ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2
3
4
5
Аннотация
Дисциплина Теория организации является частью гуманитарного, социально-экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 38.04.03 – Государственное и муниципальное управление
(Б1.В.ОД5). Дисциплина реализуется в институте Экономики и финансов
АПК кафедрой Организации производства, управления и предприниматель- ства на предприятиях АПК
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций
(знание законов развития природы, общества, мышления и умение приме- нять эти знания в профессиональной деятельности, умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы – ОК-4) и про- фессиональных компетенций (способность принимать участие в проектиро- вании организационных действий, умение эффективно исполнять обязанно- сти – ПК-6; умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции – ПК-16; способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой – ПК-20; го- товность участвовать в реализации программ организационных изменений –
ПК-41; способность разрабатывать проекты социальных изменений – ПК-
42) выпускника.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с це- лостным пониманием и проектированием организаций. Как область знаний
Теория организации раскрывает и объясняет законы, принципы и формы построения и осуществления эффективной деятельности организационных систем любого типа.
Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лек- ций, проведение практических занятий, индивидуальные консультации по отдельным (наиболее сложным) специфическим проблемам дисциплины, са- мостоятельную работу студентов.
Лекции посвящаются рассмотрению наиболее важных концептуальных вопросов: основных понятий, теоретических основ организационной науки, обсуждению вопросов, трактовка которых в литературе еще не устоялась ли- бо является противоречивой. Конкретные методики, модели, методы и алго- ритмы построения организационных систем и процессов рассматриваются на практических занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает си- стематический просмотр лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, тестированию, выполнение домашних заданий, написание эссе.
Формами контроля и оценки знаний и умений студентов являются коммуникации на лекциях, опросы и собеседования на практических заняти- ях, письменные задания, промежуточное тестирование по основным разделам курса. Программой дисциплины итоговый контроль предусмотрен в форме зачета. Мониторинг познавательной деятельности студентов проводится на основе балльно-рейтинговой системы.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3,0 зач. ед., 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекции (6 часов), практиче- ские занятия (8 часов) и самостоятельная работа студентов (90 часов).
6
1. Требования к дисциплине
1.1. Внешние и внутренние требования
Дисциплина «Теория организации» включена в ООП базовую часть учебного плана.
Реализация в дисциплине «Теория организации» требований ФГОС
ВПО и Учебного плана по направлению 38.04.03 – «Государственное и му- ниципальное управление» должна формировать следующие компетенции: индекс (код) компетенции название компетенции
0К-4 знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятель- ности, умение анализировать и оценивать социально- значимые явления, события, процессы
ПК-6 способность принимать участие в проектировании органи- зационных действий, умение эффективно исполнять обя- занности
ПК-16 умение определять социальные, политические, экономиче- ские закономерности и тенденции
ПК-20 способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой
ПК-41 готовность участвовать в реализации программ организаци- онных изменений
ПК-42 способность разрабатывать проекты социальных изменений
1.2. Место дисциплины в учебном процессе
Теория организации – комплексная интегрированная область знаний, возникающая между группами естественных, технических, общественных наук. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина Теория организации, являются: История, Социология, Эконо- мическая теория, Теория управления.
Теория организации является основополагающей для изучения сле- дующих дисциплин: Основы государственного и муниципального управле- ния, Принятие и исполнение государственных решений.
2. Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате
освоения.
Цель курса: овладение студентами теоретическими знаниями и практи- ческими навыками научной организации организаций.
Задачи изучения дисциплины:
дать систему понятий и категорий, отражающую содержание рас- сматриваемой области знаний в научном и практическом употреблении;
7
показать природу организации, дать представление о происхожде- нии, логики становления, содержания функционирования и развития органи- зации как процесса и как системы;
показать виды организаций и их основные характеристики. Сфор- мировать у студентов представление об организациях как системах
раскрыть сущность, содержание и построение системы законов ор- ганизации, освоить систему принципов организации;
показать практическое применение законов, закономерностей и принципов организации;
выделить комплекс форм проявления организации в процессах и системах управления. Представить сущность, содержание и разнообразие спектра ролей организации в управлении;
выработать навыки организационного проектирования, формирова- ния организационных процессов и оценке их состояния.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основы системного подхода в управлении;
формы проявления организации в управлении социально- экономических систем;
законы и принципы создания, развития и эффективного функцио- нирования организаций;
виды организационных патологий и дисфункций;
типы организационных структур, параметры и принципы их проек- тирования, подходы к оценке эффективности.
Уметь:
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций,
оценить организационную эффективность структурной единицы по уровню соответствия законам и принципам организации;
идентифицировать наличие организационных патологий и дис- функций и определять способы их устранения;
разрабатывать программу обеспечения организационной устойчи- вости;
осуществлять организационное проектирование современных орга- низаций и оценивать его эффективность;
участвовать в реализации программ организационных изменений.
8
Владеть:
специальной терминологией и современной научной методологией в области теории организации;
методами анализа и проектирования организационного порядка; методикой построения организационно-управленческих моделей;
современными технологиями диагностики и проектирования соци- ально-экономических систем;
технологией выбора и принципами построения организационных структур.
3. Организационно-методические данные дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3,0 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ и по семестрам представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоемкость зач.
ед.
час. по семестрам
II
Общая трудоемкость дисциплины по учеб- ному плану
3,0
108
108
Аудиторные занятия
0,4
12
12
Лекции (Л)
0,15 6
6
Практические занятия (ПЗ)
0,25 6
6
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СРС)
2,5
92
92
в том числе: курсовая работа (проект) консультации контрольные работы
0,6 20 20 самостоятельная подготовка к лекциям и семинарским занятиям
0,8 30 30 самостоятельное изучение тем и разделов дисциплины
1,0 36 36
Вид контроля (Зачет)
0,1
4
4
9
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины и трудоемкость модулей и модульных единиц
Таблица 2
Тематический план и трудоемкость модулей и модульных единиц
Раздел
дисциплины
Всего
часов
В том числе
Формы
контроля
лекции
практи-
ческие
занятия
СР
Модуль 1. Введение в теорию орга-
низации
50
2
2
46
Зачет
Модульная единица 1.1 Введение в дисциплину «Теория организации».
10 1
9
Модульная единица 1.2 Организация как система
10 1
9
Модульная единица 1.3. Хозяйствен- ные и социальные организации.
10 2
8
Модульная единица 1.4. Организация и управление
10 10
Модульная единица 1.5. Процессы в организациях
10 10
Модуль 2. Основные законы орга-
низации и принципы организации
54
4
4
46
Зачет
Модульная единица 2.1. Законы ор- ганизации и их приложение. Закон си- нергии
7 1
1 5
Модульная единица 2.2 Закон само- сохранения
6 0,5 0,5 5
Модульная единица 2.3 Закон разви- тия
6 0,5 0,5 5
Модульная единица 2.4 Закон ин- формированности - упорядоченности
6 0,5 0,5 5
Модульная единица 2.5 Закон един- ства анализа и синтеза
6 0,5 0,5 5
Модульная единица 2.6 Закон компо- зиции -пропорциональности
6 0,5 0,5 5
Модульная единица 2.7 Принципы организации
8 0,5 0,5 7
Модульная единица 2.8 Проектиро- вание организационных систем
9,0 9
Контроль СРС
4
4
ИТОГО с зачетом
108
6
6
92
Зачет
4.2. Содержание модулей дисциплины
Модуль 1. Введение в теорию организации
Модульная единица 1.1 Введение в дисциплину «Теория организации»
Генезис организационной науки (история становления дисциплины).
Дефиниции понятия «организации». Организация как процесс и как явление.
Предмет науки и ее место в системе организационных знаний. Задачи науки.
Методы науки. Использование знаний дисциплины «Теория организации» в практическом управлении организацией.
Модульная единица 1.2. Организация как система
Общие понятия систем. Категории, характеризующие строение и функ- ции систем. Границы системы. Схема функционирования системы. Свойства систем. Классификация систем.
Понятие организации как системы. Организация как открытая система.
Изображение систем: системные карты, схемы функционирования по- токов, схемы последовательных действий, схемы отношений, схемы влияний, содержательные картинки.
Модульная единица 1.3. Хозяйственные организации. Архитектура
предприятия
Общая характеристика хозяйственных организаций. Понятие хозяй- ственной деятельности и хозяйствующего субъекта. Описание хозяйственных организаций. Архитектура предприятия: основные элементы и структура.
Организационно-правовые формы хозяйственных организаций: хозяй- ственные товарищества, хозяйственные общества, государственные и муни- ципальные (унитарные предприятия), производственные кооперативы. Орга- низационные формы объединения хозяйствующих субъектов: картель, кор- нер, синдикат, стратегический альянс, консорциум, конгломерат, трест, ком- бинат, концерн, финансово-промышленная группа, холдинговая компания.
Предпосылки и цели объединения. Общественные организации: понятие, ви- ды. Новые формы организаций: сетевые, виртуальные и пр.
Обзор законодательных актов регулирующих деятельность хозяй- ственных организаций.
Модульная единица 1.4. Организация и управление
Взаимосвязь понятий «организация» и «управление». Организация как основополагающая функция управления. Сущность организационной дея- тельности. Организация управления. Система управления (СУ) организацией как организационная система. Подсистемы, элементы и задачи СУ. Нацио- нальная специфика систем управления. Японская и американская модели СУ.
Российская модель.
Организация системы управления: функциональный и структурный подход, их приоритеты.
11
Неорганизованность, дезорганизованность, заорганизованность. Орга- низованность и устойчивость систем.
Самоорганизация и самоуправление. Организационные функции управ- ления и самоорганизация. Регламентация и самоорганизация в процессе управления. Виды самоорганизации. Основные элементы самоуправления.
Основные элементы самоорганизации.
Модульная единица 1.5. Процессы в организациях
Процессы общения (коммуникации). Важность коммуникаций и дея- тельности организаций. Типология коммуникаций. Современная модель про- цесса общения. Направления общения. Барьеры эффективного общения.
Ступени коммуникаций. Противоречия, возникающие в процессе общения.
Управление противоречиями.
Процессы принятия решений. Принятие решений - фундаментальный процесс в организациях. Типы решений. Современная модель процесса при- нятия решений. Индивидуальное и групповое принятие решений.
Процессы карьеры и социализации. Определение карьеры. Эффектив- ность карьеры: результативность, адаптируемость, тождественность, карьер- ные отношения. Стадии карьеры. Социализациякак связующее звено между эффективностью карьеры и организационной эффективностью. Стадии соци- ализации. Результаты социализации. Характеристики эффективной социали- зации и процессов карьеры.
Модуль 2. Основные законы организации и принципы организации
Модульная единица 2.1 Законы организации и их приложение. Закон си-
нергии
Понятия «зависимость», «закономерность», «закон» как общенаучные категории. Иерархия законов. Законы общие и специфические. Законы орга- низации и законы для организации. Механизм действия и механизм исполь- зования законов. Трудности практического приложения требований, выража- емых объективными законами в общественном обустройстве и в управлении.
Механизм образования эффекта синергии и условия его получения.
Положительная и отрицательная синергия. Суть закона синергии. Синергия в практике организаций. Измерение синергии. Организационные приемы пре- одоления «барьеров» на пути к синергетическому эффекту.
Синергия в процессах интеграции, кооперирования, комбинирования.
Союзы (гильдии, общества) фермеров, промышленников, предпринимателей как выражение синергии. Негативные образования: группировки, клики, кла- ны. Синергия в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транс- порте, торговле, быту.
Модульная единица 2.2 Закон самосохранения
Философия самосохранения. Самосохранение как поддержание и вос- производство внутренних взаимосвязей системы. Уровни самосохранения.
Варианты реализации закона самосохранения. Учет закона самосохранения
12 при выборе стратегии предпринимательства. Стремление к безопасности как проявление закона самосохранения. Инструменты самосохранения производ- ственно-хозяйственных организаций: контроль, анализ, планирование. Само- сохранение как причина сопротивления организационным изменениям. Са- мосохранение и экология.
Модульная единица 2.3 Закон развития
Философия развития. Развитие как движение от простого к сложному.
Жизненный цикл систем. Схемы развития организации: классический жиз- ненный цикл, кривая жизненного цикла по А.Адизесу, стадии организацион- ного развития по В. Грейнеру. Сложность систем и соотношение фаз жиз- ненного цикла. Закон и принципы развития. Проявление закона развития в различных системах.
Модульная единица 2.4 Закон информированности -упорядоченности
Значение информации в возникновении и развитии цивилизаций. Об- щие сведения об управленческой информации. Характеристики управленче- ской информации. Информированность предпосылка упорядоченности. За- кон информированности – упорядоченности. Информационные системы управления в организациях. Информационная культура в организациях. За- щита информации как мера выживаемости фирмы. Информационные сети и информационно-справочные службы как инфраструктура организованного рынка.
Модульная единица 2.5 Закон единства анализа и синтеза
Анализ и синтез как элементы человеческого познания. Закон единства анализа и синтеза, его следствия и принципы выполнения. Методика управ- ленческого анализа и синтеза организаций. Анализ архитектуры предприя- тия. Различные формы реорганизации предприятий – выражение закона единства анализа-синтеза. Закон единства анализа – синтеза в профилирова- нии и комбинировании производства.
Модульная единица 2.6 Закон композиции – пропорциональности
Философия гармонии. Пропорциональность как нормативное соотно- шение и мера порядка. Пропорциональность в народном хозяйстве. Пропор- ции в экономике. Пропорции в организации производства Причины диспро- порций. Закон композиции и пропорциональности. Принципы закона. Прак- тика использования закона.
Модульная единица 2.7 Принципы организации
Принципы статической организации как обобщенные правила построе- ния рациональных структур. Принципы статической организации (структу- ризации) в приложении к структурам систем управления, информационных систем.
13
Процессы динамической организации как унифицированные правила разработки рациональных процессов: прямоточность, ритмичность, синхрон- ность, параллельность, воспроизводимость, направленность, легитимность, информативность, технологичность, результативность, эффективность, оп- тимальность, надежность.
Философия рационализации. Элементы рационализма деятельности ор- ганизаций. Критерии рациональности. Принципы рационализации: систем- ность, очередность, самоорганизация, включенность руководителя, от про- стого – к сложному, этапность, научность, эффективность.
Модульная единица 2.8 Проектирование организационных систем
Организационное проектирование как практическое применение зако- нов и принципов организации. Механизм проектирования организационных систем. Цели, задачи и этапы проектирования организаций. Влияние особен- ностей объекта организации или проектируемого предмета на процесс проек- тирования. Содержание принципов проектирования. Назначение, виды и со- держание организационных проектов Нормативное и методическое обеспе- чение процесса проектирования. Разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ. Типичные ошибки оргпроекти- рования и меры по их профилактике.