Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
______________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей и членов
предметных комиссий субъектов Российской Федерации
по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года
ИСТОРИЯ
Москва
2023

2
Автор-составитель: Игорь Анатольевич Артасов
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 г. по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории.
В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2023 г. по истории, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по истории, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Автор будет благодарен за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© И.А. Артасов, 2023
© Федеральный институт педагогических измерений, 2023

3
Оглавление
1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории ....................................................................... 4 2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом ........................................................................................................................................... 5 3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом в КИМ ЕГЭ 2023 г. (с примерами заданий) ...................................................................................................................... 8
Задания 13 и 14 ............................................................................................................................ 8
Задания 15 и 16 .......................................................................................................................... 12
Задание 17 .................................................................................................................................. 16
Задание 18 .................................................................................................................................. 19
Задание 19 .................................................................................................................................. 23
Задание 20 .................................................................................................................................. 25
Задание 21 .................................................................................................................................. 33 4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов ....................................... 36
Задания 13 и 14 .......................................................................................................................... 36
Задания 15 и 16 .......................................................................................................................... 45
Задание 17 .................................................................................................................................. 53
Задание 18 .................................................................................................................................. 60
Задание 19 .................................................................................................................................. 65
Задание 20 .................................................................................................................................. 71
Задание 21 .................................................................................................................................. 78


4
1. Задания с развёрнутым ответом
в структуре контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена по истории
Контрольные измерительные материалы, используемые при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования.
Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.2012 № 413) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции преподавания учебного курса «История России».
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.
Задания 13 и 14 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника; извлечение информации).
Задания 15 и 16 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображения (требуется сделать вывод на основе анализа изображения; сформулировать объяснение сделанного вывода на основе знаний по истории культуры).
Задание 17 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
Задание 18 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задание 19 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
Задание 20 проверяет умение сравнивать исторические события, явления, процессы.
Задание 21 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. За выполнение заданий 13–16 и 19 выставляется от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 17, 18, 20 и 21 – от 0 до 3 баллов.
В данной таблице представлена информация об удельном весе (в максимально возможных баллах) каждой из двух частей работы.
Части работы
Коли- чество заданий
Макси- мальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 42
Тип заданий
Часть 1 12 20 48
С кратким ответом
Часть 2 9
22 52
С развёрнутым ответом
Итого
21 42 100
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.


5
2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения
заданий с развёрнутым ответом
Существует алгоритм действий эксперта при оценивании ответов экзаменуемых. Он включает определённую последовательность действий эксперта, а именно:
1) тщательное ознакомление с текстом задания;
2) формулирование собственного варианта ответа на вопросы задания с учётом возможных направлений рассуждения, круга фактов, которые могут быть привлечены для ответа, предполагаемых высказываний экзаменуемых, в том числе приводимых в качестве аргументов к данным в задании суждениям, мнениям, оценкам и т.п.;
3) ознакомление с предложенной системой оценивания ответов на конкретные задания с развёрнутым ответом;
4) сопоставление собственного варианта ответа с критериями оценивания.
Следует помнить, что в системе оценивания предлагается примерный вариант ожидаемого ответа экзаменуемого, сформулированный для ориентировки эксперта, поэтому:
1) некоторые положения сформулированы в научном ключе, с дополняющими пояснениями и уточнениями; от экзаменуемых следует ожидать более простых формулировок, соответствующих смыслу указанных в системе оценивания положений ответа;
2) в системе оценивания может содержаться большее количество элементов, чем требуется в формулировке задания, что даёт эксперту возможность заранее представить широкий спектр возможных формулировок ответов в работах выпускников;
3) в системе оценивания большинства заданий невозможно зафиксировать все возможные формулировки ответов выпускников, поэтому возможна ситуация, когда в экзаменационной работе может содержаться верный элемент ответа,
«не предусмотренный» примерным перечнем позиций ответа в системе оценивания.
Подобный ответ подлежит проверке и оцениванию на общих основаниях.
На основе примерного перечня позиций ответа в системе оценивания, дополненного собственными вариантами ответа, учитывающего возможности экзаменуемых, эксперт обращается к ответам выпускников.
Результаты оценивания переносятся в протокол проверки развёрнутых ответов следующим образом:
 баллы за выполнение задания 13 переносятся в колонку 13 протокола;
 баллы за выполнение задания 14 переносятся в колонку 14 протокола;
 баллы за выполнение задания 15 переносятся в колонку 15 протокола;
 баллы за выполнение задания 16 переносятся в колонку 16 протокола;
 баллы за выполнение задания 17 переносятся в колонку 17 протокола;
 баллы за выполнение задания 18 переносятся в колонку 18 протокола;
 баллы за выполнение задания 19 переносятся в колонку 19 протокола;
 баллы за выполнение задания 20 переносятся в колонку 20 протокола;
 баллы за выполнение задания 21 переносятся в колонку 21 протокола.


6
Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец
При оценивании заданий с развёрнутым ответом эксперт должен помнить о следующем.
1) Необходимо строго следовать предложенным критериям оценивания задания, руководствуясь указанием, какое количество элементов ответа оценивается тем или иным баллом, не пытаясь «додумывать» то, чего нет в реальном ответе экзаменуемого, трактовать в его пользу наличие неправильного ответа и т.д. Следует помнить, что задания с развёрнутым ответом предназначены в первую очередь для дифференциации выпускников с хорошим уровнем исторической подготовки, поэтому во многих случаях недостаточный по полноте ответ оценивается 0 баллов
(например, когда приведён один элемент ответа из трёх или четырёх требуемых);
2) Элементы ответа, представляющие собой повторение (в виде какой-либо вариации) уже засчитанного элемента, не учитываются при оценивании.
3) Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу; за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении выставляется 0 баллов.
4) Не предусматривается начисления «поощрительных» или «штрафных» баллов, не указанных в критериях оценивания.
5) Не предусматривается снижения оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания.
6) Эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 18 записан под номером задания 19) и может быть идентифицирован.
7) Не предусматривается снижения баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.

7
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию
и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации
при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования
Во время работы экспертам запрещается:
 иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
 копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
 разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Также запрещается:
 без уважительной причины покидать аудиторию;
 переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК консультантом.
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.


8
3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
в КИМ ЕГЭ 2023 г. (с примерами заданий)
Задания 13 и 14
Примеры заданий
Прочтите отрывок из речи российского императора.
«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным. Покойный император <…>, в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении…
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю.
Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».
Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления.
Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.
13
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) император – Николай I;
2) годы правления – 1825–1855 гг.;
3) предыдущий император – Александр I.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия
неверных позиций в этом элементе наряду с верной
Правильно назван император, указаны годы правления, назван предыдущий император
2
Правильно указаны любые два элемента ответа
1
Правильно указан один любой элемент ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2