Файл: Логическая последовательность обучения приёмам техники игры по учебной дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. То же, но передача в свободную от блока зону атаки.
11. То же, но два блокирующих в зонах 2 и 3. Передача мяча для нападающего удара через низкорослого блокирующего (перед передачей блокирующие игроки меняются местами или не меняются).
12. Передача для нападающего удара после некачественной первой передачи (выбрать наиболее рациональный способ, направление и траекторию передачи).
13. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3; вторая передача игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).
14. То же, но при смене между игроками зон 2 и 3 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).
15. То же, что в упражнениях с 4 по 14, но передача для нападающего удара в прыжке.
Примечание: В упражнениях с нападающим игроком первые передачи — от нападающего игрока.
16. То же, что в упражнениях с 4 по 15, но первая передача — от игрока зоны 6 и после приема подач.
Нападающие удары
Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлекающих действий.
Основу тактической подготовки составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и нападающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих и защитников. Но это после преодоления трех этапов обучения.
Примерные упражнения
1. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач нападающему игроку неизвестны).
2. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — обманный удар; нет блока — силовой удар).
3. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).
4. То же, но два защитника, один из которых «слабый», — удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).
5. То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.
6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка — удар по ходу; есть блок, но нет страховки — обманный удар и т.д.).
7. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока — обман;
один блок — удар в свободную от блока зону и т.д.).
8. Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блокирующих — в зонах 3 и 2, а нападающего — в зоне 4. Блокирующие меняются зонами или не меняются.
9. Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров передач нападающий игрок не знает).
10. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.
ОБУЧЕНИЕ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ
Групповые тактические действия игроков в нападении складываются из индивидуальных действий, которые выполняются в строгой последовательности: первая передача – начало атаки, вторая передача – развитие атаки, нападающий удар – собственно атака.
В игровом процессе выявлена определенная повторяемость ряда игровых ситуаций с большими или меньшими изменениями – это типичные тактические построения в нападении, наиболее часто используемые в игровом процессе. Такие типичные построения принято называть "комбинациями", под которыми понимаются взаимодействия игроков, направленные на создание одному из них оптимальных условий для завершения атаки.
В зависимости от количества игроков, принимающих участие в атаке в групповых тактических действиях нападения, тактические построения (комбинации) делятся на:
- одноступенчатые, где атака производится одним игроком после второй передачи партнера;
- двухступенчатые, где атакующие действия выполняются двумя – четырьмя игроками в две очереди после второй передачи.
Если в нападении участвуют два атакующих игрока, где атакующий первой очереди действует рядом с передающим (связующим) игроком, а атакующий второй очереди – дальше от него, такие действия называются "прямыми".
Если рядом с передающим (связующим) игроком действует игрок второй очереди атаки, такие действия называются "обратными".
Если рядом с передающим игроком оба атакующих (первой и второй очереди) действуют рядом – такие действия называются "смешанными".
Всего установлено четыре типа моделей групповых тактических построений в нападении, при этом один нападающий игрок атакует в первую очередь с низкой скоростной (ускоренной) передачи, другой – во вторую очередь с высокой (средней) передачи (рис.).
Волна: выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен наличием параллельных путей перемещения. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по фронту с использованием всей длины сетки или по разнице времени атаки двух игроков (первой и второй очереди).
Крест: выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен наличием пересечения пути перемещения этих игроков. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки игроков первой и второй очереди.
Эшелон: выход к сетке атакующих игроков характерен определенной последовательностью и их расположением. Игрок первой очереди атаки выходит непосредственно к сетке и демонстрирует выполнение нападающего удара. Игрок второй очереди атаки выходит на место, несколько отдаленное от сетки, "за спину" игрока первой очереди, откуда и производит атаку. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки игроков первой и второй очереди.
Возврат: выход к сетке игрока первой очереди атаки производится по обычной схеме. Игрок второй очереди атаки демонстрирует выход к сетке по типу комбинации "крест" или "обратная волна", но в заключительной части возвращается в свою зону атаки и в ней выполняет нападающий удар. Комбинация построена на стремлении "увести" блокирующего обманным перемещением из зоны возможной атаки.
Одним из важных факторов, определяющих структуру групповых тактических построений в нападении и их применение в игровом процессе является место действия игроков атаки из начального состояния – либо в своей, либо в соседней зоне. При одном атакующем на линии атаки (рис.) игрок может выполнять нападающий удар с любой по высоте и длине передачи связующего игрока (из любой зоны), как в своей зоне (например, в зоне 4), так и в соседней зоне (например в зоне 3).
При двух атакующих на линии атаки (рис.) каждый игрок строго регламентирует свои действия в составе групповой комбинации.
Если оба атакующие (первой и второй очереди) играют в своих зонах, то при этом оба начинают и действуют в своих зонах (в нашем примере – это игроки зон 3 и 4).
Если один из двух игроков атаки действует в своей зоне, а другой – в соседней, то типичной комбинацией здесь может быть "крест" (прямой или обратный), "волна" (прямая или обратная) или "эшелон" (рис.) оба игрока начинают действовать в своих зонах (3 и 4), затем игрок зоны 4 действует в соседней зоне 3 в первую очередь атаки, а игрок зоны 3 – в своей зоне во вторую очередь атаки.
Если оба игрока атаки действуют в соседних зонах, то типичными комбинациями здесь могут быть "волна" (прямая и обратная), "крест" (прямой и обратный) и "эшелон". В нашем примере оба игрока начинают действовать в своих зонах (4 и 2), затем игрок зоны 2 атакует в соседней зоне 3 в первую очередь, а игрок зоны 4 – также в соседней зоне 3 атакует во вторую очередь.
Во всех случаях согласование действий между партнерами в групповых тактических построениях осуществляется в парах: связующий – атакующий первой очереди, связующий – атакующий второй очереди, атакующий второй очереди – атакующий первой очереди.
При трех атакующих на линии атаки (рис. 30) каждый игрок так же, как и в ранее описанных построениях, строго регламентирует свои действия в составе групповой комбинации. Действия трех атакующих игроков во всех ситуациях – это действия двух пар атакующих при одном связующем игроке. Так, действия игроков (в качестве примера) могут быть:
- трех игроков в своих зонах – это пара атакующих в комбинации "прямая волна" и пара атакующих игроков в комбинации "смешанная волна";
- двух игроков в своих зонах и одного игрока в соседней зоне – это пара атакующих игроков в комбинации "прямая волна" и пара атакующих игроков в комбинации "прямой крест";
- одного игрока в своей зоне и двух игроков в соседней зоне – это пара атакующих игроков в комбинации "прямая волна" и пара атакующих игроков в комбинации "эшелон";
- трех игроков в соседних зонах – это пара атакующих игроков в комбинации "прямая волна" и пара атакующих игроков в комбинации "смешанный крест".
В каждом тактическом построении могут участвовать игроки задней линии в комбинациях любой пары атаки, при этом они выполняют атакующие действия только во вторую очередь. Чаще всего здесь встречается комбинация "эшелон".
В реальной практике групповые тактические действия при четырех атакующих и одном передающем (связующем) игроке встречаются сравнительно редко. Однако теоретически можно конструировать подобные тактические построения, опираясь на общие закономерности таких конструкций. В качестве примера: в нападении участвуют один передающий игрок в зоне 2, атакующие игроки в зонах 2, 3, 4, 6 – здесь будут реализованы три парных тактических комбинации:
- в зоне 3 игрок этой зоны атакует в первую очередь (в своей зоне), а игрок зоны 4 – во вторую очередь (в своей зоне) – комбинация "прямая волна";
- в зоне 3 игрок этой зоны, как и ранее, атакует в первую очередь (в своей зоне), а игрок зоны 2 – во вторую очередь в зоне 2 (в своей зоне) – комбинация "смешанная волна";
- в зоне 3 игрок этой зоны, как и ранее, атакует в первую очередь (в своей зоне), а игрок задней линии зоны 6 – во вторую очередь (в своей зоне) – комбинация "эшелон".
Во всех случаях лидером тактических построений как центра согласования действия всех партнеров является:
- атакующий игрок первой очереди, если атака первой очереди осуществляется с низкой передачи (т.н. "взлет");
- связующий игрок, если атака первой очереди осуществляется с низкой ускоренной передачи (т.н. "метр", "низкая" и т.д.)
Примерные упражнения для обучения и совершенствования Условные обозначения:
1-11 — а) Прием мяча, переброшенного через сетку на связующего игрока в зону 3 (2, 4);
б) То же, но в момент полета мяча к принимающему игроку, связующий меняет месторасположение;
в) То же, но после приема подачи;
г) То же, что в а), б), в), но прием мяча на связующего игрока выходящего с задней линии из зоны 1 (6, 5);
Ш-1V — д) То же, что в а), б), в), г), но передача одному из 2-3-х нападающих игроков без блока, с блоком (см. схемы).
Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападающим ударам с первых передач и откидок
1. Первая передача из зоны 6 в зону 4 — игрок зоны 4 выполняет нападающий удар.
2. То же, но игрок зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3 или 2.
3. То же, но первая передача после переброса мяча (или передачи) через сетку с другой стороны площадки.
4. То же, но действия игроков атаки в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — откидка, блока нет — удар).
5. То же, что в 1,2,3,4 (в такой же последовательности), но первая передача в зону 2.
6. Первая передача для атакующего удара из зоны 2 (4) в зону 3 с ударом, откидкой в зоны 2 (4) и в зависимости от действий блокирующего игрока (блок поставлен — откидка, блока нет — удар).