Файл: 24. Структура психики человека. Психика и мозг. Функции нервной системы. Функциональная структура мозга по А. Р. Лурия. Функциональная зрелость мозга и успешность обучения. Психика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функциональная зрелость мозга и успешность обучения

Созревание мозговых структур осуществляется в следующей последовательности.

  • Первоначально происходит созревание блока глубоких структур, отвечающих за активационные процессы.

  • К глубоким структурам мозга относятся: специфические, связанные с работой анализаторов, и неспецифические мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга.

  • Специфические глубокие структуры мозга обеспечивают переработку сенсорной информации и организацию моторных актов.

  • Неспецифические глубокие структуры мозга обеспечивают активацию, регуляцию цикла «сон – бодрствование», процессы памяти и внимания, эмоциональные процессы, состояния сознания.

  • Они оформляются морфологически и функционально в первый год жизни и создают основу для всего дальнейшего интеллектуального развития.

  • Затем созревают первичные сенсорные (связанные с ощущениями) и моторные (связанные с движениями) зоны мозга.

  • Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полностью функциональными в течение первого года жизни и создают основу для дальнейшего развития.

  • Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для последующего научения.

  • Следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область.

  • Ее созревание дает возможность формирования форм интеллектуальной деятельности, в состав которых входит выполнение простых операций (в период с 6 до 10–11 лет).

  • Последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную область мозга. Их созревание создает условия для формирования понятийно-абстрактного мышления.

  • На первые два года и на возраст 6–7 лет.

  • Переход от общей формы активации мозга к избирательной, специфической, подразумевающей наличие произвольной регуляции деятельности, происходит в возрасте 7–10 лет. Неслучайно именно в этот период и считается целесообразным начинать систематическое школьное обучение.

  • Дети 6–7 лет уже готовы к восприятию и переработке большого потока информации, усложняющегося с началом школьного обучения.

  • Они могут подчинять свои действия словесной инструкции. Но устойчивость внимания еще недостаточна.

  • Лишь к 9–10 годам произойдут резкие изменения (формирование произвольной регуляции), которые и позволят работать длительно, не отвлекаясь.

  • К 8–9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако в функциональном отношении он еще требует развития.

  • Мозг достигает окончательной морфологической зрелости в целом к 18–20 годам.