Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Литература Практическое задание 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Саидова Юлия Алексеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).

 

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

 Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

 И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

Ответ : Это стихотворное носит личный, интимный характера. В нем М. Лермонтов говорит о чувстве, которое отличается простотой, глубиной и человечностью. Автор выражает неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому он стремится – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.


 

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Ответ : Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне. Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей». Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы».

Стихотворение «Воробей» Тургенева относится к лирическому роду.

Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он очень эмоционален.

Прозаическое произведение И. Тургенева «Воробей» повествует о ситуации, которую автор случайно увидел в саду. Он обозревает отношения между животными, в данном случае, между птицами и собакой, и символически представляет животных как героев, которые в своих действиях отображают человеческие качества.



Авторская позиция, которую можно увидеть в тексте, заключается в том, что любовь может преодолеть страх. Несмотря на то, что воробей был беззащитен перед собакой и мог легко стать ее жертвой, он все же рискнул и бросился спасать свое детище. Этот акт автор воспринимает как проявление истинной любви, которая может быть сильнее страха и даже смерти.

С одной стороны, мы видим различие характеров участников конфликта. Собака - это сильное и опасное животное, которое могло бы легко уничтожить воробья и его детеныша. Воробей, напротив, является беспомощным и слабым существом, однако в нем присутствует героизм и любовь. С другой стороны, мы видим сходство между участниками. Как отмечает автор, "Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда", то есть, силы натуры оказались у воробья достаточно мощными, чтобы он решился спасти свое детеныша. Собака в свою очередь тоже не могла остановиться, когда она увидела воробья и ринулась к нему. Оба персонажа были неспособны контролировать свои инстинкты, что было сильнее их желаний или воли.

Одним из ключевых мотивов произведения является жертвенность. Воробей был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти свое детеныша. Его жертвенный поступок находит отклик у автора, вызывая у него благоговение. Возможно, это иллюстрация того, что человеческий альтруизм может быть вдохновлен именно жертвенностью, которую мы можем увидеть даже у маленькой птицы.

Таким образом, «Воробей» И. Тургенева - это убедительное напоминание о силе любви и жертвенности, а также о нашем отношении к маленьким существам, которые обитают рядом с нами.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).

Моя любимая поэтическая строка.

Моя любимая поэтическая строка взята из «Гамлета» Уильяма Шекспира: «Быть ​​или не быть, вот в чем вопрос».

На мой взгляд, она выражает большую долю человеческой души и олицетворяет поиск правильного пути в жизни. Некоторые из нас выбирают путь, полный боли и страданий, но мы продолжаем идти, потому что знаем, что наш путь приведет нас к успеху и счастью. Другие выбирают путь, который освободит их от боли и страданий, хотя не всегда знают, что их ждет на этом пути. Наши ошибки и неудачи являются результатом нашего личного роста и развития. Мы должны принимать все, что происходит в нашей жизни, и использовать это, чтобы стать лучше и сильнее.


Каждый раз, когда мы стоим перед выбором, мы задаемся этим вопросом и выбираем свой путь. Этот путь может быть индивидуальным и уникальным для каждого из нас, но он всегда приведет нас туда, где мы должны быть.

Подытожив свое суждение, хочу сказать, что эта поэтическая строка дает мне надежду и силу продолжать искать свое счастье и смело принимать вызовы жизни.

Задание 4(максимальное количество баллов – 3 баллов)

Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Толстому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

Ответ:

Поэт

Художественное мастерство

Доминантная черта

Ф. Достоевский

  1. Философия

  2. Полифонический роман

  3. Многосюжетность

  4. Психологизм




Доминантная черта – психологизм.

«Преступление и наказание»

А. Чехов

  1. Материалистичность

  2. «Мимический» психологизм

  3. Лирическая ирония

  4. Лаконичность




Доминантная черта – лаконичность

«Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника»


Л. Толстой

  1. «Диалектика души» (психологизм)

  2. «Мысль народная»

  3. Теория «опрощения»




Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм).

«Война и мир»

«Детство»

«Отрочество»

Б. Пастернак

  1. Тонкий психологизм

  2. Глубокий символизм

  3. Переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном

  4. Метафорическая насыщенность




Доминантная черта – метафорическая насыщенность.

«Февраль. Достать чернил и плакать»

"Весна"

А. Солженицын

  1. Библейские мотивы

  2. Классический эпос

  3. Символичность композиции

  4. Авторская позиция

  5. Многообразие форм иронии




Доминантная черта –многообразие форм иронии.

«Бодался телёнок с дубом»

«Телёнке»

«Зернышко»


Задание 5(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Ответ:

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни. С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.