Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам обоснования определяют тип энергетической установки, главного двигателя, разрабатывают схему СЭУ (на формате А4), на которой указывают расположение основных элементов, например ГД, редуктора, валопровода, муфт, подшипников, валогенераторов, приводят основные технико-экономические показатели выбранного типа ГД, необходимые для последующих расчетов (мощность, частота вращения, количество цилиндров, удельные эффективные расходы топлива и масла, температура отработавших газов, механический КПД, сорт применяемого топлива).
4. Определение основных элементов гребного винта.
Диаметр гребного винта в первом приближении определяется из условия его размещения в кормовом подзоре:
- для одновинтовых судов Дв = (0,6-0,75) Тк;
- для двухвинтовых судов Дв = (0,6-0,7) Тк,
где Тк - осадка кормой, м.
Масса четырехлопастных латунных гребных винтов фиксированного шага при Дв = 1–8 м и шаговом отношении А/Аα = 0,6 оценивается по формуле (в кг):
Gв = 4,5Д4в + 20Д3в + 300Д2в.
Масса гребных винтов регулируемого шага равна сумме масс лопастей Gл и ступицы Gст:
Gв = Gл + Gст.
Масса латунных лопастей:
- трехлопастных винтов регулируемого шага при А/Аα = 0,6 и Дв = 0,5 - 3,5 м:
Gл = 3(24Д3в - 5Д2в + 80);
- четырехлопастных винтов при А/Аα = 0,6 и Дв = 1 – 6 м:
Gл = 4(18Д3в - 5Д2в + 50).
Масса ступицы:
- трехлопастного винта регулируемого шага при Дв = 1,0-1,7 м:
Gст = 240 + 640(Дв – 1);
- четырехлопастного винта при Дв = 1 - 5 м:
Gст = 10Д4в + 18Д3в + 70Д2в + 220.
5.Определение размеров судового валопровода и его элементов
5.1. Основными силами и нагрузками, действующими на валопровод в процессе эксплуатации, являются: вращающий момент, передаваемый от ГД к гребному винту; упор, создаваемый гребным винтом; нагрузки от массы валопровода, гребного винта, муфт, механизма изменения шага винта; гидродинамические изгибающие моменты, возникающие в результате работы гребного винта в неравномерном потоке.
Дополнительными и случайными нагрузками являются:
изгибающие моменты, возникающие в результате смещения действительной оси от теоретической;
нагрузки, возникающие из-за статической и динамической неуравновешенности гребного винта;
- нагрузки от ударов винта о лед, орудия лова;
- инерционные нагрузки, возникающие в результате качки судна.
Основные размеры валопровода при его проектировании рассчитываются по специальным формулам Морского Регистра Судоходства, учитывающим назначение судна, прочностные характеристики материалов, передаваемые мощность и частоту вращения, тип установки и передачи, тип соединения гребного винта с валом.
Расчетный диаметр промежуточного вала (в мм) определяется по формуле:
,
где F = 95 -для установок с ротативными ГД и ДВС при наличии в главной передаче гидро- или электродинамических муфт (F = 100 для других дизельных СЭУ);
Ne - расчетная мощность на промежуточном валу, кВт;
n - расчетная частота вращения, мин-1.
Диаметры валов должны быть увеличены, если в них предусматриваются осевые радиальные отверстия и продольные вырезы. В случае радиального отверстия диаметр вала увеличивается на 0,2 расчетного диаметра, а при продольных вырезах - не менее чем на 0,2. При этом длина выреза не должна быть более 1,4, а ширина - более 0,2 расчетного диаметра вала. Утолщенная часть вала должна выступать в обе стороны от выреза на длину, не меньшую 0,25 расчетного диаметра вала.
Диаметр упорного вала должен быть в 1,1 раза больше диаметра промежуточного (минимальное допущение - расстояние диаметра по обе стороны от упорного гребня).
Расчетный диаметр гребного вала определяется по формуле Регистра:
,
где К = 1,22 при бесшпоночном соединении гребного винта с валом или при соединении гребного винта с фланцем, откованным вместе с валом (К = 1,2 в случае соединения гребного винта с валом с помощью дейдвудного подшипника в нос с торца носового уплотнения дейдвудной трубы).
Ближе к носу диаметр гребного вала постепенно может быть уменьшен до диаметра промежуточного вала. Значение К увеличится на 2 %, если дейдвудный подшипник смазывается водой, а гребной вал не имеет сплошной облицовки.
Диаметры валов с ледовыми усилениями должны быть увеличены в Кл раз. Значения Кл приведены ниже:
Валы | Категория усилений | |||
УЛ | Л1 | Л2 | ЛЗ | |
Промежуточные и упорные | 1,12 | 1,08 | 1,04 | 1,0 |
Гребной | 1,20 | 1,15 | 1,08 | 1,05 |
Для траулеров с кормовой схемой траления гребные валы, лежащие в дейдвудных подшипниках с водяной смазкой и несущие ВРШ, должны иметь диаметр не меньше, чем гребные валы с ледовым усилением Л1.
Толщина соединительных фланцев промежуточных и упорного валов должна быть не менее 0,2dпр, гребного вала - не менее 0,25dпр.
Толщина бронзовых облицовок должна составлять:
S = 0,03dгр + 7,5,
где dгр- диаметр гребного вала под облицовкой, мм.
Толщина облицовки между подшипниками может быть уменьшена до 0,75 S.
Расстояние между серединами соседних подшипников валов при отсутствии сосредоточенных масс в пролете должно удовлетворять условию:
,
где I - расстояние между подшипниками, м;
d - диаметр вала между подшипниками, м;
λ - коэффициент, равный 14 при n <
500 мин-1 и 300√n при n> 500 мин-1 (n - номинальная частота вращения валопровода).
5.2. Определение комплектующих элементов судового валопровода.
Длина подшипников должна быть не менее указанных ниже значений:
-
Материал вкладышей
Носовой подшипник
Кормовой подшипник
Баббит
0,8dгр
2dгр
Прочие материалы
1,5dгр
4dгр
Для прокачки дейдвудных подшипников, смазываемых морской водой, необходимо подавать ее в следующих количествах:
Диаметр облицовки, мм | Количество воды, м3/ч | Диаметр облицовки, мм | Количество воды, м3/ч |
До 100 | 1,0 | 250 - 300 | 3,0-5,0 |
100-140 | 1,0-1,5 | 300 - 400 | 5,0-8,0 |
140 - 200 | 1,5-2,0 | 400 - 500 | 8,0-10,0 |
200 - 250 | 2,0-3,0 | 500 - 600 | 10,0-12,0 |
Опорные подшипники подбираются по диаметру промежуточного вала.
Упорные подшипники, дейдвудные и переборочные сальники, тормоза валопроводов выбираются по соответствующим стандартам (ОСТ 5.4068-73, ОСТ 5.4105-75, ОСТ 5.4137-75, ОСТ 5.4151-75).
6. Расчет мощности и выбор количества агрегатов судовой электростанции.
Согласно требованиям Морского Регистра Судоходства на каждом судне должно быть не менее двух основных источников электрической энергии. Если на судне предусмотрена возможность приведения СЭУ в действие при выходе из строя любого основного источника электроэнергии с независимым приводом, то одним из основных источников может быть валогенератор.
Мощность основных источников электроэнергии должна быть такой, чтобы при выходе из строя любого источника электроэнергии оставшиеся обеспечивали питание ответственных устройств в любых условиях плавания.
Суммарная мощность и мгновенная перегрузочная способность всех агрегатов СЭС, питающих судовую сеть, должна быть достаточной для пуска самого мощного электродвигателя с наибольшим пусковым током при выходе из строя любого из генераторов. При этом напряжение и частота тока не должны понижаться до пределов, при которых возможно выпадение агрегатов из синхронизма или остановка вспомогательных двигателей и отключение работающих потребителей.
Поскольку продолжительность плавания промысловых судов может достигать нескольких месяцев и они зачастую длительное время не заходят в порты своей приписки, то часть регламентных работ по агрегатам СЭС выполняется в море. В связи с указанными обстоятельствами необходим дополнительный резерв мощности СЭС.
Определенный резерв мощности СЭС целесообразно предусматривать и на случай модернизации судна (монтаж новых технологических линий и др.).
Максимальная ожидаемая нагрузка СЭС (в кВт) в условиях промысла на начальных стадиях проектирования может быть определена по следующему выражению:
Pmax=102+0,035·Nгдe+0,05·Vтр+0,04·Д+5,62·Qма+2,27·Qм+1,25·Qк+Nтр,
где Nгдe- мощность ГД;
Vтр - суммарная емкость рефрижераторных трюмов, м3;
Д - водоизмещение, т;
Qма, Qм - суточная производительность морозильных аппаратов, рыбомучной установки соответственно, т/сут;
Qк - производительность консервных линий в тысячах условных банок (ТУБ) в сутки;
Nmp - мощность траловой (ваерных) лебедки, кВт.,
Мощность СЭС должна выбираться с коэффициентом запаса К3 = 1,2. При выходе из строя одного из основных источников электроэнергии
где Zг - количество агрегатов СЭС. На промысловых судах с автономными СЭС устанавливают 3-4 агрегата, на крупных рыбообрабатывающих - до 6, на малых рыбодобывающих судах - 1-2.
Если траловая или другие промысловые механизмы получают питание от специального источника электроэнергии, то Nтр = 0.
При использовании валогенератора в качестве основного источника электроэнергии резервным агрегатом может служить такой же валогенератор либо автономные дизель-генераторы. В первом варианте СЭУ должна быть многомашинной, но и в этом случае для обеспечения судна электроэнергией на стоянках необходимо иметь дизель-генераторы.