Файл: Простые вещества металлы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

Тема урока: «Простые вещества – металлы»

Представление учителем материалов задания:

- поскольку текст к заданию один, то его можно представить обучающимся на слайде:



- также ученики имеют возможность работать с параграфом учебника, чтобы сопоставить задание с темой урока и свойствами металлов.

Традиционное задание:

1. Перечислите химические свойства металлов. При каких условиях металлы реагируют с солями?

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида кальция с сульфатом меди. Какое условие их взаимодействия?

3. Как с помощью железа определить, прореагировал ли сульфат меди с гидроксидом кальция полностью. Запишите уравнение реакции.


Компетентностно-ориентированное задание

1

Стимул

Знание о химических свойствах металлов могут помочь нам не только в решении предметных проблем, но и в быту.

2

Задачная формулировка

Внимательно прочитайте предложенный текст. После прочтения ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

1. Какие компоненты необходимы для приготовления бордосской жидкости? Напишите их формулы.

2. Как железный гвоздь помог определить готовность полученного раствора?

3. Какое свойство металлов использует дедушка и как он понял, что раствор не готов?

4. Запишите уравнение реакции.

5. Почему при погружении гвоздя в готовый раствор с ним ничего не происходит?

3

Источник информации

1. Левашов, В.И. Занимательная химия. – М.: государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. С. 69–70.

2. В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов и др. «Химия. 9 класс», § 40, С. 193–200.

4

Бланк для выполнения задания

Ответы на вопросы необходимо записать в произвольной письменной форме. Также ответ должен содержать уравнение представленной реакции.

5

Модельный ответ

  1. Медный купорос (CuSO4∙5H2O) и гашеная известь (Ca(OH)2).

  2. При погружении гвоздя в правильно приготовленную бордосскую жидкость не должно происходить реакции. Использование железного гвоздя помогает понять остались ли в жидкости непрореагировавшие с гашеной известью ионы меди (II). Если на гвозде будет образовываться медный налет, то это значит, что не все ионы меди из раствора медного купороса прореагировали с известковым молоком (известью).

  3. Эта реакция основана на свойстве металлов (в нашем случае Fe0) вытеснять менее активные металлы (например, Cu0) из растворов их солей (раствор CuSO4):

  4. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

  5. Жидкость готова, если ионы меди из медного купороса прореагировали полностью и их не осталось. В этом случае не будет ионов, которые железо может вытеснить из смеси и гвоздь останется чистым (без медного налета).

6

Шкала оценивания

5 баллов – верно указаны ответы на все вопросы и написано уравнение реакции.

4 балла – в ответах допущена неточность, уравнение реакции записано верно.

3 балла – в ответах допущены неточности, уравнение реакции записано неверно.

2 балла – в ответах допущены две ошибки, уравнение реакции записано не верно.

1 балл – в ответах допущены три ошибки, уравнение реакции отсутствует.

0 баллов – отсутствует уравнение реакции, ответов на вопросы нет либо в них много ошибок.



Задание 2.

Тема урока: «Угольная кислота и её соли»

Представление материалов задания обучающимся:

- «стимул» озвучивается учителем в ходе объяснения материала о солях угольной кислоты;

- «задачная формулировка» представляется на слайде для всего класса.



Традиционное задание:

Для нейтрализации 9%-ного раствора уксусной кислоты требуется 10 г 15%-ного гидрокарбоната натрия. Вычислите массу чистого гидрокарбоната натрия, а также массу раствора уксусной кислоты, необходимой для реакции.

Компетентностно-ориентированное задание

1

Стимул

Одна из солей угольной кислоты – пищевая сода (NaHCO3) используется при замешивании теста.

2

Задачная формулировка

Вы собрались приготовить пирог, но забыли купить разрыхлитель теста в магазине. При этом в доме имеется пищевая сода и 9% раствор уксусной кислоты. Рассчитайте, массу соды и раствора кислоты, которые необходимо взять вместо разрыхлителя, если для приготовления пирога нужен один пакетик разрыхлителя массой 10 г. (В ходе решения данные округлять с точностью до сотых, а ответ задачи с точностью до целых).

3

Источник информации

1. Разрыхлитель теста используется для придания ему объема и равномерной пористой структуры. Как правило, он содержит в себе наполнители (например, мука или кукурузный крахмал), регулятор кислотности (лимонная кислота либо дигидропирофосфат натрия), а также сам разрыхлитель – гидрокарбонат натрия. Его среднее содержание в заводском разрыхлителе – 15%.

2. В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов и др. «Химия. 9 класс», § 36, с. 176–179 .

4

Бланк для выполнения задания

Ответ необходимо оформить в виде задачи.

5

Модельный ответ

Дано:

ω(NaHCO3) = 15%

mразрыхлителя = 10 г

ω(CH3COOH) = 9%

Решение.

NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + CO2↑ + H2O

m(NaHCO3) = 1,5 г

n(NaHCO3) = 1,5 г / 84 г/моль = 0,02 моль

n(CH3COOH)=n(NaHCO3)= =0,02 моль

m(CH3COOH) = 0,02 моль * 60 г/моль = 1,2 г

mр-ра(CH3COOH) = 1,2 г / 0,09 = = 13 г

Найти:

m(NaHCO3) – ?

mр-ра (CH3COOH) – ?




6

Шкала оценивания

5 баллов – задача решена полностью верно.

4 балла – в решении допущена неточность.

3 балла – вторая часть решения отсутствует.

2 балла – вторая часть решения отсутствует, уравнение реакции отсутствует.

1 балл – вторая часть решения отсутствует, уравнение реакции отсутствует, в первой части решения допущена ошибка.

0 баллов – решение отсутствует.


Задание 3.

Тема урока: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Представление материалов задания обучающимся: склянки с веществами на демонстрационном столе; слайд – выводы по уроку:



Традиционное задание:

1. Назовите условия протекания реакций ионного обмена.

2. Запишите возможные реакции между веществами: H2SO4(разб.), NaCl (р-р), AgNO3 (р-р), Ba(NO3)2 (р-р), CaCO3 (тв.).

3. Для возможных запишите реакций полные и сокращенные ионные уравнения, а также укажите их признаки.

Компетентностно-ориентированное задание

1

Стимул

Знание условий протекания реакций ионного обмена позволяет предсказывать ход реакций, а также признаки их протекания.

2

Задачная формулировка

Представьте, что вам нужно провести мастер-класс по химии перед учениками младших классов. Для этого вам нужно провести 3 химические реакции с предложенным набором веществ. На подносе перед вами стоят склянки со следующими реактивами: H2SO4(разб.), NaCl (р-р), AgNO3 (р-р), Ba(NO3)2 (р-р), CaCO3 (тв.).

  1. Какой тип реакций возможен между перечисленными веществами?

  2. Какими правилами Вы будете руководствоваться при выборе реактивов?

  3. Напишите уравнения реакций с выбранными реактивами и напишите полное и сокращённое ионные уравнения для них. Также укажите признаки протекания данных реакций.

  4. Проведите опыты, подтверждающие выбранный Вами ход решения.

3

Источник информации

В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов и др. «Химия. 9 класс», § 13. С. 66–70.

4

Бланк для выполнения задания

Задание выполняется в свободной форме.

5

Модельный ответ

1) Между данными реактивами может происходить лишь реакция ионного обмена.

2) Реакции ионного обмена возможны лишь в том случае, когда в продукте образуется осадок, газ или вода.

3)

а) Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 ↓+ 2HNO3

осадок белого цвета

Ba2+ + 2NO3 + 2H+ + SO42– = BaSO4 ↓+ 2H+ + 2NO3

Ba2+ + SO42– = BaSO4

б) NaCl + AgNO3 = AgCl ↓+ NaNO3

осадок белого цвета

Na+ + Cl + Ag+ + NO3 = AgCl ↓+ Na+ + NO3

Cl + Ag+ = AgCl↓

в) H2SO4 + CaCO3 = CaSO4↓ + CO2 + H2O

осадок бесцветный газ

белого цвета

2H+ + SO42– + CaCO3 = CaSO4 + CO2 + H2O



Шкала оценивания

5 баллов – присутствуют верные ответы на вопросы, а также все реакции с признаками их протекания.

4 балла – присутствуют верные ответы на вопросы, в уравнениях реакций есть неточности.

3 балла – присутствуют верные ответы на вопросы, верно записаны две реакции с признаками их протекания.

2 балла – в ответах на вопросы присутствуют неточности, верно записана одна реакция с признаками протекания, либо записаны верно две реакции, но ответы неверные либо с грубыми ошибками.

1 балл – в ответах на вопросы есть ошибки, записана одна реакция с признаками протекания.

0 баллов – ответ на задание полностью неверный либо отсутствует.



Анкета «Нам важно мнение каждого»


  1. На уроках химии Вам больше нравится:

а) решать расчетные задачи

б) писать уравнения реакций

в) выполнять практические и лабораторные работы

г) работать с учебником и писать опорные конспекты

  1. Почувствовали ли Вы разницу между обычными заданиями и предложенными компетентностно-ориентированными заданиями? Если да, то понравилось ли их решать?

а) да, понравилось

б) да, но не понравилось

в) разницу не заметил(а)

  1. Решение каких заданий у Вас вызывает наибольший интерес?

а) традиционные задания

б) компетентностно-ориентированные задания

  1. Что вызывало у Вас наибольшие затруднения при решении компетентностно-ориентированных заданий?

а) затруднений не было

б) были небольшие затруднения с пониманием формулировок заданий

в) были затруднения в поиске ответов на некоторые задания

г) для меня решение таких заданий – это слишком сложно

  1. Хотели бы Вы, чтобы к каждой теме на уроках химии Вам предлагались компетентностно-ориентированные задания?

а) да

б) нет


  1. Какие вопросы Вам понравились больше?

а) найти ответы, пользуясь информацией в тексте задания

б) решить уравнения реакций, используя текст задания

в) решить задачу с помощью предложенного текста

г) решить любой тип задания, пользуясь своими знаниями

д) другое (своя версия) _____________________________________

  1. Какие вопросы у Вас вызывали наибольшее затруднение, и Вам кажется, что их лучше убрать?

а) найти ответы, пользуясь информацией в тексте задания

б) решить уравнения реакций, используя текст задания

в) решить задачу с помощью предложенного текста

г) решить любой тип задания, пользуясь своими знаниями

д) другое (своя версия) _____________________________________

  1. Какие достоинства и/или недостатки Вы видите в предложенных компетентностно-ориентированных заданиях?


Достоинства:______________________________________________

Недостатки: _______________________________________________