Файл: Логическая последовательность обучения приёмам техники игры по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Игрок зоны 1 выходит к сетке на стык зон 2 и 3 и всеми своими действиями показывает, что мяч будет направлен быстро выбежавшему к сетке волейболисту зоны 3, но в последний момент выполняет кистевую передачу за голову на игрока зоны 2.

2. То же, что и в случае 1, но мяч для удара адресуется игроку зоны 4

3. «Крест». Первый вариант. Игрок зоны 1 выходит к сетке. Его партнер, находящийся в зоне 3, разбегается и имитирует удар с короткой передачи. Нападающий зоны 2 перемещается в зону 3 и завершает комбинацию . Для успешной организации атаки прием подачи обеспечивают игроки зон 5 и 6.

Второй вариант. Игрок зоны 3 выходит за спину разводящему и имитирует атаку, а волейболист зоны 2 перемещается в зону 3 и производит удар .

4. То же, что и в ситуации 3, но игроки зон 3 и 2 имитируют комбинацию «Крест», а мяч для удара адресуется волейболисту зоны 4.

5. «Обратный крест». Игрок зоны 1 выходит ближе к зоне 3. Его партнер из зоны 4 разбегается и имитирует удар с короткой передачи в зоне 3. Нападающий зоны 3 перемещается в зону 4 за спину своего товарища и производит удар .

6. То же, что и в ситуации 5, но игроки зон 3 и 4 имитируют комбинацию «Обратный крест», а мяч для удара адресуется игроку зоны 2.

7. «Эшелон». Игрок зоны 1 выходит к сетке в зону 3. Волейболист этой зоны разбегается и имитирует удар с короткой передачи, заставляя соперника организовать блокирование. Разводящий игрок выполняет передачу за волейболиста зоны 3, куда выходит игрок зоны 4 и производит удар над руками уже опускающегося блокирующего .

8. «Вдогонку». Эта комбинация эффективна, когда разводящий посылает мяч с расстояния 1 – 1,5 м от сетки прострельно вдогонку игрокам зон 3 или 4, которые взлетают над сеткой, ожидая передачу.

9. Игрок зоны 3 имитирует взлет в своей зоне, а мяч для удара направляется на «столб» одному из партнеров зон 4 или 2 .

10. «Марита». Игрок зоны 3 имитирует выход к сетке якобы для выполнения нападающего удара с короткой передачи, вынуждая блокирующего выпрыгнуть, а сам, задержавшись на опоре, прыгает позже него и производит удар над опускающимся блоком.

11. «Возврат». Игрок зоны 2 демонстрирует выход в зону 3 для выполнения нападающего удара с короткой передачи перед разводящим, вынуждая блокирующего зоны 4 переместиться ближе к зоне 3, а затем делает шаг левой ногой назад, правой в сторону, выпрыгивает за головой разводящего и атакует .

12. Игрок 3 зоны имитирует взлет в своей зоне, волейболисты зон 4 и 2 выходят для выполнения удара с краев сетки, а атаку завершает игрок зоны 5, нападая с задней линии .


Тактика — это метод ведения игрового процесса. Под «методом» по­нимается способ выполнения сложного действия, заключающегося в подборе и расстановке его частей, пригодной для многократного пост­роения. Тактика, как сложное системное образование, включает в себя несколько разделов.

1. Организацию как форму деятельности, выраженную в тактичес­ких построениях (комбинациях). В свою очередь, этот раздел имеет в своем составе три позиции:

— начальное расположение игроков (обычно в этом положении иг­роки занимают места на площадке в своих игровых зонах в соответ­ствии с расстановкой команды;

— место действия игроков (каждый игрок во время игры может дей­ствовать либо в своей игровой зоне, либо в соседних зонах);

последовательность (очередность) действий игроков (это поло­жение в большей степени относится к действиям игроков в нападении). Так, нападающие игроки могут атаковать первыми с низких передач,

либо вторыми — с высоких передач. В практике такая последователь­ность получила название «первый темп» и «второй темп». С точки зре­ния смыслового содержания «темп» — количество движений в единицу времени (например — 10 шаг/с), — мало подходит по смыслу самого действия игроков. Более целесообразно придерживаться термина «оче­редь».

2. Поведение игроков, как смену состояний во времени в соответ­ствии с определенной программой (линией поведения). Этот раздел имеет в своем составе три позиции:

— выбор оптимальной стратегии поведения в игровом процессе на основе оценки наличной игровой ситуации, выбора и реализации опти­мальных тактических решений, при которых сторона (команда, игрок) оказались бы в возможно более благоприятных условиях;

— взаимопонимание и согласование действий между партнерами как функции взаимопонимания. Под согласованием действий партнеров по­нимается совмещение таких действий по времени, месту и усилиям, опирающееся на некоторые закономерности, как то: наличие опреде­ленных сигналов (команд), их реализация в парах (например: партнер — партнер, партнер — соперник), выделение в такой паре лидера взаимо­действия и т.д.

3. Управление как стабилизацию игровой деятельности путем приве­дения отклонений в линии поведения к заданной программе. Этот раз­дел имеет в своем составе две позиции:

— внутреннее управление (самоуправление), т.к. команда представ­ляет собой самоуправляемую систему. Такое управление обеспечивается наличием в команде определенных лидеров;



— внешнее управление, которое обеспечивается извне тренером (ру­ководителем) команды путем использования перерывов, замен игро­ков для коррекции игровой деятельности команды.

ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактичес­кого мастерства волейболиста) — предполагают действия игрока без мяча (перемещения по площадке, выбор места для вторых передач, на­падающих ударов, при выполнении подач, предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов).

Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реа­лизацией в различных игровых ситуациях.

Целый ряд основных требований индивидуальной тактики, естественно, зависит от тактики групповой и всей команды.

Специфические требования к индивидуальным тактическим действиям, обуславливается тем, что игрок, прежде всего, тренирует внимание и быстроту, непрерывно следя глазами за мячом. Он должен быть сосредоточен и подготовлен для того, чтобы реагировать на такие ситуации, которые не предполагались и заранее не предугадывались. Игрок должен знать, как себя держать при любой ситуации и какое принимать решение.

Прежде всего, ему должна быть ясна теория, чтобы он мог правильно поступать на практике. В индивидуальной тактике нападения тот игрок будет правильно поступать, который способен увидеть и осознать слабые стороны и недостатки противников. Он их моментально сможет использовать для усиления своей атаки: будет играть на наиболее слабого игрока противников или же на игрока, который еще не разыгрался, нервничает. Но игрок часто ошибается в том, что он старается мяч направить прямо на такого противника, хотя известно, что прямым направлением мяча на игрока игра облегчается.

Тактически правильным будет разместить мяч, где-то около зоны слабого игрока, а отнюдь не прямо на слабого игрока. Осознать собственные трудности. Для индивидуальной тактики нападения также полезно, если игрок сам осознает свои затруднения в защите. Ему тогда будет более ясно, как более тактически выгодно нападать. Он будет 
размещать мяч в обратном направлении от игрока, выходящего на мяч, лучше всего на то место, откуда выходит противник, или за ним; чаще он будет помещать мяч на заднюю часть поля противника; будет применять стремительную верхнюю подачу. Однако надо быть осторожным! Эта подача не всегда и не при всех обстоятельствах может быть тактически выгодной, точно так же, как и не всегда тактически правильным является резкий удар при нападении. Если противник имеет у сетки слабого нападающего, то тактически более правильно применять точную и верную подачу, лишенную характера нападения. И, наоборот, при сильном противнике у сетки стоит рискнуть выполнить атакующую подачу.

Использование техники. Ускорение или замедление игры с помощью передачи. Но игроки могут обмениваться местами только после удара по мячу при подаче, т. е. после того, как игра началась. Преждевременный обмен явился бы нарушением правил, тем не менее, он был бы тактически выгодным, если бы хотя одни игрок моментально встал на свое новое место.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Подача

1. Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркирует­ся), по зонам площадки.

2. Подача на выходящего игрока для второй передачи (выход игрока с задней линии моделируется).

3. Подача между игроками (расположение игроков на площадке мо­делируется).

4. Подача на слабо владеющего приемом, на вышедшего на замену, на допустившего ошибку при приеме подачи (перечисленные положе­ния моделировать в учебной игре).

5. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

6. Подачи с расстояния 4-6 м от лицевой линии.

7. Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.

8. Подача в расстановке команды (искусственно создавать «уязви­мые» места в расстановке).

Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Иг­рок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте по­дачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фикси­рует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения.

Соревнования — не эксперимент. Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.


Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить эффективность.

Надежность подач следует обеспечить в начале партии, после пере­рывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды. неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего.

Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном от­ставании подающей команды, при примерном равновесии в счете неза­долго до окончания партии или игры, при психической усталости про­тивника.

Вторая передача для нападающего удара

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации напада­ющего удара.

Связующий должен хорошо знать манеру игры нападающих игро­ков с различных передач, их физические кондиции и психическое со­стояние, должен хорошо ориентироваться в любых игровых ситуациях, должен уметь анализировать возникающие во время игры ситуации, знать все нюансы тактики игры.

Необходимо научить связующего игрока до последнего момента скры­вать возможное направление и характер передачи мяча, научить отвле­кающим действиям.

Примерные упражнения:

1. Имитация передач вперед, назад в ответ на сигнал стоя на месте, после перемещения и в прыжке.

2. Передачи в цифровую мишень по заданию.

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

4. Связующий игрок в зоне 3, нападающий — в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).

5. То же, но нападающий игрок в зоне 2.

6. То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху — высокая передача на край сетки; рука в сторону — передача на 3 м от сетки; круговое вращение — быстрая передача на край сетки.

7. То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.

8. То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1, 6, 5.

9. Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок — на противоположной стороне площадки в зоне 3. Если блокиру­ющий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 — передача высокая; если не перемещается — низкая и быстрая.