Файл: Самостоятельная работа по теме 5 Цель занятия закрепление знаний о философии и научной картине мира, формирование умений применять их.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 3.5
Цель занятия: закрепление знаний о философии и научной картине мира, формирование умений применять их
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1.Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм. В своей книге 1962 года «Структура научных революций» американский философ и историк Томас Кун сформулировал теорию, согласно которой развитие науки происходит не линейно и последовательно, но в виде скачкообразных изменений, названных им «сменой парадигм».
В философии науки термин «парадигма» трактуется достаточно широко: как мировоззренческая основа того концептуализма, в границах которого разворачивается научная деятельность и осуществляются целенаправленные исследования. Руководствуясь определенной парадигмой, люди науки следуют по пути познания, решая научные проблемы, отвечающие бытующему, в самом общем виде, пониманию мира, - но не пытаются подвергнуть критическому переосмыслению сложившийся взгляд на вещи.
Смена парадигм - это революция в науке, во время которой одна мировоззренческая основа сменяет другую. Начинается период «революционной науки», когда открываются принципиально новые перспективы, утверждают себя совершенно иные запросы на знания и в повестку дня вписываются новые вопросы, обращенные к уже известным данным и прежним предположениям. Как правило, смена парадигм возникает тогда, когда противоречия и нерешенные загадки накапливаются в рамках сложившейся научной парадигмы в такой степени, что существующее положение дел оборачивается острым кризисом - «работой системы на разрыв».
Классическим примером смены научной парадигмы можно считать установление Николаем Коперником (1473-1543) того факта, что древняя геоцентрическая модель устройства Вселенной, предложенная Птолемеем (ок. 90 - ок. 160), не может дать объяснение множеству накопленных к тому времени наблюдений о движении небесных тел. Приняв как гипотезу предположение, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, Коперник обнаружил, что новая модель намного лучше согласуется с полученными астрономическими данными. Однако римско-католическая церковь обрушила яростный гнев на гелиоцентрическую модель Коперника, поскольку Земля, а значит и человечество, переставало быть центром Вселенной. Другие примеры смены научных парадигм мы можем увидеть в ниспровержении ньютоновской механики квантовой физикой и в торжестве релятивизма в начале XX века.
Высветив в своих трудах значение смены парадигм в науке и то обстоятельство, что различные парадигмы могут быть несовместимы, Кун показал, что наука, вопреки широко распространенному мнению, представляет собой не столько совокупность объективных истин, к формулированию которых она так стремится, сколько разновидность человеческой деятельности. А значит, наука не может не быть, в определенной мере, субъективна в своих выводах, испытывая на себе воздействие социальных, культурных и исторических влияний.
Задание 2. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете? Леонардо да Винчи, Иммануил Кант, Карл Маркс и другие философы, пытаясь определить, что же такое наука, пришли к выводу, что в любом учении научного ровно столько, сколько в нем математического. Поэтому процесс математизации неизбежен для преобразования любой отрасли знания в науку.
Есть один расхожий афоризм “Математика - это искусство давать одно и то же имя разным вещам”. Действительно, математика возникла тогда, когда люди поняли, что две овцы в принципе ничем не отличаются от двух пальцев. Специфика математического знания заключается в том, что математики не изучают непосредственно действительность, они изучают ее с помощью абстрактных объектов, которые являются идеальными моделями, образами реальных предметов и явлений. Более того, многие абстрактные объекты возникают в математике, не имея своего реального прообраза; иногда, уже после того, как объект возник и изучен в математике, находится реальный предмет, который может быть его прообразом. Так, Лобачевский изобрел гиперболическую геометрию “на бумаге” и только после его смерти был найден реальный объект - псевдосфера - на котором выполнялись законы геометрии Лобачевского. В тот момент, когда Эйнштейн предложил теорию относительности, геометрия Лобачевского уже была хорошо разработана, что позволило теории относительности развиться очень быстро.
Изучение математиками абстрактных объектов приводит к тому, что два, казалось бы, совершенно разных явления, можно описать одинаковыми математическими моделями. Возникая в одной практической задаче, абстрактный математический объект живет своей жизнью, изучается, приходит время и он становится нужен в совершенно другой своей ипостаси. Абстрактный объект возвращается в практику, но уже хорошо изученный. Нечто подобное произошло в XX веке, когда одной из главных наук-заказчиц прикладной математики стала экономика. Многие результаты в экономике возникли простой переформулировкой естественнонаучных результатов, полученных с помощью математических методов.
Не надо считать, что математизация - это простое применение каких-нибудь расчетов. Философ, исследователь связи математики с другими науками Сухотин исторически выделяет 3 этапа математизации науки:
Описательно-количественная обработка материала наук.
Математическое моделирование изучаемого объекта (это позволяет заменить исследование методом проб и ошибок целенаправленным изучением, раскрыть прогнозирующие функции математики).
Построение математической теории определенного класса (благодаря чему появились дисциплины типа математическая физика, математическая лингвистика, математическая биология и т.д.)
Как мы видим, количественное описание - лишь ранний этап математизации любой науки. Все естественные и некоторые гуманитарные науки вступили уже во второй этап - этап математического моделирования. Существуют адекватные математические модели, описывающие очень большой класс явлений: от процесса распространения слухов до аэродинамических течений, возникающих под крылом самолета в момент отрыва от земли.
В современном мире математизация науки часто проявляется как компьютеризация. Задачи, которые ставят науки перед математикой так и звучат: “Как эффективно на компьютере просчитать такой-то процесс?”, “Как смоделировать на компьютере поведение такого-то объекта?” Это, как и сама математизация, тоже естественный процесс. С появлением ЭВМ у математиков появилась возможность в считанные минуты проводить вычисления, на которые раньше потребовались бы годы. Кроме того, у всех ученых появилась возможность самые нудные и неинтересные (автоматизируемые) этапы познания “сгрузить” на компьютеры, освободив тем самым время для творческой деятельности.
Наблюдения показывают, что при современных скоростях технологических процессов человеческая психика уже не способна своевременно принимать решение о дальнейшем их течении и на основании полученной информации осуществлять необходимое управление. В результате такое управление запаздывает. Это относится не только к таким экзотическим областям деятельности, как, например, космические полеты, но и к таким обыденным процессам, как, например, производство бумаги. Запаздывание человеческой реакции приносит огромные потери. Возникает настоятельная необходимость передачи управления быстродействующим автоматам. Но для того, чтобы автомат мог управлять процессом, необходимо сначала разработать количественную теорию этого процесса, ведь машина не понимает слов: “делай лучше”, “обрабатывай точнее”, - машина должна знать точные числовые характеристики. Так прогресс в области техники неизбежно вызывает необходимость привлечения математических методов для решения насущных задач практики.
Конечно же, влияние математики на другие отрасли знания сказывается прежде всего в том, что она поставляет аппарат количественной переработки конкретного материала наук. Методы, возникшие в других дисциплинах, нередко выходят за пределы специальной области, но отличие математических методов состоит в том, что они применяются повсеместно, не зная исключений. Это и делает математику особой наукой, обладающей универсальным назначением, даже не наукой, а, как часто говорят, универсальным языком науки.
Задание 3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса». Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловливающее прогресс производительных сил и общества в целом.
Главный источник развития НТП заключен не в нем самом, а в сущностных силах человека.Необходимость НТП обусловлена не нуждами самой техники и технологии, она заложена в природе человека, в сущности человеческого существования. Именно люди, развивая производительные силы и меняясь под их давлением, определяют в конечном счете основные принципы и направления НТП. Современным этапом НТП является современная научно-техническая революция.
Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий.
Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика.
Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом.
Выделяются следующие основные направления НТП:
1. По Тофлеру:
- Поиск новых возобновляемых источников энергии;
- Электронная промышленность;
- Космическая промышленность;
- Проникновение в глубины моря;
- Генная инженерия;
2. По Беллу:
- Замена механической техники электронной;
- Миниатюризация производства;
- Переход к числовым методам хранения и обработки информации;
- Производство программного обеспечения;
3. Другие источники:
- Автоматизация производства (безлюдное производство);
- Альтернативные источники энергии;
- Космонавтика;
- Искусственные материалы с заранее заданными свойствами;
- Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия).
Противоречия НТП:
Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.
НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.
Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им.
Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:
- Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.
- Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.
- Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.
От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.