Файл: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка в 5 классе.

Подготовила и провела

Зленко Екатерина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской

Тема: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с

прямой речью».

Цели:

образовательные:

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;

продолжать развитие умения формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное;

развитие умения групповой работы.

воспитательные:

воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и

заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе:

развитие уважения друг к другу.

                         Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

  2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности
Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                  2) умение понимать и осмысливать прочитанный текст;

                                   3) способность свободно, правильно излагать свои


мысли в устной форме;

                                  4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе

совместного выполнения задачи.

                      

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

  3) способность участвовать в речевом общении с

соблюдением норм речевого этикета

                               

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор;

  2. таблицы;

  3. разноуровневые карточки.

Ход урока

I Организация внимания.
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.
- Надеюсь, у всех сегодня такое же хорошее настроение, как и у меня, здравствуйте, присаживайтесь.

II Актуализация ранее изученного.

1 Разделы русского языка (слайд 1,2 - названия городов в стране «Лингвистика»)

- Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Лингвистика», скажите какие города этой страны мы уже посетили? ( учащиеся называют разделы русского языка, которые уже выучили)

- А в каком городе мы находимся вот уже несколько уроков? (синтаксис)

2 Терминологический диктант.

- Путешествуя, мы всегда рассматриваем достопримечательности, давайте, и мы вспомним какие термины живут в этих городах. Итак, в какой город мы сегодня заглянем ещё раз нам поможет узнать ромашка. Терминологический диктант проводит Катя. А мы все открываем тетради, записываем число, классная работа.

(ученица отрывает один листок от ромашки и диктует термины по этой теме, двое учеников пишут на доске, все остальные в тетрадях, затем проверяем)

3 Слуховой диктант.

- А сейчас применим на практике полученные знания по теме «Синтаксис», поиграем в игру «Молчанка» и проведем слуховой диктант.

Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

Наступила зима.

Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.

Глаза боятся, а руки делают. (слайд )

III Сообщение темы и целей урока.

-Вот мы с вами и вспомнили, какие термины живут в городе Синтаксис.

1 Интрига.

Стук в дверь, ученик передает письмо, учитель читает. (3слайд - содержание письма)

БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ.

-Вы поняли от кого письмо? Кем произнесены эти слова? (нет)



- Наверное, человек, который записывал это предложение, не знал, что в нашем языке существует особая форма организации нашей речи – прямая речь.

- Чтобы не попасть впросак, мы с вами сегодня узнаем, что такое прямая речь, и как она оформляется.

Как вы уже догадались, тема нашего урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему урока.

(4 слайд - тема урока)
IV Изучение нового материала.

1 Объяснение учителя

– Давайте поясним наше предложение. Кто знает, кому принадлежат эти слова? Это русская пословица, т.е. жанр устного народного творчества, поэтому можно записать так:
Береги честь смолоду гласит русская пословица (5 слайд)
- А ещё эту пословицу, как эпиграф к своему произведению «Капитанская дочка», использовал Пушкин (это произведение вы будете изучать в 8 классе), поэтому это произведение можно записать ещё так:

Береги честь смолоду напутствовал Пушкин своих героев

- Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: прямую речь и слова автора.

Схематично прямую речь мы будем отмечать буквой «П» всегда заглавной и в кавычках, а слова автора буквой а.

2 Работа с параграфом учебника 30.

- Мы с вами все говорим: прямая речь, слова автора, что такое слова автора, мне понятно – это те слова, которые сообщают нам, кто говорит. А что же такое прямая речь? В этом нам поможет разобраться наш помощник - учебник. Откройте параграф 30, прочтите, что такое прямая речь.

3 Распределение прямой речи в предложении.

- Попробуйте сами определить, где в этом предложении прямая речь, а где слова автора.

- А как вы думаете, можно ли их поменять местами? (да) Давайте попробуем.

Русская пословица гласит Береги честь смолоду

-Действительно, прямая речь может находиться в разных местах по отношению к словам автора.

-Давайте рассмотрим таблицу. (Слайд 9)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь находится

 

 

 

 

Прямая речь стоит после слов автора

 

А: «П!»

А: «П?»

А: «П».

 

Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!»

 


 Прямая речь стоит перед словами автора

«П,» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

 
«Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель.

 


Прямая речь разрывает слова автора 

А: «П», а.

   А: «П!» – а.

   А: «П?» – а.
Тут Мишка говорит: «Не надо спорить., я попробую это сделать», - и принялся за дело.


Прямая речь разрывается словами автора 

«П, – а, – п».

 

«Бабушка, - сказал Егорушка, - я хочу спать».



4 Постановка знаков препинания.

-Посмотрите внимательно на нашу схему и на схемы в таблице. Чем они отличаются? (в нашей схеме нет знаков препинания)

Разбор знаков препинания по таблице на доске. Запись этих схем в тетрадь.

5 Подведение микроитога.

- Итак, мы с вами должны запомнить, что:

1 существуют предложения с прямой речью, где одна часть – слова автора, а другая – прямая речь;

2 прямая речь может стоять перед словами автора, после слов автора, разрывать слова автора и разрываться словами автора.

3 такие предложения имеют определенную постановку знаков препинания.

V Физминутка.

- Мы с вами так плодотворно поработали, нужно нам и отдохнуть, проведем физминутку.

VI Закрепление нового материала.

1 Сценка. Работа с текстом.

- А сейчас посмотрите небольшое представление, попробуйте угадать, о чем идет речь и скажите, чем, с точки зрения русского языка, интересен нам этот текст?

(учитель) Заспорили деревья между собой: кто лучше?

(ученик 1) «Я всем деревьям царь! Корень мой глу­боко в землю ушёл, ствол в три обхвата. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед гро­зою!» -- говорит ....(дуб)

(ученик 2) «Не хвастай, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, а мое румяное яблочко и на царском столе бывает», молвила ....(яблоня)

(ученик 3) «Погодите похваляться. Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья людям бы не было: я им печь топлю, и избы строю», — сказала .... (ель)
(в этом тексте есть предложения с прямой речью)

- Придумайте предложение с прямой речью по темам:

- 1 ряд – в магазине;

- 2 ряд – в школе;

- 3 ряд – дома.
2 Тренировочное упражнение 464.

- Мы с вами научились слышать прямую речь, а теперь давайте попробуем записать предложения с прямой речью. Коллективно выполним упр.464.

(один человек - у доски, остальные – в тетрадях)


VII Домашнее задание. (11 слайд)

- А сейчас мы с вами отправимся на ярмарку-распродажу и купим себе домашнее задание.

«5» - параграф 30, Сочинение – миниатюра «И все засмеялись». 

«4» - параграф 30, упр. 465, составить схемы предложений с прямой речью.

«3» - параграф 30, упр. 466, упр.462 (устно).
3 Творческое задание.

- Составьте предложения по схемам. (12 слайд - схемы предложений)


А: «П»,

«П?» - а.

4Работа в парах с последующей взаимопроверкой..

- Мы не можем не помнить с вами о подготовке к ЕГЭ, поэтому давайте попробуем решить несколько заданий из ЕГЭ.

1.Какой схеме соответствует предложение? ( 13 слайд)

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил М. Горький
А) «П?» - а.

Б) «П», - а.

В) А: «П».

Г) А: «П!»
А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие?

( 14 слайд)

А) Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»

Б) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.

В) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.

Г) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.


5Самостоятельная работа.

- А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Выполните работу прямо на карточках.
Кот в сапогах спросил: «Можете ли, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

«Конечно, могу», - ответил Людоед.

Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

-Узнали сказку? ( да, «Кот в сапогах» Ш. Перро.)
VIII Подведение итогов.

1 Рефлексия.

-Вот и подошел к концу наш урок, скажите, а нужен ли был нам этот урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Поднимите руки те, у кого к концу урока настроение ухудшилось, а у кого улучшилось?

2 Объявление оценок.
- Урок окончен, я очень рада была вас сегодня видеть. До свидания!