Файл: 24. Структура психики человека. Психика и мозг. Функции нервной системы. Функциональная структура мозга по А. Р. Лурия. Функциональная зрелость мозга и успешность обучения. Психика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функциональная зрелость мозга и успешность обучения
Созревание мозговых структур осуществляется в следующей последовательности.
-
Первоначально происходит созревание блока глубоких структур, отвечающих за активационные процессы. -
К глубоким структурам мозга относятся: специфические, связанные с работой анализаторов, и неспецифические мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга. -
Специфические глубокие структуры мозга обеспечивают переработку сенсорной информации и организацию моторных актов. -
Неспецифические глубокие структуры мозга обеспечивают активацию, регуляцию цикла «сон – бодрствование», процессы памяти и внимания, эмоциональные процессы, состояния сознания. -
Они оформляются морфологически и функционально в первый год жизни и создают основу для всего дальнейшего интеллектуального развития. -
Затем созревают первичные сенсорные (связанные с ощущениями) и моторные (связанные с движениями) зоны мозга. -
Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полностью функциональными в течение первого года жизни и создают основу для дальнейшего развития. -
Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для последующего научения. -
Следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область. -
Ее созревание дает возможность формирования форм интеллектуальной деятельности, в состав которых входит выполнение простых операций (в период с 6 до 10–11 лет). -
Последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную область мозга. Их созревание создает условия для формирования понятийно-абстрактного мышления. -
На первые два года и на возраст 6–7 лет. -
Переход от общей формы активации мозга к избирательной, специфической, подразумевающей наличие произвольной регуляции деятельности, происходит в возрасте 7–10 лет. Неслучайно именно в этот период и считается целесообразным начинать систематическое школьное обучение. -
Дети 6–7 лет уже готовы к восприятию и переработке большого потока информации, усложняющегося с началом школьного обучения. -
Они могут подчинять свои действия словесной инструкции. Но устойчивость внимания еще недостаточна. -
Лишь к 9–10 годам произойдут резкие изменения (формирование произвольной регуляции), которые и позволят работать длительно, не отвлекаясь. -
К 8–9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако в функциональном отношении он еще требует развития. -
Мозг достигает окончательной морфологической зрелости в целом к 18–20 годам.