Файл: Налог на доходы физических лиц (Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 673

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Существует тесная связь между поступлением НДФЛ и уровнем номинальной заработной платы, о чем свидетельствую темпы годового прироста этих показателей. Следовательно, в повышении оплаты труда заинтересованы не только ее получатели, но и органы власти.

5. Разница в поступлениях НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ составляет 5,7 раза и варьируется от 7,1% до 40,2%, что свидетельствует о разной степени зависимости бюджетов регионов от этого доходного источника. Эти особенности налога на доходы физических лиц надо грамотно использовать в налогово-бюджетной политике. Например, при определении размера налоговых вычетов необходимо учитывать региональные особенности. Это позволит усилить реализацию не только фискальной функции НДФЛ, но и стимулирующей.

6. Распределение поступлений от НДФЛ между региональными и местными бюджетами в России имеет разную практику. В среднем в местные бюджеты зачисляется около 30% от общего объема поступлений от НДФЛ. Необходимо совершенствовать правовые основания для более равномерного распределения НДФЛ между бюджетами внутри региона.

В целом для увеличения бюджетных поступлений от налога на доходы физических лиц в дальнейшем следует совершенствовать налоговое и бюджетное законодательство, повышать уровень налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

3. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц

3.1. Анализ проблем и направления развития НДФЛ 

Вокруг налога на доходы с физических лиц постоянно возникают различные споры, объясняющиеся в основном широким кругом налогоплательщиков, находящихся абсолютно в различных социальных нишах.

Первая проблема НДФЛ – это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающимся в обществе вопросом является необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. Политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая бы учитывала интересы незащищенных слоев населения, сократила разрыв в доходах между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан. Также мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу.


Однако государство не идет на этот шаг, опасаясь снижения общей инвестиционной привлекательности России и ухудшению налоговых условий для формирующегося среднего класса, также это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны лучших специалистов. На фоне данного противостояния в 2013 году Госдума отклонила 3 представленных законопроекта о реформировании ставки НДФЛ, внесенных за период 2010-2012 гг.

Вторая проблема НДФЛ – действующий порядок его зачисления. Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами муниципалитетов является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в России в целом.

Указанный налог является самым массовым налогом с населения, и поэтому он более равномерно, чем любой другой налог, распределен по территории страны. В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70 % – в бюджет субъекта федерации, 30 % – в бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов минимум 20 %, поселений минимум 10 %, городских округов минимум 30 %).

В настоящее время налогоплательщики уплачивают НДФЛ по месту работы, и, следовательно, зачисляется он в бюджет того региона, где работает налогоплательщик. Между тем расходы на образование, здравоохранение и другие социальные потребности данного работника производятся по месту его жительства. Эта система уплаты НДФЛ создает негативные эффекты «экспорта» бюджетных расходов и «импорта» бюджетных доходов. Ярким примером этого несоответствия являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей.

В позиции государственных деятелей основным доводом в пользу существующего в настоящий момент порядка является значительные объемы поступлений от НДФЛ, сложность миграционной и социальной политик государства, удорожание администрирования налога, возникает дополнительный объем работ по перерегистрации налогоплательщиков, что потребует дальнейшего совершенствования системы администрирования НДФЛ.

Третья проблема НДФЛ – необходимость перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ) и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства.


Существует политика благоприятная для инвестиций физических лиц в различные виды активов:[10]

1. Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет.

2. Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.

3. Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.

4. В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.

Претерпел изменения взгляд законодателя на имущественный вычет по НДФЛ с 2014 года – имущественный вычет по расходам на приобретение жилья разделяется на два вида – вычет по расходам на приобретение жилья и вычет по расходам на уплату процентов.

Одним их направлений совершенствования подоходного налогообложения является повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налога на доходы физических лиц в условиях действующей налоговой системы.

Увеличение социального расслоения по-прежнему остается одной из основных остро стоящих проблем России. К счастью, пока удается избежать конфликтных ситуаций, однако дальнейшее затягивание решения этого вопроса может привести к крайне негативным последствиям.

Кроме уровня доходов населения, большое значение на уровень поступления НДФЛ в бюджетную систему регионов оказывает принцип установления шкалы налогообложения, когда все налогоплательщики в равной доле (13%) выплачивают налог со своих доходов.

С переходом к плоской шкале НДФЛ перестал быть приоритетным принцип социальной справедливости, а на передний план выдвинулся принцип экономического равенства налогоплательщиков. В последние годы много говорится о бесперспективности и социальной вредности консервации существующей модели нейтрального НДФЛ к уровню доходов, но ничего не делается, чтобы хоть как-то исправить положение.


Переход к пропорциональной ставке налога на доходы физических лиц, кроме упрощения его администрирования, не решил ни одной из насущных задач.

Таким образом, наряду с реформированием НДФЛ, должны быть решены задачи, которые фактически напрямую вытекают из выделенных проблем:[11]

- повышение уровня доходов населения,

- проведение разъяснительной и воспитательной работы с налогоплательщиками,

- повышение качества предоставляемых общественных благ,

- снижение социальной напряженности и других.

Кроме изменений в применении шкалы налогообложения на объем поступления НДФЛ оказывают влияние льготы, применение которых ведет к сокращению налоговых доходов. С одной стороны, недовольство налогоплательщиков несправедливым распределением налогового бремени вследствие применения плоской шкалы налогообложения для налогоплательщиков с разным уровнем доходов, рост уклонений: от налогов, снижение инициативы к труду вследствие низкого уровня заработной платы вызывает необходимость изменения налоговой политики по отношению к индивидуальным доходам. С другой стороны, рост бюджетного дефицита ограничивает возможности сокращения налоговых доходов и снижения налогов. Поэтому, провозглашенный в развитых странах принцип нейтральности па практике трудно соблюдать, так как предоставляемые налоговые льготы по НДФЛ имеют конкретную социальную ориентацию и их сокращение или отмена может вызвать недовольство заинтересованных в них налогоплательщиков.

Посредством изменения направлений применения налоговых льгот, отмены дорогостоящих для государственного бюджета налоговых льгот страны с рыночной экономикой стремятся сделать подоходное обложение нейтральным, чтобы не снижать стимулов к труду, предпринимательской деятельности, сбережениям и инвестициям.

3.2. Зарубежный опыт подоходного налогообложения

В большинстве европейских стран налогообложение физических лиц основано на сокращении неравенства доходов населения, воздействии на демографические показатели страны. Поэтому целесообразно начать процесс преобразования с изучения зарубежного опыта налогообложения физических лиц, с последующей проекцией на налоговый механизм, действующий в Российской Федерации. При этом важно учесть его особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими факторами.


Принципы подоходного обложения в большинстве зарубежных странах едины. Налогоплательщиками признаются физические лица, которые делятся на резидентов и не резидентов. Так же как и в России, критерием для определения резидентства является пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода времени в течении календарного года (свыше 183 календарных дней). Резиденты платят подоходный налог со всех доходов – как внутренних, так и внешних. Нерезиденты же несут ограниченную налоговую ответственность, то есть платят налог только с дохода, полученного от источников, расположенных в данной стране. Однако, в США эта система применяется только в отношении граждан других государств и лиц без гражданства. Граждане США несут полную налоговую ответственность, независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход.

Основными различиями между налогообложением физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: шкала налогообложения, порядок определения величины налоговой базы (облагаемого дохода), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, техника взимания налога.

С принятием главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ и введением ее в действие с 1 января 2001 года ставка подоходного налога является фиксированной для основных видов доходов и составляет 13 %. Плоская шкала подоходного налога существует также в Гонконге, Джерси, Гернси, Эстонии, Литве, Латвии, России, Украине, Словакии, Грузии, Румынии, Исландии, Киргизии, Казахстане, Македонии, Албании, Чехии, Болгарии, Монголии.

Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии, что является показателем достаточно высокого уровня экономики. Стоит отметить, что прогрессивная шкала также действует и в странах БРИК (кроме России): в Китае – до 45 %, в Бразилии – до 27,5 %, в Индии – до 30 %. Размер ставки полностью зависит от суммы, полученного за налоговый период, дохода.

В Германии диапазон прогрессивной шкалы варьируется от 19 % до 53 %. Максимальная ставка налога 53 % применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Самая высокая предельная ставка установлена в Швеции. Здесь подоходный налог подразделяется на муниципальный и национальный. Доход в размере не более 209 100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) – 57 %.[12]