Файл: Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий
Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – средств и методов обучения.
Игровые педагогические технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.
Ведь для ребенка игра – прежде всего это увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Игра так же дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.
Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс.
Приведу некоторые классификации игр:
Классификация педагогических игр по Селевко Г.К.:
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; -
познавательные, воспитательные, развивающие; -
репродуктивные, продуктивные, творческие; -
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;
уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;
Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;
Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.
Дешифратор.
В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
м а с ш т а б
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
-
59 с.ш. 11 в.д. Осло -
35 с.ш. 51 в.д. Тегеран -
13 ю.ш. 76 з.д Лима -
52 с.ш. 105 в.д. Иркутск -
с.ш. 115 в.д. Чита -
42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк -
46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
“Логическая задача”
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.
Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:
1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;
2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;
3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;
4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;
5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.
В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.
Мореплаватель | “Святой Фока” | “Святой Гавриил” | “Мирный” | “Диана” |
М. П. Лазарев | | | | |
Г. Я. Седов | | | | |
В. Беринг | | | | |
В. М. Головин | | | | |
“Слова в словах”
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
«Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.
9. Назовите известный вам канал. Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.
-
Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.
Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.
«Пароль»
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
“Географический лабиринт”
Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.