Файл: Методические указания к учебной практике пм 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих мдк 05. 01 Выполнение работ по должности служащего кассир.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Задания и методические указания к учебной практике
ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих»
МДК 05.01 «Выполнение работ по должности служащего «КАССИР»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Составитель:
Рассмотрено:
Утверждаю:
Преподаватель
Черных Л. А. на заседании кафедры экономиче- ских, социально-правовых и сервис- ных дисциплин протокол № 8 от 22 апреля 2021 г.
Заведующий кафедрой
_______________ Т.М. Зубок
Согласовано:
Зам. директора по учебно-методиче- ской и научной работе
_______________Е.Н. Сухорукова
Зам. директора по учебно-производ- ственной работе
_______________ А.В Асманов
Зав. заочным отделением
_______________ Н.А. Лицова
Зам. директора по учебной работе
___________ Е.В Корбут
Уссурийск
2021

2
Аннотация: Методические указания учебной практики разработаны на основе требо- ваний Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессиональ- ного образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
(базовый уровень подготовки) и Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ап- реля 2013 г. N 291.
Методические указания учебной практики по профессиональному модулю 05 «Выпол- нение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих)» состав- лены в помощь студентам специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и направлены на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального прак- тического опыта в рамках профессионального модуля по основному виду профессиональной деятельности «выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих)», и написания отчета.
Организация – разработчик: КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж».
Разработчик:
Черных Л.А. – преподаватель специальных дисциплин КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж»

3
Содержание
1. Общие указания по организации учебной практики
4 2. Содержание практической части отчета по учебной практике
6 3. ПРИЛОЖЕНИЯ
17


4
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАК-
ТИКИ
1.1 Цели и задачи учебной практики
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта в рамках профессиональ- ного модуля по основному виду профессиональной деятельности «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих)», необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных ком- петенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
1.2 Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по виду профессиональной деятельности «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
(должностям служащих)» обучающийся должен уметь:
иметь практический опыт:
- осуществления и документирования операций по приходу и расходу де- нежных средств в кассе;
уметь:
- осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
- правильно оформлять приходные и расходные документы, вести кассовый журнал и составлять кассовую отчетность;
- сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;
- получать по оформленным в соответствии с установленным порядком до- кументам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка;
- составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые;
- передавать в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;
- считать устно;
- пользоваться ПК, ККМ, терминалом пластиковых карт, сканером считыва- ния штрих-кода;
- пользоваться необходимым программным обеспечением по бухгалтер- скому учету, работать со специальными банковскими программами и информа- ционно-справочными системами;
- бережно обращаться с деньгами (не загрязнять их и не производить каких- либо надписей на бумажных купюрах);
- соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны


5
1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной прак-
тики:
Всего – 72 часа, в том числе:
В рамках освоения ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих)» - 72 часа.

6
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Пояснительная записка
В ходе учебной практики обучающийся должен выполнить задания, и со- ставить письменный отчет руководствуясь настоящими методическими указани- ями. При этом студент-практикант должен:
1. Сформировать теоретическую часть отчета, состоящую из дух разделов:
«Учет кассовых операций», «Учет операций по расчетному счету».
2. Составить журналы регистрации движения наличных денежных средств.
3. Отразить движение наличных денежных средств на счетах бухгалтер- ского учета.
4. Обработать выписки банка.
5. Составить документы по операциям движения денежных средств: при- ходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовую книгу, объявле- ние на взнос наличными, платежное поручение
По результатам практики студентами составляется отчет, в письменной форме который свидетельствует о закреплении знаний, умений, приобретении первоначального практического опыта, формировании общих и профессиональ- ных компетенций, освоении профессионального модуля.
Письменный отчет учебной практики имеет следующую структуру:
- титульный лист (приложение1);
- теоретическая часть отчета;
- приложения к отчету предусмотренные заданием учебной практики;
- аттестационный лист учебной практики (приложение 2) к отчету не под- шивается
Отчет по учебной практике составляется в соответствии с заданием учеб- ной практики и настоящими методическими указаниями

7
2.2 Содержание теоретической и практической части учебной прак-
тики
Раздел 1
Тема: Учет кассовых операций
Наименование работы: Основные правила ведения кассовых операций на предприятии
Цель работы: Рассмотрение порядка ведения кассовых операций
Норма времени: 36 часов
Ход работы
Теоретическая часть
При написании данного раздела студенту необходимо рассмотреть:
1.1 Нормативно-законодательную базу учета кассовых операций
1.2 Порядок организации кассовой работы на предприятии
1.3 Документальное оформление кассовых операций
1.4 Синтетический учет кассовых операций;
1.5 Инвентаризацию кассы и контроль за соблюдением кассовой дисци- плины.
Практическая часть
Задача 1.1 Составление первичных документов по кассе
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией
Центрального банка Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными день- гами каждая организация должна иметь кассу. Прием наличных денег организациями при осу- ществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно- кассовых машин.
Ведение кассовых операций возлагается на материально-ответственное лицо, с кото- рым заключается договор о материальной ответственности.
Материально-ответственными лицами могут быть: кассиры, если это предусмотрено штатным расписанием, бухгалтеры, работники организации, на которых согласно приказу ру- ководителя организации возлагается эта работа и записывается в их должностную инструк- цию.
Задание 1.1:
С использованием офисной программы Microsoft Word соста-
вить должностную инструкцию кассира
(приложение А)
:
1. Общая цель должности
2. Общие положения
3. Требования к квалификации:
4. Должностные обязанности
5. Взаимодействие
6. Права


8 7. Ответственность
8. Показатели оценки
9. Программа повышения квалификации
10. Перспективы служебного роста
В кассе организаций можно хранить небольшие суммы денежных средств в пределах лимита, установленного банком для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов подотчетным лицам и др. Превышение лимита допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетру- доспособности др.
Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы пер- вичных документов и регистров: приходные кассовые ордера (форма № КО-1), расходные кас- совые ордера (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
(форма № КО-3), кассовая книга (форма № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).
Поступление денег в кассу и выдача их из кассы производится по приходным и расход- ным кассовым ордерам. Они должны быть заполнены четко и ясно: подчистки, помарки и ис- правления в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их обработки.
Заработную плату и другие выплаты выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером.
Задание 1.2
Составить приходные
(приложение Б)
и расходные
(приложе-
ние В)
кассовые ордера и записать их в журнал регистрации приходных и рас- ходных кассовых ордеров.
Цель задачи. Усвоить порядок заполнения первичных документов по кассе.
Исходные данные:
1)
Список должностных лиц АО «Уссурийское предприятие Тепловых сетей»: директор – Панченко Олег Григорьевич, главный бухгалтер – Ячменцева Марина Николаевна, кассир – ФИО студента, выполняющего работу, бухгалтер – Кравцова Людмила Алексеевна
2) Операции по кассе за период 01.04-10.04.2021. Лимит денежных средств составляет 500 рублей.
Таблица 1.1 - Операции по кассе за период 01.04-09.04.21
Дата
№ докум.
От кого получено или кому выдано
Кор.счет
Сумма базо- вый
Остаток на 1 апреля 2020 года
90 01.04 251
Получено с расчетного счета по чеку № 372511 на операционные, хозяйственные и команди- ровочные расходы
7500 01.04 407
Выдан главному инженеру Геращенко В.Р. аванс на командировочные расходы
6500 01.04 408
Выдано Макаровой М.И. под отчет на хозяй- ственные расходы
300

9 01.04 252
Получено от Дубровского Д.В. остаток неис- пользованного аванса по авансовому отчету № 106 340 02.04 253
Получено по чеку № 372512 на оказание мате- риальной помощи работникам организации
1100 02.04 254
Получено от Серова В.Г. в погашение недо- стачи материальных ценностей, выявленной при инвентаризации
105 02.04 409
Выдана материальная помощь Рябининой Р.В.
1100 05.04 255
Получено от работников организации за пу- тевки в дома отдыха и санатории по ведомости
№ 55 7650 05.04 410
По квитанции № 138046 внесена на расчетный счет сумма, полученная от работников органи- зации
7650 06.04 411
Выдано Макаровой М.И. в возмещение пере- расхода по авансовому отчету № 107 46 07.04 256
Получено по чеку № 372513 на заработную плату за вторую половину марта
19300 07.04 412
Выдана работникам организации заработная плата за вторую половину марта по ведомо- стям № 56–59 14790 08.04 257
Получено от Геращенко В.Р. возврат подот- четных сумм по авансовому отчету № 108 1015 08.04 413
Выдана работникам организации заработная плата за вторую половину марта по ведомо- стям № 60-61 3500 09.04 414
Внесена на расчетный счет депонированная за- работная плата и превышение установленного лимита по квитанции № 138047 2900
Таблица 1.2 - Операции по кассе за период 11.04-20.04 текущего года
Дата
№ докум.
От кого получено или кому выдано
Кор.счет
Сумма базо- вый
12.04 258
Получено от Коваленко Ф.Т. в погашение чис- лящейся за ним дебиторской задолженности
126 13.04 259
Поступило от Смирнова Р.И. за реализован- ный ему инвентарный объект
7650 13.04 415
Выдано в подотчет Терещенко А.В. на хозяй- ственные расходы
2000 13.04 416
По квитанции № 138048 внесена полученная сумма на расчетный счет
6000 14.04 260
Получено с расчетного счета по чеку № 372514 на выплату отпускных
6000 14.04 417
По платежной ведомости № 60 выданы от- пускные
6000 20.07 261
Получено от Рунова К.И. за реализованные ма- териальные ценности
45000 20.04 418
По квитанции № 138049 внесено на расчетный счет
44790


10
Таблица 1.3 - Операции по кассе за период 21.04-30.04.20
Дата
№ докум.
От кого получено или кому выдано
Кор.счет
Сумма базо- вый
21.04 262
По № 372515 получено с расчетного счета для выплаты аванса в счет заработной платы за первую половину апреля
22400 21.04 419
По платежным ведомостям № 63–65 выдан аванс работникам организации за первую по- ловину апреля
22400 22.04 263
Получено с расчетного счета по чеку № 372516 на операционные расходы
2000 22.04 420
Выдана Терещенко А.В. в возмещение пере- расхода по авансовому отчету № 109 1426 26.04 264
Погашение задолженности по вкладу в устав- ный капитал работниками организации
1360 27.04 421
Выдано Соболевой О.С. в подотчет на хозяй- ственные расходы
900 28.04 265
Выявлены излишки в кассе по результатам ин- вентаризации
175 29.04 266
Поступил штраф от ООО “Брест" за несвоевре- менную поставку материалов
1400 29.04 422
По квитанции № 138050 внесено на расчетный счет
2800
Задача 1.2 Составление и обработка отчетов кассира
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу. Книга должна быть предварительно подготовлена, т.е. листы книги пронуме- рованы, прошнурованы и опечатаны печатью организации. Количество листов в ней заверя- ется подписями руководителя организации и главного бухгалтера.
Записи в кассовую книгу ведут в двух экземплярах через копировальную бумагу.
Один лист отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными доку- ментами в качестве отчета кассира. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгал- тера организации.
Периодичность обработки отчета зависит от оборота наличных денежных средств. В конце рабочего дня кассир проводит работу, предшествующую составлению отчета: проверя- ются прилагаемые документы, наличие в них подписей и росписей и т.д. Все документы запи- сываются в кассовую книгу, подсчитывается итог операций за день и выводится остаток на конец дня. Данные учета по кассовой книге сверяются с остатком денежной наличности в кассе.
Полученный остаток контролируется лимитом по кассе. Превышение лимита допуска- ется, если отчет составляется в один из трех дней, предназначенных для выплаты заработной платы. Превышение лимита рассматривается как нарушение кассовой дисциплины.
Составленный отчет подписывается кассиром и передается бухгалтеру на проверку.
Проверенный отчет подписывается бухгалтером, который принимает его и делает отметку о количестве полученных приходных и расходных кассовых документов.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.