Файл: Современные проблемы физического воспитания и пути их решения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1458
Скачиваний: 32
Структура личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы состоит из шести блоков, имеющих воспитательную, оздоровительную, развивающую, образовательную, рекреационную и гигиеническую направленность. Деление на блоки в определённой степени условно, но существенно упрощает планирование учебно-воспитательного процесса и позволяет эффективно решать основные задачи физического воспитания общеобразовательной школы.
Средствами личной физической культуры в каждом из шести блоков являются следующими:
1. Воспитательная деятельность: навыки концентрации внимания, межличностного общения, формирования черт характера, управление эмоциональным состоянием и основы нравственного поведения.
2. Оздоровительная деятельность: навыки выполнения упражнений для укрепления дыхательной системы, для профилактики нарушений зрения и осанки, навыки выполнения самомассажа биологически активных точек.
3. Развивающая деятельность: навыки тренировки основных двигательных качеств (мышечной силы, быстроты движений, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости и гибкости).
4. Образовательная деятельность: знания о знании занятий физической культурой для физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы; знания о методике развития основных двигательных качеств; навыки самостоятельного составления комплексов утренней гигиенической гимнастики, тренировочных занятий для развития основных двигательных качеств, проведения подготовительных упражнений (разминки) непосредственно перед тренировочным занятием различной направленности.
5. Рекреационная деятельность: навыки организации и проведения подвижных игр и развлечений, самостоятельных занятий спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон) и другими видами спорта (по выбору); проведения лыжных прогулок и туристических походов.
6. Гигиеническая деятельность: навыки выполнения закаливающих процедур, контроля за своим функциональным состоянием, выполнение воспитательных процедур после физической работы, составления рационального режима дня.
Разработанное содержание личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы служит дополнением к обязательной программе по физическому воспитанию. Большинство представленных знаний, умений и навыков личной физической культуры позволяет учащимся самостоятельно заниматься физической культурой и повышать свой культурный уровень в данной области деятельности человека.
Возвращаясь к нашей обыденной обстановке современные дети все меньше и меньше тянуться к спорту во много это может быть связанно с тем что они отзываются о преподавании им физической культуры во много не с положительной точки зрения поговорив с детьми я получил следующие ответы «Очень сильно устаешь», «Потом все болит», «У меня не получается», «Я не могу, но преподаватель требует». Я считаю, что преподаватель не должен загонять себя в какие-то рамки и подходить к своей работе как к ежедневной рутине преподаватель физической культуры должен быть чутким и подстраиваться под каждого ребенка и когда у второго не получается не требовать с него больше его возможностей, а подстроиться под его способности и развивать их постепенно, преподаватель должен уметь завлечь детей на свой урок и вепревую очередь быть для них ярким примером.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня имеются действенные способы решения проблем ухудшения уровня здоровья студенческой молодежи и снижения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студентов в высшей школе.
Исследовательским путем доказана высокая эффективность применения индивидуализированных программ физического воспитания молодых людей и использования здоровье-сберегающего подхода в рамках формирования у студентов компетенций здоровья-сбережения у себя и окружающих.
Практическая реализация всего вышеперечисленного существенно осложняется недостатком кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов.
Общее среднее образование в сфере физической культуры осуществляется не только в условиях урочных форм занятий. Своей целевой направленностью и предметностью оно представляется и во внеклассных и факультативных формах занятий физическими упражнениями и спортом, в особенностях организации и содержания режима дня и внешкольных самодеятельных мероприятий учащихся. Подобная системная организация физкультурного образования позволяет обеспечивать не только закрепление осваиваемого учебного материала или более широкое овладение его базовыми основами, но и создавать условия и возможности учащимся демонстрировать результаты своей образованности, усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физической культуре, своему здоровью, организации своего культурного досуга. При этом познание себя в разнообразных формах и условиях физической активности, познание особенностей индивидуального развития и возможностей активно формировать себя как личность наделяют процесс физкультурного образования определёнными личностными и социальными задачами, делают его одним из базовых оснований всестороннего и целостного развития личности учащихся в условиях образования в школе.
Каждый учитель физкультуры школе или преподаватель физической культуры в ВУЗе или же тренер спортивной секции должен подходить к своему делу с особым вниманием и любовью к своему делу, но и не забывать о самом важном: о здоровье доверенных ему детей ведь физическая культура несмотря на свою пользу достаточно травмопасное занятие поэтому не стоит и пренебрегать регулярными лекционными занятиями о технике безопасности с целью предотвратить несчастные случаи. В настоящее время физическая подготовка является одним из важнейших факторов формирования физических умений и навыков любого человека. Физическая подготовка представляет собой достаточно длительный процесс с формированием, как и новых навыков и так поддержанием старых. Физическая культура несомненно является одним из самых тяжёлых занятий. По мимо большим физическим нагрузкам получаемых на занятиях или тренировках физическая деятельность влечет за собой и моральную усталость поэтому человек нуждается в поддержке, которая должна ему предоставляется, объяснив ребенку что ему тяжело в начале, но потом благодаря этому он станет сильнее мы получим хорошо физически воспитанное поколение, но и поколение с очень важными приобретёнными качествами как самообладание, решимость, сила воли, смелость, уверенность в себе и в своих силах.
Важную роль в этом процессе играет в первую очередь семья, ведь важнейшей задачей любой ячейки общества является воспитание здорового ребенка. К большому сожалению на данный момент в российской федерации согласно статистике, физическая подготовка детей оставляет желать лучше в сравнении с физическими показателями прошлых лет.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были достигнуты методом анализа материала. В работе были раскрыты проблемы современного физического воспитания, а также возможные пути их решения. Показаны основные задачи физического воспитания. Рассмотрены методы физического воспитания и их применения, принципы осуществления физического воспитания.
В заключении своей работы хочется еще раз подчеркнуть, что физическое воспитание ребенка нужно начинать еще с самых ранних лет и стараться сделать так чтобы дети как, можно больше были активны.
Тема воспитания ребенка здоровым и хорошо физически развитым сейчас актуальна как никогда и давайте вместе делать этот мир таким каким он должен быть! И тогда приложив совместные усилия и оторвав лишний раз своего ребенка, своего брата или сестру от монитора компьютера, и, если каждый будет делать это хотя бы с начало по разу в день, а потом больше в скором будущем проблемы физического воспитания уже не будет существовать в настоящем времени, а станут лишь пережитками прошлого, нашей историей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016, № 2, с. 13-18.
- Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И. С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
- Барчуков, И. С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. С. Барчуков; Под общ. ред. Н. Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 c.
- Барчукова, А. Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
- Бишаева, А. А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c.
- Богданов Г. П. Уроки физической культуры. – М., 2019.- 192с.
- Васильков В. Г. Физическое воспитание, как средство целостного развития личности студента вуза: Дис. канд. пед. наук. СПб. 2003. 174 с.
- Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М. Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
- Виноградов, П. А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 c.
- Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2006.-№3.-С.117-122.
- Давыдов В. Ю., Шептикин С. А., Трифонов А. Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 2013. - 27 с.
- Екжанова, Е. А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е. А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. -М. - С. 66-69, 2014.
- Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2019. - 128 с.
- Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2003, № 9, с. 23-25.
- Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 2015, № 6, с. 11-17.
- Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания. – М., 2018.- 272 с.
- Козлов А. В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: Дис. канд. пед. наук. Воронеж. 2006. 178 с.
- Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 2016.
- Красникова, Н. Задачи физического воспитания детей школьного возраста [Электронный ресурс] / ФизкультУРА - 2016. - 28 декабря. - URL: http://fizkult- ura.ru/node.
- И. А. Коротких, В. Г. Иванников, Я. Г. Саботаж, Н.Д Прасолов Физическая культура пособие студента первого курса Кемеровский технологический институт пищевой промышленности 2003-136 с.
- Кряж, В. Н., Кряж, З. С. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь, 2016.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. – М., 2011. – 607 с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 2010, № 9, с. 10-14.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-и томах.
- Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: Дис...канд. пед. наук. Кемерово. 2015, с 215.
- Муравьев И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравьев. - К., 2017. - 310 с.
- Научно – методический журнал. «Школа-Пресс», «Физическая культура в школе». – М., 2003, № 3.
- Николаев В. С. Оптимизация оздоровительной тренировки студенческой молодежи // Здоровье молодежи–будущее нации: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. МордГПУ.Саранск. 2018. С.185 –189.
- Осипов А. Ю., Гуралев В. М., Кокова Е. И., Пазенко В.И. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. No1 (46). Т.2. С.100–103.
- Петрова, В. И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В. И. Петрова, А. Ю. Петров, А. Н. Сорокин. - М.: КноРус, 2013. - 304 c.
- Пуни, А. Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ИФК / А. Ц. Пуни. - М., 2019. - 311 с.
- Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А. В. Родионов - М.: Академический Проект, 2004. - 241с.
- Савин Н. В., Ершов Педагогика. М., 1972. – 303с.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
- Сырвачева, И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер, реч. науч. конф. / ДВГУ. - Владивосток, 2003. - 259 с.
- Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991. - 32 c.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.10. Муллер, А. Б.
- Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Педагогика, 1984. - 314 с.
- Щукина Г. И. Педагогика. – М., 2011(ред.). – 384 с.