Файл: Вопрос Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История России
Группа Вл22М591в
Студент
Д. А. Коряковский
МОСКВА 2023
Вопрос 3. Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.
Ответ: Новый, капиталистический способ производства формировался, прежде всего в промышленности. В дореформенной России была широко распространена мелкая, преимущественно крестьянская промышленность. Наиболее широко мелкая крестьянская промышленность была распространена в центрально-промышленных губерниях России – в Московской, Владимирской, Калужской, Костромской. В конце XVIII – первой половине XIX вв. сложилась промышленная структура центрального района России. Это были помещичьи селения, принадлежавшие крупнейшим магнатам – Шереметевым, Юсуповым, Татищевым, Воронцовым, Голицыным, Щербатовым. Крестьянская промышленность была серьезной основой для роста капиталистического промышленного производства: здесь накапливались предпринимательские капиталы, готовились кадры обученных рабочих для крупных промышленных предприятий, формировалась промышленная буржуазия. Конец XVIII – первая треть XIX вв. в истории русской промышленности характеризуется ростом капиталистической мануфактуры на базе крестьянских промыслов, а вторая треть XIX века – началом перехода от мануфактуры к капиталистической фабрике. Этот переход связан с промышленным переворотом, который имел две стороны: техническую – систематическое применение машинной техники и социальную – формирование промышленной буржуазии и пролетариата. С машинной техникой был связан и переход к наемному труду. Только вольнонаемный рабочий, заинтересованный в результатах труда и обладавший более высоким культурным уровнем, был в состоянии освоить сложные машины. Поэтому применение машин явилось одной из важных предпосылок роста наемного труда в российской промышленности. С этим связан и рост производительности труда: в середине 1850-х гг. один среднестатистический рабочий производил в 3 раза больше продукции, чем в начале XIX века, а на долю машинного производства приходилось уже более 2/3 продукции крупной промышленности в стране. Важным следствием и показателем развития капиталистических отношений в дореформенной России явилось формирование новых социальных слоев – рабочих и промышленной буржуазии. Структура промышленности постепенно изменяется к пореформенному периоду. С одной стороны, мелкие товаропроизводители, чье производство было основано на ручном труде, не выдерживали конкуренции с крупным производством, базировавшимся на машинной технике, более производительным. Это приводило к разорению мелких товаропроизводителей. С другой стороны, параллельно с ростом крупной промышленности не только сохранялись, но и развивались низшие формы промышленного производства – мелкотоварное и мануфактурное. В 60-70-х гг. XIX века русская промышленность производила в основном предметы потребления (только с 1880-х гг. начал расти удельный вес средств производства). В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла легкая промышленность. В ней, в свою очередь, ведущая роль принадлежала текстильной отрасли. Еще одной важнейшей отраслью российской промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредоточивалась в основном на Урале. В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности возникали и новые – угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам – Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уральскому – прибавились новые: южный угольно-металлургический, Бакинский нефтедобывающий. Таким образом,
промышленность развивалась не только в городах, но и в деревне. Иными словами, происходило «переселение» промышленности (преимущественно, обрабатывающей) в деревню, поскольку здесь была наиболее дешевая рабочая сила. Объясняется эта особенность тем, что крестьянин был связан с наделом, прикреплен к общине; к тому же, еще в дореформенный период в деревне уже были широко развиты разного рода промыслы, подготовившие квалифицированные кадры для крупной промышленности. В Центральной России возникали сотни фабрично-заводских поселков (типа Орехово-Зуева), которые стягивали к себе избыточное сельское население.
Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царьосвободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?
Ответ: Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права. Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян. За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временнообязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян. Также, помещики давали землю крестьянам так, как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы.
Задача 3. В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60—70-е гг. паритета в военной области. А почему государство не смогло добиться паритета за это же время на другом направлении — в области; экономики? Ведь то оружие, которое страна имела, могло быть произведено лишь при высокоразвитой экономике, огромных достижениях в науке и технике и т.п. Обоснуйте свой ответ.
Ответ: В 60-х - начале 80-х гг. приоритетным направлением деятельности советского руководства продолжало оставаться развитие Вооруженных Сил. Мощный военно-промышленный комплекс страны исправно снабжал армию и флот новейшими видами вооружений, которые превосходили по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги. Были созданы новые поколения ракетно-ядерного оружия. Вместе с тем, экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. Советский Союз оказался втянутым в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы на военные расходы тратилось более четверти бюджета страны.
Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010). Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 3. Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?
Ответ:
1. Реформа 1860-х гг., подготовленная педагогами и общественными деятелями (Н. И. Пирогов, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский и др.). По «Положению о начальных народных училищах» (1864) и «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) все школы провозглашались общедоступными и всесословными, однако в отношении гимназий этот принцип не соблюдался. Цель начального образования определялась как «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений. Росло число начальных и средних общеобразовательных учебных заведений (в 1856–80 – с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., учащихся в них – с 450 тыс. до 1141 тыс.). Управление школами приобретало централизованный характер.
Земства и образование. В кон. 1860– 1870-х гг. развернулась деятельность земств в области народного образования (в 1869 в земских губерниях было 9677 школ с 274 тыс. учащихся, в 1874 – 16310 школ с 759 тыс. учащихся). Расходы на образование увеличились с 5% земского бюджета в 1868 до 10,3% в 1873. В 1880 доля общественного участия в содержании начальных школ возросла до 86,1% общих затрат. Основными чертами земской школы были трёхлетний курс обучения и один учитель, занимающийся с тремя отделениями. До 1891 в земской школе отсутствовали твёрдо установленные программы, учитель был свободен в выборе методов обучения и учебников. Земство обеспечивало учителя денежным содержанием, а школу учебными пособиями. Крестьяне содействовали содержанию школьного помещения.
-
Реформационный процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. привёл к трансформации самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. -
В результате войны была расшатана крепкая прежде финансовая система России, выстроенная графом Егором Канкриным. Долгий период бездефицитного бюджета и твердой валюты завершился, так как колоссальные средства на ведение боевых действий приходилось изыскивать при помощи кредитов (как за рубежом, так и внутри страны) и активной эмиссии. К 1856 году долги, набранные во время Крымской войны, достигли 533 миллионов рублей. Совокупная же сумма госдолга к тому времени выросла до полутора миллиарда рублей серебром. Дефицит и инфляция стали хроническими, и исправить ситуацию удалось лишь в самом конце века благодаря монетарной реформе Сергея Витте, вернувшего твердый рубль.
В ходе войны в экономику Российской империи была впрыснута огромная сумма денег, в основном осевшая на счетах частных лиц, многие из которых занимались поставками для армии. Два с лишним военных года привели к накоплению небывалых состояний. Одновременно правительство сделало послабления на финансовом рынке. В результате в стране начался беспрецедентный в истории биржевой ажиотаж, прозванный «учредительским бумом».
Пожалуй, никогда до или после в истории России — быть может, за исключением 90-х годов XX века — страна не сталкивалась с таким капиталистическим энтузиазмом. Акционерные общества во всех сферах деятельности росли как грибы после дождя.
-
Децентрализация — это процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа. -
Децентрализация протеворечит самодержавию так как власть монарха в этот период ограничивается. Само понятие самодержавия означает власть, сконцентрированную в руках одного человека, в лице монарха. -
Автор видит главное противоречие реформ в том, что будучи самодержавным государством Россия, в следствие Крымской войны, была вынуждена реформировать экономическую реформу, а в след за ней и политическую. Бесспорно эти события вели к тому, что власть монарха шла к ограничению.