Файл: Программа постинтернатного сопровождения выпускников мку Тогучинский центр помощи детям 2021 Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Утверждаю:

Директор МКУ «Тогучинский центр помощи детям»

И.А. Цудикова

« » ________ 2021г.
Программа

постинтернатного сопровождения

выпускников
МКУ «Тогучинский центр помощи детям»

2021

Пояснительная записка
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких людях. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам государственных учреждений, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную ситуацию, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; профессиональное самоопределение и дальнейшее профессиональное образование (трудоустройство); затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска.

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – важный приоритет работы педагогического коллектива нашего учреждения. Судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в период адаптации во взрослой жизни. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем.


Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и многое другое. Поэтому возникла необходимость создания эффективного постинтернатного сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии, решении жилищных проблем, выстраивании отношений с социумом призвана данная программа.

Опыт работы организации показывает, что покидая учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • материальное самообеспечение;

  • самостоятельное решение бытовых проблем;

  • решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

  • взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

  • взаимодействие, общение с различными людьми;

  • создание собственной семьи: защита своих законных прав и интересов;

  • забота о своем здоровье и др.

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники нуждаются в социально-педагогическом сопровождении и оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

Поэтому необходимо, хотя бы, первое время после выхода из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.



Основной целью программы  является организация индивидуального постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для успешной социальной и профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.

Срок реализации программы: 2 года

Возраст: 16-23 года

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить индивидуальное постинтернатное сопровождение выпускников в процессе получения ими профессионального образования;

  • оказание всесторонней помощи и поддержки выпускникам в период адаптации к новым условиям обучения, проживания, взаимодействии с учреждениями социума;

  • социально-педагогическое сопровождение, юридическая, психологическая помощь (по запросу), экстренная, адресная помощь (в случае возникновения);

  • информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав

  • содействие в разрешении конфликтных ситуаций, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Формы взаимодействия:

Кураторство, наставничество (в рамках проекта), консультирование, общение по телефону, в социальных сетях, оказание социально-павовой, психолого-педагогической адресной помощи. Связь с образовательными учреждениями, выезды с целью решения проблем, посещение выпускников, взаимодействие с родственниками выпускников и др.
Участники сопровождения: выпускники, лица из числа дете-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемый результат:

1. Готовность к самостоятельной жизни.

2. Умение взаимодействовать в социуме (коммуникативная компетентность).

3. Развитое самосознание, ответственность, умение принимать самостоятельно решения.

4. Потребность в здоровом образе жизни.

5.Профессиональная и трудовая самореализация.
Основные направления работы:

  1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

  2. Социально-педагогическое консультирование (оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество)

  3. Социально-профилактическая работа (социально-правовое просвещение выпускников; профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.); профилактика межличностных конфликтов.

  4. Социальное воспитание - помощь выпускнику в его социализации

  5. Защита прав и интересов выпускников



Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

 Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества.

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых компетенций; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельный, постинтернатное сопровождение.
Этап 1 – подготовительный.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое, закреплённое).

Для сбора информации используется:

- личное дело выпускника учреждения;

- беседы с воспитателями;

- информация от родственников;

- информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

- индивидуальные беседы с выпускниками.

Шаг 2. Составление базы данных выпускников. На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках учреждения (Приложение)

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

Шаг 4. Обращение выпускника на основании заявления или с письменного согласия граждан о принятии на постинтернатное сопровождение.

Постинтернатное сопровождение осуществляют кураторы и социальные педагоги центра.

Шаг 5. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами, в т.ч. наставниками.

Этап 2 –Деятельный (основной) этап

Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, оказание ему социально-правовой, психологической и др. видов помощи.

Для привлечения внешних структур организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.
Защита социальных прав.

Основной задачей постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых социально-педагогической службой, находятся:

1. выплата денежных средств при выпуске из учреждения;

2. бесплатное обучение и государственное обеспечение в т.ч. жильем в период обучения;

3. пенсии, пособия и др.

Комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации.

Проведение лекций с выпускниками, индивидуальные беседы, консультирование.

Оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускников. Помощь в составлении ходатайств, заявлений, в получении, замене и восстановлении утраченных документов (по запросу).

 Психологическая помощь.

Педагогом-психологом (инструктором по труду) проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Педагог-психолог проводит коррекцию сферы профессионального самоопределения, упражнения, игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе.

Юридическая помощь (по запросу)
 Создание среды позитивного общения

После выпуска из центра, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение