Файл: Тема 18. Вскармливание детей первого года жизни. Питание детей старше года. Преимущества естественного вскармливания. Введение прикорма. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, отказ от естественного вскармливания - грубое нарушение сложившейся в эволюции биологической цепи «беременность - роды - лактация».

Алгоритм грудного вскармливания:

• подготовленные роды

• раннее прикладывание к груди матери (в первые 30 мин.)

• совместное пребывание матери и ребенка в одной палате

• свободное вскармливание

• обучение технике вскармливания

• исключение средств, имитирующих грудь

Алгоритм грудного вскармливания после выписки из родильного дома

• активный патронаж

• дальнейшая ориентация матери на грудное вскармливание

• оценка достаточности грудного вскармливания

• предупреждение и коррекция возможных осложнений (проблемы с грудной железой, трудности со стороны ребенка, гипогалактия)

• роль комнаты здорового ребенка

Оказание помощи матери на раннем этапе кормления грудью

Впервые родившая женщина не может точно знать, как прикладывать ребенка к груди. И ребенок, хотя и в состоянии сосать, иногда не захватывает грудь ртом в достаточной степени. Чтобы современные женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обучении. Приложить ребенка к груди очень просто для матери, знающей, как это делается, однако она должна это знать и уметь. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от кормления грудью. Часто в учреждениях здравоохранения матерям приходится самим бороться с трудностями, и результатом этого могут быть проблемы, а позже и отказ от кормления грудью. У персонала материнских палат часто не хватает времени, чтобы помочь каждой матери, но главной причиной является то, что очень немногие медработники обучены оказывать такую помощь. Акушерка или опытная детская медсестра должны помочь матери на раннем этапе кормления грудью. Как правило, помощь требуется во время первого прикладывания ребенка к груди, когда он готов есть, или в любые первые 24 часа после родов. Лучше, чтобы это произошло как можно раньше, так как в этом случае будет легче наладить кормление грудью. Многим матерям помощь не нужна или нужна очень небольшая помощь. Но мать может не знать, нужна ей помощь или нет.
10 заповедей успешного грудного вскармливания:


1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.

2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение получаса после родов.

5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.

6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и ребёнка в одной палате.

8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.

9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств, устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).

10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из роддома или больницы.

Кормление ребенка материнским молоком или если дефицит грудного молока составляет менее 1/5 потребности в нем, называется естественным или грудным вскармливанием. По мере роста ребенка увеличивается потребность в дополнительном обеспечении энергией и пищевыми веществами, расширяется спектр пищевых веществ рациона, необходимых для его гармоничного развития, (растительные белки, масла, различные углеводы, микроэлементы), требуется стимуляция мышц жевательного аппарата, моторной и ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта. Все это диктует необходимость введения в рацион ребёнка кроме молока других продуктов питания. Соки, фруктовые пюре, творог, желток, мясной фарш, бульон – вводят в небольших количествах (30-100 г) для коррекции пищи по минеральному, витаминному, углеводному и пр. составу. Их называют корригирующими добавками или сапплементами.
Правила введения

•Давать перед кормлением грудью с ложечки, а не через соску.

•Вводить постепенно, начиная с малых количеств, и заменяя прикормом, при хорошей переносимости, целое кормление через неделю от введения. Если прикорм плохо переносится (аллергическая реакция, нарушение функции кишечника и др.) необходимо временно на 1-2 недели отказаться от него и ввести другой продукт, (например, вместо картофеля – кабачок, вместо белокочанной капусты – цветную и т.д.).



•К другому виду прикорма можно переходить только после того, как ребенок привыкнет к первому (обычно через 1 месяц, учитывая, что возбудимые дети привыкают быстрее, тормозные - медленнее).

•Не вводить прикорм, когда ребенок болен или сразу после прививки, или в жаркую погоду.

•Все блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции, не вызывать у ребенка затруднений при глотании.

Не ранее 4 и не позже 6 месяце (в 5мес.) вводят первый прикорм -овощное пюре, лучше из одного вида овощей (кабачок или картофель), переходя затем к смеси овощей, постепенно расширяя ассортимент (цветная или белокочанная капуста, морковь, тыква, зеленый горошек и др.). С морковью дети получают каротин, соли калия; в капусте много кальция, кобальта, цинка; в томатах – соли железа, меди, кобальта, марганца; свекла богата кобальтом. Тыква, капуста, кабачок содержат меньше углеводов, чем другие овощи, поэтому могут использоваться при питании детей с излишним весом. Зимой и весной для приготовления пюре могут быть использованы замороженные овощи. Второй прикорм – кашу, вводят через месяц после первого (6мес.), но если ребенок плохо набирает вес, у него неустойчивый стул, то каша может быть для него и первым прикормом. В качестве первого злакового прикорма следует использовать безглютеновые злаки – рис, гречка, кукуруза, т.к. глютеновые каши могут индуцировать развитие глютеновой энтеропатии (глютен содержит манная крупа, пшено, овсяная крупа). После того, как ребенок привыкнет к первой каше, стоит вводить каши из других круп с интервалом в 5-6 дней. Хороши «розовые» каши с тыквой или морковью. Лучшими кашами для детей первого года, которые выпускает промышленность, считаются каши инстантные, которые не нужно варить, протирать и т.д., в муку добавляют теплое молоко или смесь и каша готова. Эти каши обогащены витаминами, железом, кальцием. Кроме инстантных, промышленность выпускает каши быстрого приготовления: «Колосок», «Ядрышко» - эти каши варят 1-2 минуты. Они бывают из риса, гречневой и овсяной круп.

Через два месяца после второго прикорма (каша) ребенку. вводят третий прикорм (8мес). Учитывая данные о высокой аллергенности коровьего молока и его способности провоцировать диапедезные кишечные кровотечения, целесообразно вместо коровьего молока, как было принято раньше, рекомендовать «последующие» смеси. Это смеси, приготовленные на основе коровьего молока, но со сниженным количеством белка и оптимизированным жировым и витаминным составом.


Такими смесями являются: «Алеся-2», «АГУ-2», «НАН с 6 до 12 месяцев», «Нутрилон-2», «Галлия-2», «Бебилак-2» и др. Если этих смесей нет, то ребенку в качестве третьего прикорма можно ввести коровье молоко. При наличии нарушений в биоценозе кишечника или при наличии аллергии можно в качестве третьего прикорма назначить адаптированные кисломолочные смеси или детский кефир. С 10-11 месяцев утреннее кормление, в затем и вечернее, заменяют последующей смесью, которую ввели в третий прикорм
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3-Х ЛЕТ

Рациональное питание одно из важных условий, способствующих нормальному росту и развитию ребенка, укреплению его здоровья. И, если большинство родителей располагает сведениями о питании детей до года, то о том, как кормить детей ясельного и дошкольного возраста знают, как правило, гораздо меньше. Нерациональное питание в детстве может стать причиной многих заболеваний в последующие годы жизни. Заложенные с детства привычки особенно прочны. По сравнению с первым годом жизни, в ясельном возрасте восприятие становится более дифференцированным, совершенствуется жевательный аппарат. У ребенка появляется достаточное количество зубов, улучшаются функции печени, поджелудочной железы желудочно-кишечного тракта. Повышается калорийность пищи, расширяется меню. Основные принципы питания детей старше года

Как правило, дети старше года могут есть пищу с семейного стола, им не требуется специально приготовленных блюд. Очень важно в этот период сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, заложить принципы здорового питания, которые в последующем будут способствовать сохранению его здоровья. Процесс формирования этих привычек будет более успешным, если питание всей семьи соответствует принципам здорового питания.

1. Необходимо поощрять кормление грудью и на втором году жизни

ребенка

2. В ежедневном рационе ребенка должны содержаться разнообразные

продукты, в значительной степени овощи и фрукты, предпочтительнее в свежем виде.

3. Рекомендуется выбирать нежирные сорта мяса, птицу (без кожи),

рыбу, яйца, печень, а также иногда заменять мясные продукты бобовыми: фасолью, горохом, чечевицей.

4. Несколько раз в день ребенок должен получать хлеб, крупы,

макаронные изделия и картофель.

5. До 2-х летнего возраста в рацион ребенка должны входить молоко и


молочные продукты обычной жирности (3,2 или 3,5%). После этого

возраста рекомендуются молоко и молочные продукты с пониженным

содержанием жира.

6. Для профилактики йододефицитных состояний при приготовлении

пищи выбирайте йодированную поваренную соль.

7. Для сохранения здоровых зубов ограничивайте частоту и количество

потребления сладких напитков, сладостей, рафинированного сахара.

Сахар следует добавлять в ограниченном количестве (не более 25 г в день) в

кислые фрукты, чтобы улучшить их вкусовые качества. Дополнительные

количества сахара в еде могут выработать у ребенка предпочтение к сладкой еде

в более старшем возрасте, что будет отрицательно сказываться на здоровье зубов,

а также способствует развитию ожирения.

В возрасте 1-3 лет ребенку рекомендуется 350-450 г молочных продуктов.

Сметана подается в основном к супам. Сыр, сметану, творог можно давать через

1-2 дня. Мясные блюда или рыба (70-100 г) должны быть в меню ребенка

ежедневно. Животные белки должны составлять 70% от общего суточного

количества белка.

Нельзя до 2-х лет давать ребенку колбасу, сардельки, сосиски, до 3-х лет – мясо

гуся, утки, т.к. в этих продуктах содержится большое количество жира с

насыщенными жирными кислотами. Доза растительного масла для детей этого

возраста составляет 2 чайные ложки в день.

Источником углеводов служит хлеб (в т.ч. из муки грубого помола), крупа,

овощи, фрукты, сахар. Из круп можно готовить запеканки, пудинги. Разрешаются

блины, драники.

Овощи и фрукты должны составлять 40-50% от общего количества пищи, в

основном в виде салатов, соков. При отсутствии свежих можно использовать

сухие и замороженные фрукты и овощи. В этом возрасте овощи полезны и в

тушеном виде, запеканках, винегретах. Хорошо добавлять сухие, и свежие

фрукты и овощи в разные блюда из круп.

Кроме того, можно давать варенье, пастилу, мармелад. Сладкое следует давать

через 1,5-2 часа после еды в виде десерта. Не следует давать шоколад.

Пища должна подвергаться тщательной кулинарной обработке. Необходимо

соблюдать правила приготовления и хранения пищевых продуктов. Ребенок

должен принимать пищу не позднее чем через 30 минут после приготовления.

Рекомендуемое число кормлений для ребенка раннего возраста составляет не

менее 5 раз в день – 3 основных и 2 промежуточных (например, второй завтрак и

полдник).
Контрольные вопросы