Файл: Современные проблемы физического воспитания и пути их решения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1449
Скачиваний: 32
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание - это один из главных педагогических процессов направленный на формирование и совершенствование физических навыков человека с целью получения здорового, физически активного поколения.
В наше время вопрос физического воспитания будущего поколения как никогда актуален, в последние годы развитие компьютерной отрасли, развитие информационного пространство и коммуникационных технологий достигает колоссальных показателей. С каждым днем мировые бренды выпускают все больше новых гаджетов: компьютеры, телефоны, планшеты. Тем самым современная молодёжь, все больше погруженная в мир компьютерных и телефонных игр, увлеченная просмотром множества видеороликов, расположенных на интернет пространстве или просто проводящих подавляющую часть своего времени находясь в социальных сетях все меньше уделяет времени своему физическому воспитанию. Возвращаясь после нескольких часов обучения в школах или университетах домой подростки в большинстве случаев проводят остаток своего дня сидя в кресле перед монитором или же лежа на диване с телефоном в руках. Тратя на все это десятки часов еженедельно они в первую очередь наносят вред своему здоровью рискуя приобрести такие заболевания как: сколиоз, артроз, другими словами заболевания шейного и поясничного отдела позвоночника, а в большинстве случаев больше всего от подобного образа жизни страдает зрение, уже большое количество детей еще даже на уровне начальных классов имеют проблемы со зрением. Чтобы не допустить всего этого задумываться о физическом воспитание своего ребенка надо начинать с самого раннего возраста.
В российской федерации государство уже позаботилось о минимальном физическом воспитании детей и подростком поэтому в образовательных организациях на всех уровнях обучения в обязательном порядке проводятся физкультурные мероприятия по ходу учебного процесса согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ статья 29. В школах это представлено в виде уроков физической культуры, в высших учебных заведениях в виде пар физического воспитания. В целях того чтобы больше привлекать молодёжь к спорту создаются и развиваются множественные спортивные секции и спортивные клубы самых разных направлений. Ребенок или подросток может по своему интересу выбрать направления своего физического воспитания, будет то бокс или может быть футбол, баскетбол, настольный теннис. Государством было создано Российский студенческий спортивный союз. К большому сожалению не всегда удается завлечь ребенка физической деятельностью и тут своему ребенку должны помочь родители, они могут сводить своего ребенка на разные кружки, спортивные секции чтобы ребенок смог попробовать себя в разных сферах физической деятельности, подумать и решить, чем он хочет заниматься, не стоит навязывать ребенку что-то одно, а давать ему возможность сделать для себя выбор самому, но в некоторых случаях родителям во избежание того что их ребенок будет проводить свое время сидя дома в одной позе уделяя время гаджетам стоит и настоят на том чтобы он чем то занимался. Занимаясь физической деятельностью, ребенок не только уберегает себя от заболеваний, которые влечет за собой пассивный образ жизни, но и развивает свой организм и укрепляет свое здоровье. Занимаясь спортом человек развивает опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, кровеносную систему, спорт сам по себе является первым этапом формирования здорового образа жизни любого человека. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания.
Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. В современных условиях действующая система физического воспитания студенческой молодежи не справляется с существующими проблемами ухудшения уровня физического здоровья студентов. Все это свидетельствует о существовании проблем в современном физическом воспитании и подготовке учащихся.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: современные проблемы физического воспитания.
Гипотеза: в современном мире существуют проблемы в системе физического воспитания, которые требуют глубокого анализа и решения.
Цель курсовой работы: изучить общие составляющие современных проблем в физическом воспитании.
Цель работы определила ряд задач курсовой работы:
- Изучить теоретические аспекты системы современного физического воспитания, историю развития физического воспитания, рассмотреть сущность современного физического воспитания, роль современного физического воспитания, общую педагогическую составляющую в современном физическом воспитании, существующие актуальные проблемы в физическом воспитании;
- Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблем в современном физическом воспитании;
- Разработать практические и грамотные рекомендации по решению современных проблемы физического воспитания.
Теоретическую основу работы составили труды современных исследователей в области теории и методики современного физического воспитания.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
История развития физического воспитания
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.
Основные средства и пути физического воспитания - занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). Цели, содержание, организация, методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.
Физическое воспитание свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии. В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера.
С развитием городов физическое воспитание распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения.
Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе. В Италии в начале 15 в. Витторино да Фельтре открыл школу, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию, организации умственной и физической самодеятельности учащихся. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Я. А. Коменский рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физические упражнения, игры).
Созвучные с идеями Коменского мысли о физическом воспитании детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), который первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для физического воспитания детей.
Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали физическое воспитание Т. Мор и Т. Кампанелла.
Главную задачу физического воспитания Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественные потребности в движении.
Ж. Ж. Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании» подчёркивал значение физического воспитания для умственного развития и трудового воспитания детей.
Совершенствованию форм и методов физического воспитания способствовали возникшие в 18 в. в Германии (в основном под влиянием идей Руссо) «школы человеколюбия и добрых нравов» - т. н. филантропины, где зародилась немецкая национальная система гимнастики, основы которой были заложены педагогами – филантропистами - Фитом и К. Ф. Гутс-Мутсом, а дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна.
И. Г. Песталоцци разработал комплекс элементарных физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения.
Немецкий педагог А. Шпис ввёл в школьную гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т. н. вольные движения и упражнения на гимнастических снарядах.
П. Линг положил начало созданию швед. системы гимнастики (в основе - комплексы упражнений для развития и укрепления отдельных частей тела).
В Чехии М. Тырш создал национальную систему гимнастики, получившую название «сокольской» (упражнения на гимнастических снарядах, вольные, групповые; гимнастические пирамиды, хороводы и т.д.).
В 19 и в начале 20 вв. складывались национальные системы Физического воспитания во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и др. странах. В ряде капиталистических стран физическое воспитание стало тесно связываться со скаутизмом и использоваться для милитаризации воспитания молодёжи.
С конца 19 в. в системах Физического воспитания всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитательное значение которого определяется его соревновательным характером, а также необходимостью систематических физкультурных тренировочных занятий для достижения высоких спортивных результатов
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.
В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.
В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.
В СССР государственная система физического воспитания строится на основе марксистских положений о значении его для всестороннего развития человеческой личности. «Под воспитанием мы понимаем, - писал К. Маркс, - три вещи:
- Во-первых, умственное воспитание.
- Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
- В-третьих, техническое обучение...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 198). В. И. Ленин отмечал: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» (цитата по книге: Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 49-50).
В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.
Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.
В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.
Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.