Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России метод групповой работы стал активно использоваться социологами с конца 70-х гг. (прежде всего специалистами в области управленческого консультирования, а после институционализации социальной работы в 90-х гг. - в социальной работе).
В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами составлена из положений таких школ, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем. Базовым для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. С этой точки зрения человека можно рассматривать как обособленного индивида только в ограниченном физиологическом смысле. Люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе.
В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.
Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.
Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие "система", некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем.
Например, Т. Парсонс и другие сторонники функционализма изучали специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривали такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению.
Под методом групповой работы будем понимать совместную Деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, по выражению В.Н. Макаревича, и задуматься, может быть впервые за долгое время, над смыслом собственной жизни. Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название "аксикреация" - порождение, "выращивание" у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей.
Специалист, который ориентирован на работу с личностными ценностями, должен помнить, что побудить членов группы к "выращиванию" ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы. В процессе аксикреации социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг - сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Аксикреацию не следует форсировать - она должна органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного "погружения" и темпах работы. Поскольку аксикреация происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание я готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия.
Не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности. Преимущество групповой работы перед индивидуальной - получение "добавочного продукта" за счет достижения и использования так называемого синергетического эффекта: результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается, и происходит качественный скачок результативности. Синергетический эффект получается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции, а возможно, за счет фасилитационного воздействия одних членов группы на других. Устойчивый синергетический эффект достигается на этапе достаточной зрелости группы.
Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США1 групповая работа используется:
I) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.
В.Н. Макаревич так определяет назначение групповой работы (правда, без акцентирования внимания на социальной работе):
1) решение сложных проблем;
2) формирование сплоченного коллектива, создание "сыгранной команды";
3) поиск и реализация благоприятных возможностей;
4) организация процесса обучения, обмен опытом;
5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т.д.
Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Внутренне ориентированные группы, в свою очередь, разделяются на два типа: а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации); б) группы, цель которых - исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп, в свою очередь, дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.
В группах социализации цель социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.
Вместе с тем независимо от типа группы и избранного подхода социальный работник, должен, во-первых, помочь членам группы образовать систему взаимопомощи (это его основная задача); во-вторых, понимать характер и содержание групповых процессов и использовать их для достижения целей группы, помогать в этом членам группы; в-третьих, стремиться повысить способность членов группы действовать независимо; в-четвертых, помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности группы.
В количественном отношении группа не должна насчитывать менее трех человек - в противном случае не могут быть достигнуты развернутая кооперация, специализация, другие групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Практика показывает, что деятельность группы из двух-трех человек может оказаться эффективнее, чем деятельность индивидуального работника; в группе, насчитывающей свыше семи человек, возникают проблемы социо-технического характера, связанные с регулированием внутригрупповых процессов; такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы,
работа замедляется, а общение становится более поверхностным.
Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). По половому признаку группа может насчитывать 40% мужчин и 60% женщин или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и следующие качественные критерии: компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы; заинтересованность в решении задачи; добровольность участия; хорошие или нейтральные взаимоотношения. Эти требования носят достаточно универсальный характер и являются своего рода азбучными истинами.
К факторам, способствующим групповой работе, следует отнести: адекватность состава группы тем задачам, которые она решает; значимость задачи для всех участников; соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи; оптимальный состав и численность группы; гармоничное распределение ролей. Оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. Иногда группа работает лучше и становится более сплоченной, а участники чувствуют себя эмоционально более вовлеченными, если у группы имеется "враг". Некоторые социальные работники имеют склонность набирать очки, порождая образ внешнего врага.
К факторам, препятствующим групповой работе, следует отнести: незначительность задачи, ради которой создана группа; слишком жесткие условия се существования; наличие плохого лидера; неэффективные способы ведения групповой работы; состав группы, не подходящий для решения задачи; многолюдность группы; редкость и недостаточная продолжительность встреч; надежда на быстрый и легкий успех; необоснованная надежда на социального работника.
Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
2.2 Организация и этапы групповой работы
Социальная групповая работа как форма или метод социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, профессиональная подготовка специалиста.
Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных проблем включает два этапа:
1) формирование проблем;
2) решение проблем.
Последний этап разделяется на три стадии, каждая из которых предусматривает ряд процедур для ответа на типовые вопросы: I) аналитическая стадия: чего можно достигнуть при решении проблемы в идеальном случае? какие имеются помехи и в чем они проявляются? что является причиной помех? каким образом можно устранить помехи? 2) оперативная стадия: какие параметры системы надо изменить, чтобы решить проблему? нельзя ли решить проблему, изменяя окружающую среду? как подобные проблемы решаются в других организациях? как решалась бы проблема, если надо было бы достигнуть противоположного результата? 3) синкретическая стадия: как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них? какие изменения в окружающей среде нужно будет осуществить? какими иными способами сможет функционировать измененная система? можно ли использовать данное решение для иных целей?
Лейман Я. выделяет следующие этапы групповой работы:
1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему;
2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование;
3) исследование (анализ) проблемы;
4) выработка альтернативных решений, их оценка, планирование;
5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианты решения.
В.Н. Макаревич выделяет следующие стадии развития группы: предварительная, стадия формирования группы; стадия конфликта; стадия консолидации и эффективной работы.
Все специалисты подчеркивают исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить "молчунов" и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга - для этого используются различные процедуры знакомства: официальная (например, каждый называет свое имя); обыгрывание своего имени, фамилии; техника "комплимента" (каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие); процедура "снежный ком" и т.д. Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами социального работника. Важно иметь в виду, что идеальных способов организации знакомств не существует, каждый способ имеет недостатки и преимущества. Во время знакомства проявляются особенности человека, которые обусловлены его предыдущим социальным опытом. В теоретическом плане выполнение участниками ритуала знакомства означает признание ими наличия общих интересов, демонстрацию готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры у каждого участника появляются один-три знакомых со знаком "плюс" и один-три знакомых со знаком "минус".