Файл: Интерьерная текстильная кукла Мольгавко Виктория Максимовна Ученица 8 а класса мбоу Тямшанская гимназия.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третье место можно отдать Тыквоголовкам, или Тыковкам. "Мама" этих куколок – Елена Коган ведь именно выкройка ее кукол встречается в Интернете на каждом углу. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии.
Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность.
Народные славянские куклы - это наш ответ примитивам! Куклы эти куда древнее всех американских переселенцев. Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Тряпичные куклы-обереги безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут.
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу. Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем.
1.4 Классификация текстильных кукол
№ п/п | Рисунок | Характеристика |
1 | Тильда | Придуманные норвежским дизайнером куклы тильды – это не только милые куколки с длинными ножками, ручками, глазёнками-точечками и румяными щёчками, но и многочисленные зверушки, косметички, сумочки, аксессуары и даже тапочки. Новичкам лучше всего начинать именно с этих кукол. Ведь их выкройки просты и понятны, а разные мастер классы можно легко найти в интернете или книгах. |
2 | Тыквоголовка | Основное отличие этой игрушки из-за головы, состоящей из пяти клиньев, которая очень похожа на маленькую тыковку. Место соединения клиньев немного вытянуто вперёд и образует аккуратный носик. Широкий простор для фантазии мастера представляет лицо куколки, на котором акриловыми красками рисуются глаза и ротик. На основе выкройки тыквоголовки создаются многочисленные авторские текстильные куклы. |
3 | С | Главная особенность Снежек – большие ноги с усиленной стопой и глаза-точки (хотя встречаются Снежки и с расписными глазами). За счет устойчивых ног с особой формой и очень плотной набивки они могут твёрдо стоять на поверхности. |
4 | Вальдорфская | Такая игрушка была изначально придумана в образовательных целях для воспитания детей в садах и школах. Куклы изготавливаются педагогами и детишками только руками, без использования швейных машин, тело и одежда шьётся исключительно из природных тканей. Туловище игрушки строго пропорционально детскому телу, а личико изображается условно в виде глаз-точек и небольшого полумесяца-ротика. |
| Чердачные игрушки и примитивные куклы | Чердачные игрушки и примитивные куклы стилизуются под кукол, потрепанных временем, залюбленных и очень домашних. Делается это путем состаривания куклы. Для них характерны простота формы, неровные линии, внешняя простота. Однако кажущаяся наивность примитивов на самом деле совсем не такая, такие куклы считаются одними из самых сложных в исполнении. |
5 | Шарнирная | Это, пожалуй, самый сложный в изготовлении своими руками вид игрушек. Большинство из них – авторские неповторимые текстильные куклы. Ведь в данном случае используются не только сложные выкройки, но и проволочный каркас, вставленный в туловище, а также непростая система шарниров. |
6 | Тряпиенсы | Тряпиенсы пришли к нам из Кореи или Японии и имеют очень изящное телосложение, небольшие головы с шикарной причёской, богатые и сложные наряды. Выкройки такой текстильной куклы довольно просты, на личике рисуются закрытые глазки. Всё мастерство автора заключается в создании пышной причёски и замысловатой одежды. |
7 | Авторские текстильные куклы | Научившись делать стандартные куколки, любой мастер приходит к созданию своей авторской неповторимой текстильной куклы. Он переделывает под своё произведение известные выкройки, меняет форму тела и головы игрушки, ищет новые варианты. Так возникает авторская текстильная кукла. |
1.5. Интерьерные куклы – разновидности и роль в интерьере
Авторские куклы можно встретить в домах многих стран мира – кто-то использует их для украшения интерьера, а кто-то увлечен коллекционированием. Подобрав фигурку, общим образом соответствующую стилю интерьера, можно обогатить его восприятие.
Каждая игрушка уникальна, так как создаются интерьерные куклы своими руками в единственном экземпляре, с любовью и фантазией. Поэтому неважно, в какой технике она выполнена – в любом случае такая фигурка станет самой живой деталью в любой обстановке.
В дореволюционной России куклы были неотъемлемой частью декоративной составляющей интерьеров, но после индустриализации, когда уникальные авторские вещицы заменили штампованными однотипными изделиями, этот вид творчества отошел на задний план.
В последнее время, изготовленная интерьерная кукла своими руками переживает своеобразную эпоху возрождения.
Что такое интерьерная кукла?
Особенность авторской игрушки для интерьера заключается в том, что создают их вручную, и они изначально не предназначены для игр. Каждая мелочь - мимика, поза, детали одежды продуманы с особой тщательностью.
Если это исторический персонаж, то одежда создается в соответствии с эпохой, к которой он принадлежит. Куклы для интерьера без колебаний можно назвать великолепным арт-объектом, созданным для созерцания. Проводятся даже специальные выставки, на которых можно оценить мастерство авторов.
Существует несколько видов интерьерных кукол, которые при желании, можно сшить своими руками. В зависимости от выбранного вида текстильной интерьерной куклы отличается и выкройка, по которой изготавливается изделие. Текстильные куклы не рекомендуется стирать - потому что многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы. Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся. Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек - куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.
1.6 Набор первоначальных идей
Перед тем как приступить к реализации своего проекта я просмотрела большое количество фотографий с различными куклами.
Интерьерная кукла
Модель №1 Модель №2 Модель №3
Тыквоголовка Снежка Тильда
Проанализировав различные варианты по сложности изготовления я выбрала модель №2 кукла Снежка (Большеножка). Для ее изготовления не нужно каркаса. Кукла в готовом виде может стоять. Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, умения и навыки.
Перечень показателей | Требования к проектируемому изделию | 1 | 2 | 3 |
1. Человеческий фактор | 1.1. Удобство в использовании 1.2. Соответствие заданным размерам | - - | + - | - + |
2. Функциональное назначение и потребление | 2.1. Соответствие целевому назначению. 2.2. Соответствие среде потребления. | + + | + + | + + |
3. Эстетические. | 3.1. Своеобразие, соответствие стилю, выразительность, правильность построения композиции. 3.2. Гармоничное сочетание цветов. 3.3. Аккуратность, технологически грамотное выполнение. | + + + | + + + | + + + |
4. Материалы | 4.1. Доступность, наличие. 4.2. Лёгкость в обработке. | + - | + + | + - |
5. Технология изготовления | 5.1. Ручная и машинная работы. 5.2. Наличие инструментов. | + + | + + | + + |
6. Экономические | 6.1. Наименьшие затраты на изделие. 6.2. Выгодность изготовления. | - - | + + | - - |
7. Экологические | 7.1. Минимальные отходы. 7.2. Экологически безопасно | + + | + + | + + |
2. Технологический этап
2.1Выбор ткани, инструментов и приспособлений, оборудования
Для изготовления куклы потребуется:
-
трикотажная ткань для тела; -
ткань для одежды – льняной отрез, флис; -
Для обуви- кожзаменитель, фетр. -
трессы для волос; -
пенопластовый шарик Ø 8 см; -
наполнитель – синтепон -
нитки белого и бежевого цветов; -
кружевная тесьма для отделки; -
клей «Момент» прозрачный; -
деревянная шпажка; -
швейные булавки; -
длинная игла; -
пуговицы по диаметру ручек и ножек – 4 шт. -
ножницы.
Оборудование и инструменты: швейная машина, швейная машина оверлок, , электрический утюг, гладильная доска, ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, колышек, булавки.
2.2 Правила техники безопасности
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6.Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и
правила безопасности при работе на швейной машине
Санитарно-гигиенические требования
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону