Файл: Условия возникновения деликтных отношений. Деликтные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Международно-правовое регулирование деликтных отношений.

Область деликтных отношений, а также определенные аспекты этих отношений все в большей степени подвергаются регулированию с помощью соглашений, заключаемых государствами. На сегодняшний день принято достаточно много двусторонних и многосторонних договоров. Так, например, сегодня в рассматриваемой области действует значительное число международных конвенций, посвященных регулированию деликтных отношений при осуществлении международных перевозок, что обусловлено повышенным риском, связанным с авариями1.
Кроме того, эта тенденция хорошо прослеживается во взаимоотношениях стран СНГ. Примером таких многосторонних международно-правовых документов, регламентирующих деликтные отношения, могут служить Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, а также Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., заключенное в Киеве. Участницей этих докумен тов является Россия. Многосторонние и двусторонние соглашения стран СНГ в области регламентации деликтных отношений имеют тождественное или близкое по содержанию регулирование.
Что касается международно-правовых документов универсального уровня регулирования, то среди прочих можно перечислить следующие: Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.[1] [2]; Гаагская конвенция о праве, применимом к автотранспортным происшествиям 1971 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.[3]; Конвенция ООН об ответственности оператора транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.[4] и др.
Следует упомянуть и о существовании специальных многосторонних договоров в отдельных областях деликтных отношений, посредством которых решаются вопросы гражданской ответственности: Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.[5], Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.[6], Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.[7], Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей 1994 г.1. Исследователи отмечают, что особенно важными среди таких договоров являются соглашения, регламентирующие ответственность субъектов международного хозяйственного оборота, возникающую в связи с ядерной деятельностью[8] [9]. В качестве примера можно привести Венскую конвенцию 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенцию 1971 г. о гражданской ответственности в области морских перевозок ядер- ных материалов, а также Конвенцию 1962 г. об ответственности операторов ядерных судов[10]. Особенностью этих специальных документов являются содержащиеся в них нормы, устанавливающие в интересах потерпевших безвинную ответственность причинителей вреда.

Вообще надо заметить, что в последние годы международное сообщество стремится раздвинуть привычные рамки конвенционного регулирования деликтных отношений путем заключения многосторонних соглашений в нетрадиционных отраслях. В качестве примера можно привести Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.[11], Конвенцию ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.[12] и т.д.
В государствах — членах ЕС коллизионное регулирование внедоговор- ных обязательств определяется Регламентом № 864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам («Рим II»), в соответствии со ст. 4 которого по общему правилу если иное не предусмотрено Регламентом, то правом, подлежащим применению к внедоговорному обязательству, возникающему вследствие причинения вреда, является право страны, где наступает вред, независимо от того, в какой стране произошел юридический факт, влекущий наступление вреда, и в какой стране или в каких странах наступают косвенные последствия данного юридического факта. Таким образом, стороны обязательства лишились возможности выбора между несколькими правопорядками и законодатель перешел от широко применяемой коллизионной нормы определения применимого права по праву государства места причинения вреда к праву государства места наступления вредоносных последствий. Этот правовой акт является в настоящее время отражением современных тенденций но унификации и гармонизации международного частного права и детально регулирует коллизионные вопросы, относящиеся к внедоговорным обязательствам.
Соглашения в рамках СНГ.

Коллизионные привязки в ГК РФ и КТМ РФ.

https://cyberleninka.ru/article/n/kollizionnye-normy-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-v-kodekse-torgovogo-moreplavaniya-rossiyskoy-federatsii/viewer


Причинение вреда в РФ. И Причинение вреда за рубежом.

Коллизионное регулирование обязательств из причинения вреда содержится в договорах о правовой помощи. Основное правило, которое в них используется, – это выбор права государства-участника, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Традиционное исключение делается для обязательств, в которых сторонами являются лица одного государства, в этом случае применяется право соответствующего государства. Напр., такие правила закреплены в Конвенции 1993 г. о правовых отношениях и правовых взаимоотношениях СНГ. Преимущество имеет суд того государства-участника, на территории которого имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Потерпевший может предъявить иск также в суде государства-участника по месту жительства ответчика.

Международно-правовое регулирование в рассматриваемой области определяется также международными универсальными договорами по вопросам материальной унификации. Эти договоры вводят единые материально-правовые нормы по вопросам ответственности за ущерб, причиненный специфическими объектами.

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. Ограничивают ответственность за исключением тех случаев, когда ущерб явился результатом умышленных или неосторожных действий/бездействия, и исходят из более строгих оснований ответственности, чем ответственность по принципу вины. Перечень оснований для освобождения от ответственности ограничивается непреодолимой силой, военными действиями и виновным поведением потерпевшего.

• Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г.; Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. Регулируют вопросы гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.

• Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г устанавливает правила и процедуры относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба. Государства, физические и юридические лица могут также подавать иски в государстве, осуществившем запуск космического объекта.


Региональные договоры. Государства – участники СНГ заключили Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей 1994 г.

Двусторонние соглашения. Напр., правила Соглашения 1995 г. между Республикой Беларусь и РФ по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований РФ из состава стратегических сил на территории Республики Беларусь.

Деликтные отношения — это обязательства, возникающие в связи с причинением вреда. Лицо, являющееся потерпевшим, имеет право требовать от делинквента возмещения вреда. При этом размер и порядок определения ущерба может быть различным в зависимости от права, применяемого для регулирования этих вопросов. Особенность деликтных обязательств состоит в том, что их возникновение не обусловлено договором, а связано с наступлением факта — причинением вреда, причем в ряде случаев независимо от вины лица, причинившего вред.

Обязательства из причинения вреда, именуемые в некоторых правовых системах (преимущественно в странах континентальной Европы) деликтными, относятся к древнейшим видам обязательств. В истории развития МЧП коллизионное регулирование этих правоотношений претерпело определенную эволюцию: от наличия единственного принципа, устанавливающего выбор права при регулировании деликтов, до разработки системы коллизионных привязок, в основе которых был заложен принцип наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потерпевшего.

Участниками деликтных правоотношений могут выступать различные субъекты МЧП, причем как в качестве потерпевшего, так и в качестве делинквента. Это касается, прежде всего, таких специфических субъектов МЧП, как государство и межправительственные организации. Примером деликтных отношений, когда субъектом выступает государство (в роли, например, делинквента), является ситуация, когда вред причиняется гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе и в результате издания несоответствующего закону акта государственного органа. Подобная норма содержится в российском законодательстве в статье 1069 ГК РФ: вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).


Чаще всего участниками деликтных отношений выступают физические лица. «Иностранный элемент» может присутствовать в деликтном отношении во всех трех качествах: в виде субъекта (в случае, например, когда иностранный гражданин является причинителем вреда); объекта (когда, например, вред причинен транспортному средству, зарегистрированному в иностранном государстве); юридического факта (правонарушение совершено на территории иностранного государства).

При рассмотрении деликтных споров коллизионная проблема (определение применимого права) может возникнуть при решении различного рода вопросов:

• определении оснований возникновения вреда;

• квалификации деяния как деликта;

• установлении деликтоспособности субъектов;

• определении размера и порядка возмещения ущерба.

Традиционно в законодательстве разных стран закреплялась основная, порой единственная, коллизионная привязка для всех вышеуказанных ситуаций — право государства места причинения вреда.

С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе государств было дополнено применением других коллизионных принципов:

• законом места жительства (или гражданства) потерпевшего;

• законом места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта;

• законом государства, с которым связаны обе стороны деликтных отношений (имеют общее гражданство или место жительства);

• законом суда.

Правовые системы некоторых государств включили в область деликтных обязательств принцип автономии воли сторон. Участники деликтного отношения получили возможность подчинять статут деликтного обязательства тому правопорядку, который учитывает интересы обеих сторон. В российском законодательстве в части третьей ГК РФ этот принцип тоже нашел отражение. В соответствии с пунктом 3 ст. 1219 стороны могут договориться о применении к деликтному обязательству права страны суда. Таким образом, «автономия воли» рассматривается российским законодателем как возможность применения, помимо закона места причинения вреда, закона страны наступления вредных последствий, а в определенных случаях—закона общего гражданства или общего места жительства потерпевшего и причинителя вреда, — закона суда.