Файл: Налог на доходы физических лиц (Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 674
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и роль налога на доходы физических лиц
1.2. Предпосылки формирования современного налога на доходы физических лиц в РФ
2. Анализ состояния и проблем развития налога на доходы физических лиц в РФ на современном этапе
2.1. Характеристика основных элементов налога и особенности формирования налоговой базы
2.2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов в РФ
3. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц
3.1. Анализ проблем и направления развития НДФЛ
Таблица 1 - Доля поступлений подоходного налога в общей сумме поступлений в государственные бюджеты зарубежных стран
Государство, ден. ед. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||||
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
|
США, трлн. долларов |
5,7 |
2,0 |
35,1 |
6,1 |
2,1 |
34,4 |
6,4 |
2,3 |
35,9 |
Германия, млрд. евро |
621,5 |
217,5 |
35,0 |
634,5 |
222,7 |
35,1 |
648,7 |
227,8 |
35,1 |
Великобритания, млрд. ф.ст. |
651,6 |
165,5 |
25,4 |
667,9 |
172,0 |
25,7 |
682,0 |
176,0 |
25,8 |
Эстония, млн. евро |
5117,4 |
1030,6 |
20,1 |
5520,0 |
1133,9 |
20,5 |
5940,5 |
1182,5 |
19,9 |
Польша, млрд. злотых |
277,7 |
21,7 |
7,8 |
283,5 |
23,2 |
8,2 |
289,1 |
45,0 |
15,6 |
Венгрия, трлн. форинтов |
11,4 |
1,5 |
13,1 |
12,2 |
1,6 |
13,1 |
12,9 |
1,7 |
13,2 |
Китай, млрд. юаней |
100,5 |
6,5 |
6,5 |
119,2 |
7,4 |
6,2 |
124,9 |
8,6 |
6,9 |
Однако удельный вес подоходного налога определяется еще и особенностями налоговой системы страны, в частности, размером налоговой ставки (в Китае средняя ставка является самой низкой среди рассмотренных стран - 3%), а также ролью других основных налогов, как правило, косвенных. В Российской Федерации правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц обеспечивается нормами 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации. Налогом на доходы физических лиц облагаются доходы, которые могут быть получены физическими лицами как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. К таким доходам законодательство относит вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, от реализации имущества и сдачи в аренду, дивиденды, авторские гонорары, выплаты страхового характера и другие.
В формировании бюджетов регионального, районного, городского и поселенческого уровня поступления НДФЛ являются необходимым экономическим инструментом, позволяющим решать основные задачи, стоящие перед любым цивилизованным обществом, в частности, обеспечивать социальные и культурные потребности, правопорядок, исполнять социальные обязательства и т.д. Этой цели служит фискальная функция НДФЛ, которая заключается в изъятии части дохода граждан и формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы страны. Указанная функция является главной, основной, но не единственной. Социальная функция налога на доходы физических лиц предполагает полное или частичное освобождение от налогообложения некоторых групп населения с низкими или фиксированными доходами, например, пенсионеров, учащихся, инвалидов.
Регулирующая функция НДФЛ реализуется посредством предоставления налоговых льгот, варьирования размера налоговых ставок, определения структуры налогоплательщиков. Через систему подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос путем установления необлагаемых минимумов, освобождения отдельных видов доходов от налогообложения. Государственная политика в области подоходного налогообложения напрямую влияет на скорость и вектор развития экономических, социальных и демографических процессов в обществе. Модернизируя порядок налогообложения, изменяя налоговые ставки, льготы, порядок уплаты, государство создает предпосылки для стимулирования инвестиционных процессов в экономике, развития различных видов экономической деятельности, отдельных товаропроизводителей, что в конечном итоге, влияет на состояние экономики и уровень жизни в стране в целом.
В 2016 г. с целью минимизации потерь бюджета был изменен порядок льготирования некоторых видов доходов физических лиц, в частности, уточнен расчет налоговой базы при получении физическими лицами доходов в иностранной валюте, при увольнении государственных гражданских служащих, военнослужащих, судей. Изменены нормы, регламентирующие удержание налога на доходы физических лиц с полученных ими выигрышей в лотереи. Предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога на срок до конца 2018 г. самозанятых лиц, получающих доходы от граждан за услуги для личных, домашних нужд.[7]
По официальным данным ФНС на 1.01.17 зарегистрировано 559 самозанятых лиц, по экспертным оценкам в России их насчитывается около 14,5 млн. человек. Внесены изменения в порядок предоставления некоторых налоговых и социальных вычетов, налоговой отчетности, усилены меры налогового контроля. Анализ сводной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы, формируемой Казначейством России, показывает, что доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы России в 2016 году составила 11%, в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ – 36%, что превышает более, чем в 3 раза федеральный показатель. Поступления по налогу на доходы физических лиц являются самым доходным источником для регионов и муниципальных образований, поскольку доходные полномочия по зачислению поступлений от НДФЛ полностью принадлежат субфедеральным властям. О динамике НДФЛ и его роли в формировании бюджетов субфедерального уровня в разрезе федеральных округов свидетельствуют данные таблицы 2, полученные на основе отчетности Федерального казначейства.
Таблица 2 - Доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов (млрд. рублей)
Федеральные округа, консолидирован-ные бюджеты субъектов РФ млрд. руб. |
Исполнение: 2014 |
Исполнение: 2015 |
Исполнение: 2016 |
||||||
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
Всего доходов |
в т.ч. НДФЛ |
Уд. вес, % |
|
Российская Федерация |
8 905,7 |
2693,5 |
30,2 |
9 308,2 |
2807,8 |
30,2 |
9 923,8 |
3018,5 |
30,4 |
Центральный |
2 903,4 |
1052,7 |
36,3 |
3 093,8 |
1115,4 |
36,1 |
3 355,0 |
1197,6 |
35,7 |
Северо-Западный |
985,4 |
323,9 |
32,9 |
1 019,6 |
342,7 |
33,6 |
1 470,1 |
402,6 |
27,4 |
Южный |
558,9 |
164,1 |
29,4 |
574,8 |
167,5 |
29,1 |
1 113,2 |
375,1 |
33,7 |
Северо- Кавказский |
350,0 |
59,6 |
17,0 |
358,8 |
59,8 |
16,7 |
1 083,7 |
297,1 |
27,4 |
Приволжский |
1 308,3 |
370,6 |
28,3 |
1 365,3 |
377,6 |
27,7 |
987,2 |
299,9 |
30,4 |
Уральский |
955,3 |
272,9 |
28,6 |
974,1 |
283,0 |
29,0 |
773,9 |
178,1 |
23,0 |
Сибирский |
980,5 |
279,0 |
28,5 |
1 013,1 |
278,3 |
27,5 |
762,9 |
204,6 |
26,8 |
Дальневосточный |
704,6 |
158,1 |
22,4 |
791,8 |
163,5 |
20,7 |
377,7 |
63,5 |
16,8 |
Крымский |
159,1 |
12,6 |
7,9 |
117,0 |
20,1 |
17,2 |
- |
- |
- |
Анализ динамики поступлений от НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ свидетельствует о том, что его доля остается относительно стабильной в течение последних лет. Так, в 2014 году они составили 2693,5 млрд. руб., в 2015 г. – 2 807,8 млрд. руб., что на 4,2% больше, в 2016 г. - 3018,5 млрд. руб. с годовым приростом в 7,5%. По расчетам аналитиков темп роста номинальной заработной платы за данный период составил в 2015 году - 5,1 % и 2016 г. – 7,8%.[8] Это может свидетельствовать о тесной связи между поступлением НДФЛ и уровнем номинальной заработной платы, а также качественном налоговом администрировании. Следует отметить, что в рассматриваемом трехлетнем периоде наблюдается тенденция снижения удельного веса НДФЛ в среднем на 1% в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты регионов (в 2014 г - 38 %, 2015 – 37%, 2016 – 36%). Основная причина - рост промышленного производства и структурные изменения в экономике нашей страны, благодаря которым доля налогов, исчисляемых с доходов физических лиц, планомерно замещается налогами юридических лиц, в частности, налогом на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ.
В целом НДФЛ продолжает обеспечивать определенную стабильность бюджетных поступлений. Кроме того, из таблицы 2 видно, что НДФЛ занимает ведущее место в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, однако, в разрезе федеральных округов показатели имеют различия (рис.1).
Рис.1 – Поступления от НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов в разрезе федеральных округов в 2016 году
Самая низкая доля поступлений НДФЛ в 2016 г. зафиксирована в Северо- Кавказском федеральном округе - 16,8%, и Республике Ингушетия - 7,1%. Самые высокая – в Центральном федеральном округе - 35,7 %, и г. Москва – 40,2%. Разница в поступлениях НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ составила 5,7 раза. Вызывает интерес распределение налоговых доходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами (рис.2). Так, в целом по России в доходах бюджетов субъектов НДФЛ составил 27,4%, в местных бюджетах - 18,1. В бюджетах субъектов Северо-Кавказского федерального округа этот показатель оказался минимальным и составил 12,6% и 13,5, в Центральном федеральном округе он показал максимальные значения - 34,8% и 19,3% соответственно.
Рис. 2 –Удельный вес поступлений от НДФЛ в доходах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в разрезе федеральных округов в 2016, %
В первую очередь такой результат может быть объяснен неравномерностью распределения на территории России доходной базы НДФЛ, а именно доли экономически активного населения и уровня оплаты труда, повышение которого выгодно всем, и гражданам, и органам власти. Более детальный анализ, представленный на рисунке 3, свидетельствует о разной практике распределения поступлений от подоходного налога между региональным и местными бюджетами. Так, в Центральном федеральном округе разница между поступлениями в границах региона является максимальной по России и превышает 7,4 раза в 2016 году (г. Москва – 180 раз). Для России в среднем этот показатель составил 3,6 раза, без учета городов федерального значения – 2,1 раз. Минимальный показатель зафиксирован в Ненецком АО на уровне чуть более 1,1 раз, что свидетельствует о более равномерном распределении по вертикали власти доходов от НДФЛ в этом регионе. В г. Санкт-Петербург в 2016 году НДФЛ в местные бюджеты не поступал вообще.
Рис. 3 – Распределение поступлений от НДФЛ между региональным и местными бюджетами в субъектах РФ в 2016 году
Правовые основы доходных полномочий федеральных, региональных и местных органов власти заложены в Бюджетном Кодексе РФ. В период с 2000 г. по 2004 г. вопрос о размере отчислений НДФЛ в региональные и местные бюджеты регламентировался соответствующими Федеральными законами «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». Начиная с 2005 г. необходимость в ежегодном установлении порядка зачисления НДФЛ в различные уровни бюджетной системы отпала в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, которые закрепил доходные полномочия по данному налогу за субъектами РФ и муниципальными образованиями. С этого момента доходы от НДФЛ поступают полностью в консолидированные бюджеты субъектов РФ.[9]
Таким образом, исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы России составляет 11%, что значительно меньше, чем средний аналогичный показатель по ряду развитых стран.
2. Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 36%, что свидетельствует о значительной роли НДФЛ в формировании финансовой основы региональных и местных бюджетов.
3. НДФЛ обеспечивает стабильные поступления в бюджеты, что дает возможность планировать расходы на социально важные мероприятия.