Файл: Методы и способы мотивации труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и способы мотивации труда

1 Мотивацию можно определить как взаимосвязь целей организации и целей работника, направленных на наиболее полное удовлетворение потребностей обоих, а также как систему различных способов и методов воздействия на персонал для достижения целей предприятия и успешного выполнения задач. (Давыдов А.В. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике / А.В. Давыдов. Новосибирск: Наука, 2007. 213 с.)

Система мотивации сотрудников предприятия может основываться на различных методах. Выбор тех или иных методов может зависеть от степени разработки системы стимулирования в организации, а также от системы управления, особенностей функционирования предприятия. (Саркитов Аслан Альбертович,

Карачаево-Черкесский государственный

университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск)

Также от методов следует отличать способы мотивации.

Если метод – это путь, совокупность приемов, способов теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, то способ – это тот или иной порядок, образ действий, в исполнении какой-либо работы, достижении цели. Способ является составной частью метода, его ответвлением.
Следует сказать, что существует большое количество классификаций методов мотивации. Методы могут быть материальными (экономическими), организационными (осуществляются в форме приказов, распоряжений, правил, принципов, команд) и морально-психологическими (поощрение изобретательской деятельности, сохранение и развитие традиций и обычаев организации, вовлечение работников в управление, комфортные условия труда). Комплексное применение всех методов управления можно считать условием эффективного руководства. Семенов А. К., Маслова Е. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Лозовая И.В.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Воронежский экономико-правовой институт страница 77-78

Выделяют наиболее эффективные методы стимулирования персонала:

1. Наказание.

Выбор уровня наказания зависит от цели, которую преследует руководитель. Но основной целью при этом является недопущение действий сотрудника, которые могут нанести ущерб или иным способом навредить, повлиять на функционирование предприятия. Наказание служит неким барьером, который не позволяет в дальнейшем повторить те действия, за которые сотрудник понес наказание.


Следует учитывать, что лишь наличие весомых аргументов может служить применению данной меры.

2. Денежные выплаты за успешное выполнение поставленных перед сотрудником задач.

Мотивация сотрудников в виде денежных выплат является наиболее распространенным методом мотивации. Данные выплаты осуществляются в том случае, когда сотрудник соответствует заранее определенным критериям. Такими критериями могут служить: экономические показатели работы, положительные показатели качества работы или оценка работы сотрудника другими лицами. Каждая организация устанавливает критерии, при которых осуществляются денежные выплаты самостоятельно.

3. Выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников. Такие выплаты, в виде материального вознаграждения, могут осуществляться за отказ от курения на рабочем месте, если работник не пропустил в год ни одного рабочего дня по больничному листу и т. д. Критерии денежных выплат в каждой организации индивидуальны.

4. Специальные индивидуальные вознаграждения. В том случае, когда работник обладает специальными навыками, которые необходимы компании на данный период ее деятельности, сотруднику выплачиваются специальные премии, стимулирующие его деятельности и показывающие его значимость для организации.

5. Совершенствование системы организации труда и управления. Для повышения мотивации, эффективности и производительности труда фирме следует усовершенствовать координацию и взаимодействие между сотрудниками, логично распределить служебные обязанности каждого из работников, иметь четкую систему продвижения по карьерной лестнице, совершенствование отношений между подчиненными и руководством организации и т.д.

6. Социальная политика организации. В организации реализуются социальные гарантии для работников, предусмотренные на федеральном или региональном уровнях. Так же организация в рамках социальной политики предоставляет дополнительные льготы работникам.

К нематериальным аспектам мотивации персонала можно отнести совещания организации. Именно здесь каждый человек имеет возможность ближе ознакомиться с ближайшими планами компании, тем самым будет осведомленным о делах.



Обучение - это тоже способ мотивации. Можно отправлять на обучение сотрудников в качестве поощрения. Этот вид мотивации понравится успешным работникам, которые готовы продвигаться по карьерной лестнице. [Чернов А. Мотивация уже устарела? // Управление компанией / А. Чернов - № 10, 2006. с. 15].

Возможность иметь обратную связь с управляющим. То есть, руководитель должен прислушиваться к пожеланиям и потребностям в рабочем процессе своих сотрудников, выполнять их, если посчитает это действительно необходимым. Таким образом, работник чувствует, что он услышан и имеет взаимопонимание с руководителем.

Проведение праздников и корпоративных мероприятий. Этот способ пользуется популярностью. Он показывает, что коллектив может общаться не только в рабочей атмосфере, но и во время отдыха. Руководитель таким способом сближает работников и снимает напряженность в рабочей обстановке.

В-пятых, право выбора. Каждый сотрудник может иметь возможность выбрать свой способ поощрения. Например, выбор времени отпуска.

В-шестых, в качестве дополнительного поощрения и высшей награды для работника служит публичная благодарность за выполненные задачи, например, награждение грамотами.

Эффективность мотивационной системы во многом зависит от органов управления. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Еще одно немаловажное значение занимает изменение концепции поощрения персонала.

Мотивация сотрудников должна быть справедлива и объективна по отношению ко всем уровням персонала. Способы мотивации необходимо обновлять, потому что поощрение не должно быть для работника обыденным явлением, оно должно его радовать и вдохновлять на последующие достижения. (Способы мотивации персонала Иванова Е. В. (Российская Федерация))

4 МОТИВАЦИЯ РАБОЧЕГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Трифонова С.Ю. страница 61)

Существуют различные способы мотивации:

Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования.

Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

Широкое распространение получила практика мотивации сотрудников организации с помощью подарков. Подарки пусть и недорогие, способны стимулировать людей. Они понимают, что руководство видит в них не безликих работников, а замечает лояльность и усердие каждого. Хорошим стимулом будет подарок, приуроченный к определенной дате, например, к окончанию работы или достижению командой какой-либо цели, ко дню рождения сотрудника. Подарки не должны надоедать и предусматривать никаких ответных обязательств. Также фирма может либо бесплатно предоставить свои товары и услуги.

Важно отметить, что при всей эффективности денежных поощрений, использование одной материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Работники организации – это люди со своими жизненными ценностями, установками и желаниями. Более того, различный размер материального стимулирования негативно сказывается на сплочении коллектива.

Следует уделить внимание методам нематериальной мотивации, к которым можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: наличие удобных рабочих мест и мест для отдыха персонала, красивый дизайн помещений, установка нового компьютерного оборудования и современных систем кондиционирование или отопления, хорошая транспортная доступность. Сюда также можно добавить выдачу всему персоналу спецодежды, в зависимости от выполняемой работы, а также различной сувенирной продукции организации (например, футболок с логотипом фирмы). Сильнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командное формирование) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях [5]. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием сотрудников организации для формирования у них чувства сопричастности к общему делу. 63

Необходимо использовать методы как материального, так и нематериального стимулирования для успешной деятельности любой организации. Поскольку акцентирование внимания на материальных методах стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально – психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала [Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимов, А. В. Игнатова, М. А. Комаров и др. – М., 2009 – 285 с. , с. 285].

Мощным фактором мотивации является грамотное сочетание моральных и финансовых стимулов. Одна теория дополняет другую, и каждый исследователь по-своему прав, поэтому обозначим ключевые моменты эффективной мотивации.

Добрынина К.Г.

Бакалавр 3 курса, Южный федеральный университет

Бородина И.П.

К.э.н., Южный федеральный университет

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА страница 23

некоторые авторы отдельно выделяют Организационная культура компании является мощным фактором мотивации к саморазвитию персонала [11-

Эсаулова И.А., Семенова И.В. Проблемы и факторы саморазвития персонала высокотехнологичного предприятия // Вестник университета ГУУ. 2014. №15. C. 210-214. )))

. Многочисленные теоретические и практические исследования позволяют утверждать, что эффективная корпоративная культура непосредственно влияет на высокую удовлетворенность сотрудников своей деятельностью [1 -

Бас В.Н. Методология управления организационным поведением на основе корпоративной культуры в системе управления персоналом: Дис. … докт. экон. Наук; Гос. ун-т упр. М. 2010. 289 с. ))))

]. Корпоративная культура – это ценности, которые разделяет большинство, и традиции, на которые оно опирается в своем повседневном поведении. Лидер банковского сектора России «Сбербанк», в «Стратегии развития Банка 2014-2018» определяет ценности как основу отношения к жизни и работе; как фундамент для принятия решений, определяющий нормы поведения; как внутренний компас, который помогает находить верный путь в сложных ситуациях; как принципы которым Банк хранит верность всегда и везде. Отсюда вытекают основные ориентиры компании: развитие организации возможно только, через изменение и личностный рост ее команды; успех компании зависит от ощущения гармонии и счастья ее сотрудников.

В результате таких глубоких ценностных установок формируется естественная атмосфера взаимного доверия и взаимодействия, где сотрудники получают максимальное удовлетворение от своей работы и отдачу от своих усилий. ) Семенова Ирина Владимировна Внутренняя среда организации как фактор мотивации саморазвития персонала) страница 7