Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно данным Всемирной туристской организации, ежегодно более
миллиарда человек посещают зарубежные страны в туристских целях.
Благодаря этому туризм стал ведущим сектором мировой экономики, на долю которого приходится 10 % глобального ВВП и 7 % общего мирового экспорта.
При этом туризм - это не только отрасль мирового хозяйства, но и неотъемлемая часть образа жизни миллионов людей, выполняющая функции психического и физиологического восстановления, способствующая их научному, культурно-познавательному и эстетическому развитию.
В то же время отмечается, что неконтролируемое и чрезмерное развитие индустрии туризма может приводить к уничтожению памятников природного и культурного наследия, деградации местных культур, ухудшению экологической ситуации, вызывая отторжение у местного населения.
Осознание международным сообществом роли туризма в вопросах сохранения окружающей среды, культурного и природного наследия привело к принятию в 1995 г. «Повестки дня на XXI век для индустрии туризма и путешествий».
В документе отмечается, что сфера туризма обладает значимым потенциалом для существенного улучшения экологической и социально- экономической ситуации во всех центрах и странах, в которых эта отрасль действует, используя для этого культуру устойчивого развития туризма, которая, являясь одним из прикладных направлений реализации концепции устойчивого развития, должна отвечать трем основным критериям: туристы должны являться потребителями местных
ресурсов; должна сохраняться естественная природная среда; должен поддерживаться традиционный уклад жизни местного населения.
Таким образом, стратегия устойчивого туризма предполагает оптимальное сочетание между экономическими, социальными и экологическими факторами его развития. Целесообразность и рентабельность в экономическом плане должна при этом отвечать требованиям социальной справедливости и экологической безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН объявила 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах всестороннего развития, достижения экологической устойчивости и мира на планете1.
В глобальном масштабе добиться полной гармонизации экономических, социальных и экологических интересов общества крайне сложно, но при рассмотрении этой концепции на региональном и местном уровне, на примере конкретных природных или культурных объектов добиться определенных положительных результатов можно.
Устойчивое развитие индустрии туризма в Российской Федерации рассматривается как важнейший ресурс для экономики страны в целом и субъектов РФ в частности. Это подтверждается общегосударственными задачами, обозначенными в государственной программе «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.»2.
Решение проблемы устойчивого развития туризма на территориях с особыми условиями использования, таких, как особо охраняемые территории и объекты, является первостепенной задачей в сфере развития внутреннего туризма.
Организация устойчивого туризма на ООПТ позволяет не только обеспечить необходимые условия для отдыха и оздоровления населения
, но и сохранить эти уникальные объекты туристского показа для будущих поколений. Существующие проблемы в сфере развития устойчивого туризма на ООПТ, имея довольно острый и системный характер, могут быть решены на основе научного подхода, основанного на тщательном изучении туристского потенциала каждой конкретной охраняемой природной территории.
Развитие экологического туризма является стратегическим вектором экономики России, что предполагает развитие туристической деятельности как
1 Арпентьева М.Р. Геобрендинг в индустрии туризма: учебное пособие: М.: 2015. С. 26.
2 Биленкина К.К. Система экологического туризма в России :учебное пособие: М.: Инфра-М, 2001. С. 229.
элемента диверсификации экономики сельских муниципальных образований. Объекты экологического туризма на уровне муниципальных районов показывают готовность к обслуживанию потока туристов на региональном уровне.
Для эффективного развития экотуризма в России, по нашему мнению, необходима реализация стратегии, включающей в себя следующие направления:
-
Инвентаризация ландшафтов особо охраняемых природных территорий (ООПТ), создание интерактивных электронных баз данных в сети Интернет на официальных сайтах ООПТ и Администрации Алтайского края. -
Подготовка и трудоустройство профессиональных экологов- экскурсоводов и гидов. -
Преобразование сети ООПТ России в систему с централизованным управлением. -
Создание «Агентства по экотуризму», координирующего и контролирующего работу экотур-операторов, разрабатывающего маршруты, программы и регламенты посещения ООПТ и других природных объектов России, осуществляющего мониторинг рекреационной деятельности. -
Реальное привлечение местных жителей к экотуризму на ООПТ и за их пределами, повышение их занятости и заинтересованности в этой сфере. -
Внедрение биологических и экологических знаний, этики в систему образования детских садов, школ и вузов России в целом, пропаганда экотуризма.
Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что в рамках эффективного механизма управления экологическим туризмом в России должен функционировать соответствующий информационный портал, представленный следующими разделами:
-
«Отдых» (каталог гостиниц, гостевых домов и других объектов для отдыха в заповедниках, национальных парках, на других исторических и
природных территориях).
-
«Туры и маршруты» (подбор туров, маршрутов, экскурсий, предоставляемых как туроператорами, так и всеми желающими). -
«Работа в заповедниках, национальных парках, на других исторических и природных территориях» (работа для жителей этих мест). -
«Экологическая ярмарка» (продажа продукции и услуг в пределах указанных территорий). -
«Недвижимость» (дома, участки и коммерческая недвижимость на
«экологических» территориях).
-
«Календарь событий» (праздники и значимые события). -
«Достопримечательности». -
«Экологические новости» (подбор новостей по темам экологического туризма, публикации журналистов, интервью). -
«Форум» (открыт для всех пользователей).
Также очевидно, что сегодня экологические туристские предприятия в России самостоятельно не могут решить проблему накопления достаточных инвестиционных ресурсов для полноценного выполнения и развития туристского потенциала территорий1. Поэтому ведущая роль в развитии этого процесса должна принадлежать инструментам многостороннего партнерства.
Например, федеральные органы власти должны прилагать усилия для тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон, включая национальные советы по