Файл: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка в 5 классе.
Подготовила и провела
Зленко Екатерина Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской
Тема: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с
прямой речью».
Цели:
образовательные:
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;
продолжать развитие умения формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное;
развитие умения групповой работы.
воспитательные:
воспитание интереса и уважения к русскому языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и
заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой работе:
развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение понимать и осмысливать прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе
совместного выполнения задачи.
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность участвовать в речевом общении с
соблюдением норм речевого этикета
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
мультимедиапроектор; -
таблицы; -
разноуровневые карточки.
Ход урока
I Организация внимания.
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.
- Надеюсь, у всех сегодня такое же хорошее настроение, как и у меня, здравствуйте, присаживайтесь.
II Актуализация ранее изученного.
1 Разделы русского языка (слайд 1,2 - названия городов в стране «Лингвистика»)
- Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Лингвистика», скажите какие города этой страны мы уже посетили? ( учащиеся называют разделы русского языка, которые уже выучили)
- А в каком городе мы находимся вот уже несколько уроков? (синтаксис)
2 Терминологический диктант.
- Путешествуя, мы всегда рассматриваем достопримечательности, давайте, и мы вспомним какие термины живут в этих городах. Итак, в какой город мы сегодня заглянем ещё раз нам поможет узнать ромашка. Терминологический диктант проводит Катя. А мы все открываем тетради, записываем число, классная работа.
(ученица отрывает один листок от ромашки и диктует термины по этой теме, двое учеников пишут на доске, все остальные в тетрадях, затем проверяем)
3 Слуховой диктант.
- А сейчас применим на практике полученные знания по теме «Синтаксис», поиграем в игру «Молчанка» и проведем слуховой диктант.
Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.
Наступила зима.
Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.
Глаза боятся, а руки делают. (слайд )
III Сообщение темы и целей урока.
-Вот мы с вами и вспомнили, какие термины живут в городе Синтаксис.
1 Интрига.
Стук в дверь, ученик передает письмо, учитель читает. (3слайд - содержание письма)
БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ.
-Вы поняли от кого письмо? Кем произнесены эти слова? (нет)
- Наверное, человек, который записывал это предложение, не знал, что в нашем языке существует особая форма организации нашей речи – прямая речь.
- Чтобы не попасть впросак, мы с вами сегодня узнаем, что такое прямая речь, и как она оформляется.
Как вы уже догадались, тема нашего урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему урока.
(4 слайд - тема урока)
IV Изучение нового материала.
1 Объяснение учителя
– Давайте поясним наше предложение. Кто знает, кому принадлежат эти слова? Это русская пословица, т.е. жанр устного народного творчества, поэтому можно записать так:
Береги честь смолоду гласит русская пословица (5 слайд)
- А ещё эту пословицу, как эпиграф к своему произведению «Капитанская дочка», использовал Пушкин (это произведение вы будете изучать в 8 классе), поэтому это произведение можно записать ещё так:
Береги честь смолоду напутствовал Пушкин своих героев
- Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: прямую речь и слова автора.
Схематично прямую речь мы будем отмечать буквой «П» всегда заглавной и в кавычках, а слова автора буквой а.
2 Работа с параграфом учебника 30.
- Мы с вами все говорим: прямая речь, слова автора, что такое слова автора, мне понятно – это те слова, которые сообщают нам, кто говорит. А что же такое прямая речь? В этом нам поможет разобраться наш помощник - учебник. Откройте параграф 30, прочтите, что такое прямая речь.
3 Распределение прямой речи в предложении.
- Попробуйте сами определить, где в этом предложении прямая речь, а где слова автора.
- А как вы думаете, можно ли их поменять местами? (да) Давайте попробуем.
Русская пословица гласит Береги честь смолоду
-Действительно, прямая речь может находиться в разных местах по отношению к словам автора.
-Давайте рассмотрим таблицу. (Слайд 9)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ | |||
Прямая речь находится | |||
| | | |
Прямая речь стоит после слов автора А: «П!» А: «П?» А: «П». Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!» | Прямая речь стоит перед словами автора «П,» – а. «П!» – а. «П?» – а. «Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель. | Прямая речь разрывает слова автора А: «П», а. А: «П!» – а. А: «П?» – а. Тут Мишка говорит: «Не надо спорить., я попробую это сделать», - и принялся за дело. | Прямая речь разрывается словами автора «П, – а, – п». «Бабушка, - сказал Егорушка, - я хочу спать». |
4 Постановка знаков препинания.
-Посмотрите внимательно на нашу схему и на схемы в таблице. Чем они отличаются? (в нашей схеме нет знаков препинания)
Разбор знаков препинания по таблице на доске. Запись этих схем в тетрадь.
5 Подведение микроитога.
- Итак, мы с вами должны запомнить, что:
1 существуют предложения с прямой речью, где одна часть – слова автора, а другая – прямая речь;
2 прямая речь может стоять перед словами автора, после слов автора, разрывать слова автора и разрываться словами автора.
3 такие предложения имеют определенную постановку знаков препинания.
V Физминутка.
- Мы с вами так плодотворно поработали, нужно нам и отдохнуть, проведем физминутку.
VI Закрепление нового материала.
1 Сценка. Работа с текстом.
- А сейчас посмотрите небольшое представление, попробуйте угадать, о чем идет речь и скажите, чем, с точки зрения русского языка, интересен нам этот текст?
(учитель) Заспорили деревья между собой: кто лучше?
(ученик 1) «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою!» -- говорит ....(дуб)
(ученик 2) «Не хвастай, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, а мое румяное яблочко и на царском столе бывает», молвила ....(яблоня)
(ученик 3) «Погодите похваляться. Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья людям бы не было: я им печь топлю, и избы строю», — сказала .... (ель)
(в этом тексте есть предложения с прямой речью)
- Придумайте предложение с прямой речью по темам:
- 1 ряд – в магазине;
- 2 ряд – в школе;
- 3 ряд – дома.
2 Тренировочное упражнение 464.
- Мы с вами научились слышать прямую речь, а теперь давайте попробуем записать предложения с прямой речью. Коллективно выполним упр.464.
(один человек - у доски, остальные – в тетрадях)
VII Домашнее задание. (11 слайд)
- А сейчас мы с вами отправимся на ярмарку-распродажу и купим себе домашнее задание.
«5» - параграф 30, Сочинение – миниатюра «И все засмеялись».
«4» - параграф 30, упр. 465, составить схемы предложений с прямой речью.
«3» - параграф 30, упр. 466, упр.462 (устно).
3 Творческое задание.
- Составьте предложения по схемам. (12 слайд - схемы предложений)
А: «П»,
«П?» - а.
4Работа в парах с последующей взаимопроверкой.. - Мы не можем не помнить с вами о подготовке к ЕГЭ, поэтому давайте попробуем решить несколько заданий из ЕГЭ. 1.Какой схеме соответствует предложение? ( 13 слайд) «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил М. Горький А) «П?» - а. Б) «П», - а. В) А: «П». Г) А: «П!» А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие? ( 14 слайд) А) Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!» Б) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга. В) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич. Г) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит. |
5Самостоятельная работа.
- А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Выполните работу прямо на карточках.
Кот в сапогах спросил: «Можете ли, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»
«Конечно, могу», - ответил Людоед.
Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»
-Узнали сказку? ( да, «Кот в сапогах» Ш. Перро.)
VIII Подведение итогов.
1 Рефлексия.
-Вот и подошел к концу наш урок, скажите, а нужен ли был нам этот урок?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Поднимите руки те, у кого к концу урока настроение ухудшилось, а у кого улучшилось?
2 Объявление оценок.
- Урок окончен, я очень рада была вас сегодня видеть. До свидания!