Файл: Мурманский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра судовых энергетических

установок

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Методические указания к выполнению курсового проекта

для курсантов высших учебных заведений

по специальности 240500

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Мурманск

2010

Составитель – Владислав Николаевич Селюгин, доцент кафедры судовых энергети­ческих установок Мурманского Государственного Технического Университета.
Методические указания рассмотрены и утверждены кафедрой СЭУ _________________________, протокол № __

Курсовая работа «Проектирование ЭУ промысловых судов»



Учебным планом дисциплины «Судовые энергетические установки» специальности 240500 "Эксплуата­ция СЭУ" предусматривается выполнение студентами (курсантами) курсовой работы.

Цель курсовой работы закрепить теоретические знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, ознакомить их с критериями выбора элементов СЭУ, с методами расчета их характеристик.

В процессе выполнения курсовой работы студенты получают практические навыки выполнения технических расчетов, учатся обосновывать принимаемые решения при помощи сравнения возможных вариантов, логических умозаключений, рассмотрения требований Регистра.

В настоящих методических указаниях приводятся основные теоретические положения и исходные данные для расчета элементов СЭУ. В отчете по курсовой работе обязательно должны быть пояснительная записка, текст которой выполняется в машинописном варианте на листах формата А4, текстом 12 с междустрочным интервалом 1,5.


В зависи­мости от сложности и глубины проработки исследовательского раздела отдельные разделы проекта могут быть исключены.

Объем и содержание графических материалов в каждом проекте согласо­вывается с руководителем курсового проектирования.

Задание. Рассчитать и спроектировать СЭУ. Типовой курсовой проект включает следующие разделы:

- введение;

- определение мощности главных двигателей;

- выбор типа главной судовой передачи и расчет ее основных характе­ристик;

- определение основных элементов гребного винта;

- определение размеров судового валопровода и его элементов;

- расчет мощности и выбор количества агрегатов судовой электростанции;

- расчет мощности вспомогательной котельной установки;

- расчет механизмов и оборудования основных систем СЭУ - топлив­ной, масляной, охлаждения, сжатого воздуха;

- исследовательский раздел;

- заключение (выводы);

- список использованной литературы.

Вариант задания соответствует номеру студента по списку учебной группы.
Обозначение исходных данных.

Наименование показателей, единица измерения

Условное

обозначение

Водоизмещение траулера, т

Д

Скорость судна, уз

V

Емкости, м3 :

- рефрижераторных трюмов

- балластной цистерны

- наибольшей топливной цистерны (тяжелого топлива)


Vтр

Vб

Vтmax

Мощность траловой лебедки, кВт

Nтр

Максимальная загрузка валогенераторов на промысле, кВт

Pвг

Производительности, т/сут :

- морозильных аппаратов

- рыбомучной установки

- опреснительной установки

- консервных линий (в ТУБ/сут)


Qма

Qрму

Qоп

Qк

Количество экипажа и пассажиров, чел.

j

Исходные данные для курсового проекта.


№ вар-та


Д, т

V, уз

Vтр, м3

Vб, м3

Vт max, м3

Nтр, кВт

Pвг, кВт

Qма, т/сут

Qрму, т/сут

Qоп, т/сут

Qк, туб/сут

i, чел

1

2000

12

1000

30

50

60

300

20

20

5

10

20

2

2250

12,5

1050

35

55

65

350

25

20

10

10.5

22

3

2500

13

1100

40

60

70

400

30

25

10

11

25

4

2750

13,5

1150

45

65

75

450

32,5

25

15

11,5

27

5

3000

14

1200

50

70

80

500

35

30

15

12

30

6

3250

14,5

1250

55

75

85

550

37,5

30

20

12,5

32

7

3500

15

1300

60

80

90

600

40

35

20

13

35

8

3750

12

1350

65

85

95

650

42,5

35

25

13,5

37

9

4000

12,5

1400

70

90

100

700

45

40

25

14

40

10

4250

13

1450

75

90

105

750

47,5

40

30

14,5

42

11

4500

13,5

1500

80

95

110

800

50

45

30

15

45

12

4750

14

1550

85

95

115

850

52,5

45

35

15,5

47

13

5000

14,5

1600

90

100

130

900

55

50

35

16

50

14

5250

15

1650

95

100

140

950

57,5

50

40

16,5

52

15

5500

15,5

1700

100

105

150

1000

60

55

40

17

55

16

5750

11,5

1750

105

105

160

1050

62,5

55

45

17,5

57

17

6000

12

1800

100

110

170

1100

65

60

45

18

60

18

6250

12,5

1850

105

110

180

1150

67,5

60

50

18,5

62

19

6500

13

1900

100

115

200

1200

70

65

50

19

65

20

6750

13,5

1950

105

115

210

1250

72,5

65

55

19,5

67

21

7000

14

2000

100

120

220

1300

75

70

55

20

70

22

7250

14,5

2050

105

120

230

1350

77,5

70

60

20,5

72

23

7500

15

2100

100

125

240

1400

80

75

60

21

75

24

7750

15,5

2150

105

125

250

1450

82,5

75

65

21,5

77

25

8000

12

2200

100

130

260

1500

85

80

65

22

80

26

8250

12,5

2250

105

130

270

1550

87,5

80

70

22,5

82

27

8500

13

2300

100

135

280

1600

90

85

70

23

85

28

8750

13,5

2350

105

135

290

1650

92,5

80

75

23,5

87

29

9000

14

2400

100

140

300

1700

95

90

75

24

90

30

9250

14,5

2450

105

140

310

1750

97,5

90

80

24,5

92



Топливо для ГД и ВК – мазут Ф5, для ВДГ – дизельное.


1. Введение
Во введении кратко (на 1-2 страницах) излагаются задачи, поставленные перед исполнителем, и приводятся основные исходные данные для расчетов. Отсутствующие данные принимаются исполнителем самостоятельно с соответ­ствующими обоснованиями или ссылками на использованную литературу.


2. Определение мощности главных двигателей
При нахождении мощности, необходимой для привода гребного винта судна может быть использована формула В.В. Ашика, кВт:
,
где Д - водоизмещение судна. т; V - скорость судна,уз.

На рыболовных траулерах широко применяются ЭУ с отбором мощности, в которых в качестве основных источников электрической энергии на ходу используются валогенераторы. В этих случаях мощность ГД должна быть достаточной для пропульсивных нужд и приведения в действие валогенераторов на любом режиме работы судна. Тогда:
,
где kзвг - коэффициент запаса мощности валогенераторов, kзвг=1,2; Рвг - максимальные нагрузки валогенераторов, кВт; вг, от – кпд валогенераторов и узлов отбора мощности на валогенераторы, принимается: вг=от=0,98. Далее в соответствии с полученным значением мощности и с учетом заданной схемы дизель-редукторного агрегата следует выбрать модель главного двигателя или двигателей (одной марки). Необходимые данные можно найти в [5], [6], [7] или другом источнике с соответствующим подтверждением достоверности. Допускаемые значения номинальной мощности при выборе ГД лежат в пределах (1,0 – 1,1) от расчетного. После выбора марки ГД необходимо указать не только его фактическую номинальную мощность, но и удельный эффективный расход топлива (gгде, кг/кВт-ч) и среднее эффективное давление (ргде,кПа) на номинальном режиме.
3. Выбор типа главной судовой передачи.
Тип главной судовой передачи при проектировании судна определяется по результатам технико-экономического обоснования. Вместе с тем существу­ют общие рекомендации по ее выбору.

В тех случаях, когда ожидаемым условиям эксплуатации удовлетворяет одномашинная ЭУ и при частоте вращения ГД гребной винт обладает высоким КПД, предпочитают прямую передачу, наиболее простую, надежную и эконо­мичную. Такие передачи получили наибольшее распространение на транспорт­ных судах.


На малотоннажных промысловых судах, где масса и габариты СЭУ име­ют решающее значение (поскольку необходимо разместить также технологиче­ское и другое оборудование, хранить рыбопродукцию и т.д.), применяют обыч­но средне- и высокооборотные ГД с редукторной передачей. На судах с много­машинными ЭУ наличие редукторов неизбежно. Применение редукторных передач оправдано и в том случае, когда КПД гребного винта при непосредст­венном подключении ГД к валопроводу не обеспечивает достаточно высокого пропульсивного КПД.

На дизель-редукторных ЭУ упрощается реализация отбора мощности от ГД например, на валогенераторы постоянного тока для обеспечения электроэнергией траловой лебедки. Однако необходимо иметь в виду, что выборку ваеров произ­водят на скорости 1,0-1,5 уз., а ГД при этом работает в режиме n = const. Такой режим обусловливает дополнительную потерю мощности, составляющую 15-25 % от номинальной мощности ГД. Кроме того, при относительно небольшом соот­ношении мощностей траловых лебедок и двигателя, равном 0,2 и менее, по­следний работает в области малых нагрузок с пониженным эффективным КПД.

Если суммарные мощности ГД и СЭС на переходах и в условиях промыс­ла незначительно различаются, то в целях уменьшения количества и мощности дизелей, устанавливаемых на судне, в качестве основных источников электро­энергии используют валогенераторы переменного тока.

При проектировании необходимо обратить внимание на необходимость защиты зубчатых передач от дополнительных напряжений, возникающих под воздействием крутильных колебаний. Для этого следует установить между ГД и редуктором гидро- или электродинамические муфты, но при этом на 3-4 % увеличиваются потери в главной передаче.

Если в качестве разобщительных используются фрикционные муфты, то перед ними следует устанавливать эластичные муфты, существенно снижающие амплиту­ду крутильных колебаний. Установка эластичных муфт необходима и в тех случаях, когда разобщение ГД и валопровода не предусматривается.

Электрические и гидравлические передачи целесообразно применять на судах ледового плавания, буксирах, ГД которых работают в условиях частых маневров. В главных электрических передачах может использоваться как переменный, так и постоянный ток. Электроэнергия для судовых нужд может вырабатываться как вспомогательными, так и главными двигателями.