Файл: развитие эмоционального интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

Институт экономики и социальных технологий
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Практическое задание № 5

по дисциплине «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

на тему
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»





Выполнил(а)

студент(ка) гр. 2 – ТД – 40

ФИО Балашова Ксения
Проверил

к.п.н., доцент С.С. Акимов

Санкт-Петербург

2023

Задание 1. Заполните твблицу

Варианты эмоций человека

Примеры ситуаций проявления эмоций в образовательном процессе с позиции студента

(не менее 3-4 ситуаций)

Причины возникновения эмоций

(не менее 3-4 причин на каждую ситуацию)

Положительные

1) хочу вставать в 12 часов дня, но надо вставать в 7 утра, т.к. работа начинается в 9 утра
2) хочу уйти с работы пораньше, но надо доделать все дела
3) хочу получить повышение, для этого надо усердно работать

1) расставить приоритеты, возможно, сменить работу, которая начинается позже 9 утра
2) не отвлекаться на посторонние дела и сосредоточиться на своей работе
3) не отказываться от своей цели

Нейтральные

1) хочу быть похожа на свою начальницу, но в реальности я совершенно другая
2) хочу жить богато, но действительное положение дел состоит иначе
3) хочу шить одежду для собак, а сама даже не знаю, в каком районе моего города находится цех по производству одежды для собак

1) не надо пытаться копировать человека, нужно быть собой
2) взять жизнь в свои руки и начать что-то делать для ее улучшения
3) не пребывать в иллюзиях, а приложить руку к этому делу

Отрицательные

1) неспособность сотрудника организации надлежащим образом выполнять свой функционал
2) неспособность нового работника приспособиться к новому режиму на работе
3) невозможность перенести физическую нагрузку при восхождении по лестнице на 4 этаж на производстве (т.к. нет лифта)

1) работать над собой
2) расставить приоритеты (либо искать другую работу с подходящим режимом, либо привыкать к тому, что есть)
3) начать заниматься спортом


Задание 2. Представьте характеристику различных видов конфликта в рамках профессиональной деятельности (на примере вашей профессии или специальности), предложите рациональные способы устранения конфликтов, заполнив таблицу:

Варианты конфликта

Примеры конфликтов на примере профессиональной деятельности, специальности (не менее 3-4 ситуаций)

Возможные стратегии устранения конфликта (не менее 3-4 методов, приемов)

«Работник-Работник»


1) два работника невзлюбили друг друга из-за разных политических взглядов
2) работник испытывает неприязнь к своему коллеге из-за разных национальностей

3) два работника не могут найти общий подход к выполнению порученной работы из-за чего спорят и замедляют её выполнение

1) ограничиться на работе только деловыми отношениями без обсуждения личной жизни, религии, политики и прочего
2) развивать в себе толерантность и быть терпимым к коллегам
3) искать компромисс и устраивающие варианты

«Работник-Начальник»


1) директор невзлюбил сотрудника за то, что он слишком быстро продвигался по карьерной лестнице
2) работник не выполняет указания начальника, а предпочитает действовать по-своему

3) начальник предвзято относится к сотруднику и дает ему

1) не нарушать личные границы работника находящегося ниже по карьерной лестнице и статусу
2) относиться одинаково и без предвзятости ко всем сотрудникам одного профиля
3) работать в соотвествии с установленными правилами и придерживаться их

«Работник-Клиент»


1) работник нагрубил клиенту с связи с плохим настроением
2) клиент нагрубил работнику и относился к нему свысока

3) клиент не в полной мере и объеме изложил свой заказ и пожелания к нему, а когда получил не то что хотел, устроил скандал

1) работник должен выполнять свои обязанности в соотвествии с установленным стандартом и не нарушать их из-за личной неприязни, плохого настроения и других посторонних причин
2) клиент должен вести себя подобающе и не грубить работникам

3) клиенту необходимо максимально развернуто заявлять о своих желаниях

«Работник – Группа работников (руководителей)»


1) работник докладывает разную информацию руководителям, из-за чего у тех появляется недопонимание между друг другом
2) руководители недовольны деятельностью работника из-за чего предвзято к нему относятся
3) один из руководителей недоволен деятельностью сотрудника в то время как других его работа устраивает, из-за чего недовольный руководитель вступает с ними в конфликт

1) группе руководителей следует совместно принимать решение
2) группе руководителей следует искать компромисс в ситуациях разногласия

3) работнику следует должным образом выполнять все указания поступающие от разных руководителей


Задание 3. Представьте характеристику различных видов конфликта в рамках профессиональной деятельности (на примере вашей профессии или специальности), предложите рациональные способы устранения конфликтов, заполнив таблицу:

Варианты конфликта

Примеры конфликтов на примере профессиональной деятельности, специальности (не менее 3-4 ситуаций)

Возможные стратегии устранения конфликта (не менее 3-4 методов, приемов)

Деструктивные


1) между двумя сотрудниками вспыхнула настоящая война, они ведут себя по отношению друг к другу агрессивно и причиняют моральный или даже физический вред
2) сотрудник обладает завышенной самооценкой, не считается с интересами других и не выполняет свои обязанности
3) сотрудники не смогли поделить рабочее место, в следствие чего между ними развязалась драка

1) применить санкции, ограничить общение сотрудников
2) не пускать ситуацию на самотек до перехода ее в конструктивное русло
3) поговорить с обеими сторонами, чтобы лучше понять суть и причину конфликта

Конструктивные


1) между подчиненным и управленцем возникло недопонимание относительно какого-то рабочего вопроса
2) сотрудник бросил свою работу на полпути и коллеге пришлось ее доделывать, поэтому он решает поговорить и спросить, как помочь довести дело до конца
3) начальник и сотрудник не могут прийти к соглашению

1) высказать свою точку зрения и найти компромисс
2) не высказывать свои претензии и быть готовым к спокойному диалогу
3) поговорить и найти общий язык

Задание 4. Представьте характеристику различных факторов (причин), вызывающих конфликтные ситуации в рамках профессиональной деятельности (на примере вашей профессии или специальности), предложите рациональные способы устранения конфликтов, заполнив таблицу:

Причины (факторы)

Примеры проявления факторов в конфликтной ситуации в рамках профессиональной деятельности, специальности (не менее 3-4 примеров)

Информационные

1) начальник предоставил разную информацию по поводу работы сотрудникам из-за чего те начали выполнять разные задачи и пришли к конфликту из-за этого
2) одна из сторон не принимает информацию полученную стороны другой стороны

3) начальник не прислушался к мнению сотрудников из-за чего проект компании потерпел неудачу и начальник вышел

Объективные

1) два сотрудника спорят о том, кто возьмет дополнительную смену, предназначенную только для одного

2) работнику приходится защищаться и отвечать на необъективную критику и оскорбления со стороны начальника

3) несколько человек претендует на одну и ту же должность, желая получить рабочее место в престижной фирме, из-за чего между ними возникает конфликт в следствие конкуренции

Ценностные

1) два руководителя имеют разные ценности и видение предстоящего проекта
2) два работника выполняющие одну и ту же деятельность не могут найти общий язык в следствие разных культур

3) работник не в состоянии выполнять указания начальника, которые нарушают его религиозные убеждения и принципы

Факторы отношений

1) начальнику не нравится неуважение со стороны работников

2) работник не удовлетворен невнимательным поведение своей коллеги

3) работники возмущены снисходительным отношением и отсутствием уважения со стороны начальника

Поведенческие

1) начальник бестактен по отношению к сотрудникам
2) начальник позволяет себе неуместные шутки в сторону работников

3) работника не устраивает грубость со стороны коллег


Задание 5. Пройдите психологическую методику Тест «Как вы действуете в условиях конфликта» (по В. Пугачеву) (Например: https://hr-portal.ru/tool/test-kak-vy-deystvuete-v-usloviyah-konflikta). По результатам прохождения методики:

1. Как распределяются стратегии поведения в конфликте (опишите проявления стратегий в вашем поведении. Приведите примеры из вашего опыта на каждую стратегию (3-4 примера на каждую стратегию)?

Черепаха

Акула

Медвежонок

Лиса

Сова

18

19

29

27

32

«ЧЕРЕПАХА» – стратегия ухода под панцирь, то есть отказ как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Примеры:

1) застенчивость в общении с людьми
2) нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично
3) нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»

«АКУЛА» – силовая стратегия. Для ее приверженцев главное – цели, а взаимоотношения во внимание не принимаются. Им неважно, любят их или нет. Они считают, что конфликты разрешаются лишь выигрышем одной или проигрышем второй стороны.

Примеры:

1) властность, авторитарность
2) нетерпение к разногласиям и инакомыслию
3) ориентировка на сохранение того, что есть
4) боязнь нововведений, неоднозначных решений

«МЕДВЕЖОНОК» – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – очень важны, а цели – не очень. Чтобы их понимали и любили, они способны пожертвовать целями.

Примеры:

1) бесхребетность (отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях)
2) желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений
3) идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют
4) преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе

«ЛИСА» – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Они готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить добрые взаимоотношения.

Примеры:

1) настороженное отношение к критическим оценкам других людей
2) ожидание мягких формулировок, красивых слов

3) желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто

«СОВА» – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценит и цели, и взаимоотношения. Открыто определяет позиции и ищет выход в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Примеры:

1) в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности
2) положительно относится к новациям, переменам
3) умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты
4) использует свои способности для достижения влияния на людей

2. Какие бы сформулировали рекомендации себе по применению разных стратегий поведения в конфликте (5-10 рекомендаций)?

1) соблюдать внутреннее спокойствие

2) быть эмоционально зрелой и устойчивой

3) знать меры воздействия на события

4) уметь подходить к проблеме с различных точек зрения

5) быть готовой к любым неожиданностям

6) воспринимать действительность такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы видеть ее

7) стремление к выходу за рамки проблемной ситуации

8) наблюдательность

Задание 6. Пройдите психологическую методику «Методика диагностики типа реагирования в конфликте» (по М. М. Кашапову, Т. Г. Шалаевой) (Например: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/109-psychodiagnostics-cognitive-characteristics-of-children/2695-2018-08-30-06-30-48). По результатам прохождения методики:

1. Как распределяются типы реагирования в конфликте (опишите проявления разных типов реагирования в конфликтных ситуациях в вашем поведении. Приведите примеры из вашего опыта на каждый тип реагирования (3-4 примера на каждый тип реагирования)?

Агрессия

Уход

Разрешение

8

(ниже среднего)

Примеры:

1) сестра испортила мой рисунок, я с ней не разговаривала

2) я разбила любимую кружку, от этого была немного агрессивна

3) я долго готовилась к экзамену по физике, в итоге получила 4, а не 5, поэтому злилась на себя, что недоучила

11

(ниже среднего)

Примеры:

1) бабушка навязывает свое мнение, в такие моменты я замолкаю и перехожу на другие темы

2) незнакомый человек начал интересоваться моей личной жизнью, поэтому я просто ушла

3) преподаватель повысил на меня голос, в следствие чего я вышла из аудитории

36

(выше среднего)

Примеры;

1) на работе я повздорила с коллегой, но мы спокойно поговорили и пришли к компромиссу

2) учась на 2-ом курсе, я хочу перевестись на заочку и пойти работать. Родители же против такой идеи, для них заочка-не полное образование, поэтому мы договорились что я остаюсь на очном обучении, но они мне дают свою машину, чтобы я быстрее передвигалась междк работой и учебой

3) Между мамой и папой раньше возникали разногласия относительно семейного бюджета — каким он должен быть, совместным или раздельным? Например, папа хочет полностью совместный бюджет, а мама — полностью раздельный, мотивируя это тем, что зарабатывают они одинаково. Однако мама и папа пошли на уступки, и они заключили компромисс — 50% зарплаты каждый ежемесячно откладывает в общий бюджет (из него оплачивается ипотека, коммуналка, питание), а остальные 50% каждый оставляет себе на личные нужды.