Файл: Групповые методы социальной работы..rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уДПО «волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов»

Кафедра социально-культурных технологий и коммуникаций


ВЫПУСКНАЯ аттестационная работа

на тему:

«Групповые методы социальной работы.»





Выполнил:Лямягова Ольга Викторовна

Проверила:

Боронина Елена Владимировна


Волгоград

2023

Содержание
Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Группа и групповые феномены……………………………..6

1.1 Общее представление о понятии "группа"……………………….6

1.2 Основные механизмы функционирования группы………………9

Глава 2. Метод групповой работы в социальной работе……………15

2.1 Понятие и назначение метода групповой работы……………….15

2.2 Организация и этапы групповой работы…………………………22

Заключение…………………….……………………………………….31

Список литературы…………………………………………………….33

групповой динамика социальный лидерство
Введение
Социальная групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности - от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.

Актуальность темы. Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности. В связи с этим тема данной курсовой работы по методологии работы с группами представляется актуальной и несет в себе практическую значимость.

Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е г. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.


Группа может рассматриваться как любое собрание людей, которые включены в последовательную координированную деятельность - в деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую какой-то общей цели, достижение которой принесёт участникам какого-то рода удовлетворение. А в процессе совместной деятельности отношения между членами группы и соотношение сил внутри нее непременно меняются, трансформируются таким образом, чтобы деятельность принесла желаемый результат.

Социальная групповая работа включает в себя различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко -- от группового консультирования до терапевтических подходов.

Группа рассматривается как система обслуживания клиентов, она представляет собой определенный континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, направленный на решение проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных составных частей, куда входят: организационный процесс, работа по привлечению новых членов группы, выявление проблем и интересов, заключение контракта, обеспечение обслуживания в соответствии с условиями агентства и целями группы. Групповой континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и процедуры. Так как процесс группового развития осуществляется непрерывно, социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и вклада отдельных членов группы.

Достижение целостности группы, реализация принципа "группа как целое" осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации, одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются межабонентскими связями, которые позволяют группе вместе проходить все стадии группового развития.

Основной задачей социального работника является усиление группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий.

Объект работы - социальная группа, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия.



Предмет работы - методы работы с группой.

Целью данной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работы и наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы в практике социального работника

Для достижения цели в работе следует сформулировать и решить следующие задачи:

. Раскрыть сущность понятия "группа" и раскрыть основные механизмы функционирования группы;

. Определить понятие и назначение метода групповой работы;

. Охарактеризовать организацию и этапы групповой работы.

. В заключении сделать обобщающие выводы по теме.

Теоретическую базу курсовой работы составили материалы социально-психологической литературы, периодические издания и учебные пособия по технологии социальной работы.

По своей структуре данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, в каждой по два параграфа, заключение, список литературы.

Глава 1. Группа и групповые феномены
1.1 Общее представление о понятии "группа"
Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Толковый руководитель должен знать их и взаимодействовать с ними. Еще одним необходимым условием эффективности управления в наше время является умение работать в малых группах, командах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы - члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей - кругу людей, которые регулярно встречаются друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам приходится взаимодействовать, оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.


Специалист по групповой динамике Марвин Шоу утверждает, что всем группам присуще одно общее качество: их члены взаимодействуют друг с другом. Поэтому он определяет группу как коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга. Так что люди, которые вместе бегают трусцой, - это самая настоящая группа. Причины, по которым возникают группы, могут быть самыми разными: это и потребность принадлежать к какому-либо сообществу, и потребности в информации, в признании, в достижении определенных целей.

По определению Д. Картрайта и А. Зандера, под группой подразумевается совокупность лиц, которые имеют некоторые отношения друг с другом, которые делают этих людей в определенной степени взаимозависимыми. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Группа-это некое единство, подчиняющееся собственным законам, в котором протекают динамические процессы и которые определенным образом влияют на входящих в него людей. В этом проявляется воспитательное значение группы. Каким образом осуществляется это влияние? Прежде всего, сами участники группы влияют друг на друга путем передачи объективной и субъективной информации.

Люди, входящие в группу, обладают рядом специфических характеристик:

1. они часто взаимодействуют;

2. они осознают себя членами группы;

3. они определены другими людьми как члены группы;

4. они имеют общие нормы при рассмотрении групповых интересов;

5. они выделяют друг друга;

6. они ощущают полезность группы;

7. они преследуют общие цели;

8. они имеют коллективное восприятие их единства;

9. они имеют тенденцию действовать унитарным способом к окружающей среде.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Люди вступают в группы по ряду причин:

• группа выступает как средство биологического выживания;

• как средство социализации и формирования психики человека;

• как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);


• как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

• как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

• как средство информационного, материального и прочего обмена.

Термин "группа" можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

1. имеют мотивацию для присоединения к группе;

2. воспринимают группу как единый союз взаимодействия;

3. в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);

4. достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения для понятия "группа", так нет и общего согласия относительно того, что означает термин "групповая динамика". С одной нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, всеобъемлющее сотрудничество.

В современном понимании групповая динамика - это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу.
1.2 Основные механизмы функционирования группы
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Социальный процесс взаимодействий людей в малых группах определяют как групповую динамику.

В группах протекают следующие динамические процессы:

1. давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

2. формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;

3. изменение активности членов: возможны феномены фасилитации - усиление энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

4. изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен "групповая нормализация" - формирование усредненного группового стандарта-нормы;

5. феномен "групповой поляризации", "экстреоризация" - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто "сдвиг к риску", когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально;