Файл: Реферат выпускная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевую роль в сохранении биологического разнообразия страны и развития регулярного туризма играет существующая в России система особо охраняемых природных объектов. В Российской Федерации функционируют более 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га (1,6% площади России), 35 национальных природных парков общей площадью около 7 млн. га (0,4%), 68 государственных природных заказников

федерального значения общей площадью 12,5 млн. га (0,7%), 2976 заказников

регионального значения общей площадью 68 млн. га (4%), 10024 памятника природы том числе 27 - федерального значения), общей площадью 2,6 млн. га (0,15%), 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн. га (0,8%). Общая площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 137 млн. га – это 7,6% площади России. Эти данные дают понять, что развитие экотуризма в нашей стране действительно имеет высокий потенциал.

Статус национальных парков прямо предполагает их использование для туризма. Но помимо национальных парков, заметённую роль как объекты туристических поездок стали играть заповедники. Например, в Тебердинском заповеднике побывало около 300 тыс. человек, в «Киваче» 250 тыс., Кавказском – более 200 тыс. человек, Приокско-Террасном – свыше 50 тыс. В большинстве своем это посетители музеев, которых сложно отнести к категории туристов, они скорее являются экскурсантами. Но эти люди представляют собой тот потенциал, который способен обеспечить - при создании необходимых условий - заметный рост числа туристов, приверженных его природно-ориентированным формам. Число туристов, посещающих
национальные парки России, пока не столь велико в сравнении с известными парками мира, поэтому необходимо проводить развитие этой отрасли делая упор на разнообразие региональных эко-объектов. В России реализуются практически все формы экотуризма, но пока в небольших объемах. Массовыми являются однодневные, экологически ориентированные экскурсии, совершаемые туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха. Этот факт подтверждают сведения о посещаемости национальных парков страны. Самые известные из которых, расположенные вблизи крупных городов, принимают за год примерно 1,5 млн. посетителей, что свидетельствует об увеличении потоков туристов, заинтересованных экологией нашей планеты.

В девяти российских регионах, привлекательных своей природой, обеспеченных материальными ресурсами и специалистами происходит

интенсивное развитие экотуризма. Эти регионы по ряду параметров можно

разделить на группы: от наиболее перспективных и популярных до менее перспективных, но обладающих достаточным эколого-туристским потенциалом. Среди них лидируют Кавказский, Байкальский, Алтайский и Дальневосточный регионы, среднее положение занимают Волго-Уральский, Северо- и Центрально-Европейский регионы, а последнее место - у Камчатского и Арктического регионов

Но на данный момент Россия занимает очень скромное место в мировом рынке экотуризма.

Суть проблемы, связанной с малой посещаемостью туристами российских национальных парков заключается в плохо развитой инфраструктуре экотуризма на данных территориях, малом финансировании, слабом маркетинге и имидже объектов. Россия способна не только увеличить свое положение среди посещаемых стран экотуризма, но и в будущем занять лидирующее место в данной сфере. Для решения этих проблем необходимо развивать экотуризм в России, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения и повышению уровня образования в экологической сфере, создать специализированную справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам. Развивать систему сертификации экологических маршрутов и троп, создавать новые объекты и модернизировать уже имеющиеся. Заниматься информационным обеспечением и продвижением продуктов экотуризма на международный рынок.

Для того, чтобы осуществить оценку сильных и слабых сторон экологического туризма в России, применим SWOT-анализ.

SWOT - это аббревиатура, которая состоит из слов «сильные стороны»,

«слабые стороны», «возможности» и «угрозы». SWOT-анализ представляет собой метод ситуационного анализа, который сопоставляет внутренние возможности организации (то есть ее слабые и сильные стороны) и условия окружающей среды (то есть ее возможности и угрозы). Данный метод основан

на концепции стратегического соответствия
возможностей и

ресурсов организации внешними условиями окружающей среды. Впервые данный метод был предложен в 1971 году Кэннетом Эндрюсом.

В ходе осуществления SWOT-анализа происходит поиск ответов на следующие вопросы:

  • каковы слабые и сильные стороны сферы экологического туризма в России;

  • каково влияние на деятельность сферы экологического туризма в России;

  • в какой степени сфера экологического туризма в России способна использовать свои сильные стороны в целях противостояния внешней среде;

  • в какой степени слабые стороны не позволяют сфере экологического туризма в России это реализовать;

  • какие стратегии необходимо внедрить и реализовать в сфере экологического туризма в России при имеющемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.

Подробная матрица метода SWOT- анализа для угроз и возможностей, представлена в таблице 7.

Данные таблицы 7 свидетельствуют о высоком потенциале России, учитывая такие факторы как благоприятный климат, богатые природные ресурсы, которые необходимо максимально использовать в процессе развития экологического туризма. Тем не менее, у экологического туризма России имеются существенные недостатки, которые состоят в неразвитой инфраструктуре, небольшом ассортименте предоставляемых услуг, неудовлетворительное состояние туристических объектов.

Таблица 7

SWOT-анализ развития экологического туризма на ООПТ в России


Сильные стороны

Слабые стороны

-Благоприятные природно- климатические условия, которые располагают к активному применению в экологическом туризме;

-наличие множества национальных заповедников и парков;

-экологическая туристкая активность имеет ярко сезонный характер;

-устаревшая материально-техническая база курортных учреждений;

  • несоответствие качества и цены предоставления услуг;

  • небольшой ассортимент имеющихся туристских услуг;

-небольшой ассортимент дополнительных услуг;

  • недостаточное продвижение и брендирование страны как благоприятного для экологического туризма;

-отсутствие единой политики сервиса и гостеприимства в плане предоставления услуг экологического туризма;

  • отсутствие социального маркетинга;

  • недостаточное развитие инфраструктуры в местах развития экологического туризма.

Возможности

Угрозы

  • Привлечение

государственного финансирования в развитие экологического туризма;

  • формирование России в качестве бренда по предоставлению услуг экологического туризма;

-возможность сотрудничества с другими в целях формирования межрегиональных проектов экологического туризма;

  • возможность привлечения крупных негосударственных инвесторов.

-недостаточный уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиничного комплекса, предприятий общественного питания, пассажирского транспорта;

  • слабый уровень культурности обслуживания;

  • неудовлетворительное состояние туристических объектов, которые используются в досуговых мероприятиях в составе отдыха граждан;

  • низкий уровень покупательной способности большей части населения, для данных категорий населения услуги и товары являются практически недоступными;

  • природно-климатические условия России диктуют сезонную составляющую и неравномерность предоставления некоторых видов экологического туризма.



Кроме того, имеется множество угроз для рассматриваемой сферы:

  • недостаточный уровень развития специализированной инфраструктуры, в том числе гостиничного комплекса, предприятий общественного питания, пассажирского транспорта;

  • слабый уровень культурности обслуживания;

  • неудовлетворительное состояние туристических объектов, которые используются в досуговых мероприятиях в составе отдыха граждан;

  • низкий уровень покупательной способности большей части населения, для данных категорий населения услуги и товары являются практически недоступными;

  • природно-климатические условия России диктуют сезонную составляющую и неравномерность предоставления некоторых видов экологического туризма.

Однако возможности представляют тенденцию к как государственных, так и негосударственных источников финансирования в развитие экологического туризма и его инфраструктуру.

Необходимо отметить тот факт, что у отрасли имеется множество структурных проблем, которые имеют взаимосвязь с отсутствием единого туристско-рекреационного пространства России, что приводит к необходимости разработки и принятия государственных программ их развития. Таким образом, проведенный анализ предоставляет возможность говорить о России как о стране, которая имеет большой потенциал для

формирования успешного экологического туризма.

По нашему мнению, главной проблемой развития является отсутствие стратегии развития экологического