: Лабораторная работа 3 по дисциплине Теория автоматического управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»
Инженерная школа энергетики
Отделение электроэнергетики и электротехники
Направление: 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
КОРРЕКЦИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
лАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
по дисциплине:
Теория автоматического управления
Вариант 5
Выполнил: : | | ||||
студент гр. 5А06 | | | Ерохонов Айастан Алексеевич | | 16.04.2023 |
| | | | | |
Проверил: | | ||||
Кандидат технических наук | | | Ляпунов Данил Юрьевич | | |
| | | | | |
Томск – 2023
Цель работы: Исследование влияния средств коррекции на свойства систем автоматического управления.
Рис.1. Принципиальная схема САУ
Паспортные данные двигателя:
Рном = 3,2 кВт; Uном = 220 В; Iя ном
= 18 А; Jд = 0,065 кг.м 2 ; Rя = 0,376 Ом; Lя = 0,004 Гн; nном = 2500 об/мин.
Согласно паспортным данным передаточная функция двигателя в числовом выражении имеет вид:
Параметры ЭМУ определяются также по паспортным данным, которые имеют следующие значения для ЭМУ-50А3
Рэму = 4 кВт; Uэму = 230 В; Iвх = 10 мА; rвх = 2100 Ом; Lвх = 100 Гн; r1 = 3,35 Ом; L1 = 0,6 Гн.
Передаточную функцию ЭМУ соответственно приведенным паспортным данным можно представить как:
где Кэму = uэму/Iвхrвх ≅ 11; Тэму = L1/r1 = 0,178 с; Твх = Lвх/rвх = 0,0478 с
Коэффициент передачи тахогенератора BR kос = 0,1.
Выполнения работы
-
Исследование системы при передаточной функции Wk(s) = 1.
Рис.1. Структурная схема исследуемой системы
Рис.2. График переходной характеристики
Из рис.2. мы видим, что данная система имеет статическую ошибку примерно на 0,8 единиц и огромное время регулирование . То есть, САУ медленно переходить в установившийся состояние и, при возмущающим воздействии, не возвращается в тот же значение установившегося режима ( .
Рис.3. Кривая Найквиста
Рис.4. ЛАЧХ и ЛФЧХ
Также по АФЧ можем увидеть, что система устойчива, но имеет малый запас по амплитуде и по фазе ( ).
-
Исследование системы с дифференцирующим устройством
Рис.5. Структурная схема исследуемой системы с дифференцирующим устройством
Рис.6. График переходной характеристики
По рис.6. видно явное преимущество схемы с дифференцирующим устройством в виде малого времени регулирование . Но, само установившийся состояние уменьшилось ( , а также увеличилась статическая ошибка ( по сравнению с предыдущей схемой. То есть, данная система быстро возвращается в установившийся режим, но при возмущении сильно проседает.
Рис.7. Кривая Найквиста
Рис.8. ЛАЧХ и ЛФЧХ
Другое преимущество данной системы – это его запас по амплитуде и по фазе ( ). Систему с дифференцирующим устройством сложнее вывести из устойчивости.
-
Исследование системы с интегрирующим устройством
Рис.9. Структурная схема исследуемой системы
Рис.10. График переходной характеристики
Схема с интегрирующим устройством имеет самый приятный вид из всех график переходной характеристики. В отличии от схем рис.1. и рис.5., данная система способен устранять статистическую ошибку.
Рис.11. Кривая Найквиста
Рис.12. ЛАЧХ и ЛФЧХ
По другим оценкам качества схема с интегрирующим устройством практически идентичен первой схеме.
Вывод: исследовал влияния средств коррекции на свойства систем автоматического управления.
В итоге можно сделать вывод, что любое корректирующее устройство имеет свои преимущества и недостатки, и поэтому для их эффективного использование необходимо знать требовании эксплуатации самой системы.
Ниже приведены результаты оценок систем с устройствами коррекции.
| Без корректирующих устройств | с дифференцирующим устройством | с интегрирующим устройством |
Установившийся состояние | 8 | 7 | 9 |
Статическая ошибка | 0,8 | 1,5 | 0 |
Время регулирование | 3,4 | 1,6 | 3,8 |
Запас по амплитуде , дб | 6,5 | 14,7 | 6,26 |
Запас по фазе | 28,2 | 72,5 | 27 |