Файл: Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них.

География мировых природных ресурсов (урок-практикум)

Цель:

Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы.

Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных.

Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта.

Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература).

Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры:

кафедра горючих полезных ископаемых;

кафедра негорючих полезных ископаемых;

кафедра земельных ресурсов;

кафедра водных ресурсов;

кафедра биологических ресурсов;

кафедра агроклиматических ресурсов.

Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги.

Маркетинг”, тема: “Международное географическое разделение труда”

(урок-аукцион)

Цель:

Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.

Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники.

Подготовительный этап: объяснение сути игры. Ребятам объясняют смысл слова “маркетинг”, что позволяет правильно выбрать направление сбора информации по “своей” стране.

Ход игры:

I раунд: подготовка рекламы;

II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции;

III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны;

IV раунд: брифинг.

Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.).

Заканчивает игру итоговое выступление – экспертов.

Путешествие по Индии (урок-путешествие)

Цель:

Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.


Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии Индии; дополнительная литература.

За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:

Индия в мире;

проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов;

важнейшие промышленные и с/х. районы;

Индийская модель развития экономики;

крупнейшие города, обозначение их на к/к;

экономические и социальные проблемы;

экономическое сотрудничество Индия – Россия.

В конце подводится итог основных черт Индии.

Государства – карлики” (урок-панорама)

Цель:

Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.

Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.

Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.

Творческим группам заранее предложены задания:

Нарисовать герб, флаг страны;

Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);

Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);

Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;

После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов.

Данный вид деловых игр является и разновидностью проектной деятельности, так как в начале работы учащиеся получают определенную задачу (или проблему), намечают пути ее решения и в итоге они получают результат своей работы.


    1. Интеграция игровых технологий с другими педагогическими технологиями.

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:



  1. - повышает мотивацию учащихся к учению;

  2. - активизирует познавательную деятельность;

  3. - развивает мышление и творческие способности ребёнка;

  4. - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.

Компьютер дает большие возможности наглядно показать многие процессы, происходящие в природе, дать наглядный образ описываемого объекта. Компьютерные технологии я использую при проведении мини – игр на разных этапах урока (см. выше). Т.е. во многих заданиях слова заменяются изображением. Например, в игре «Белая ворона», когда учитель называет животных или растений, и среди них надо найти лишнее, а на экран выводится их изображение. Один из вариантов такой игры, когда на экране появляются картинки растений или животных (а может тех и других), и учащиеся должны сказать, что их объединяет.

При проведении уроков, где предусматривается проектная деятельность (см. выше), учащиеся защищают свой проект с помощью созданных ими презентаций. Такие уроки очень красочны, наглядны, кроме того, учащиеся при подготовке используют огромное количество дополнительной литературы, Интернет. В основном такая форма работы используется при проведении уроков по темам «Природные зоны» в 8 классе, «Туристическое бюро» в 9-11 классах (см. приложение).

Мною разработаны игры в виде компьютерных презентаций по многим темам с 6 по 11 класс



В своей работе я широко использую межпредметные связи, особенно с литературой. С каждым годом в образовательном процессе всё большее внимание уделяется компьютерным технологиям, из-за чего связь с литературным художественным словом может быть утрачена. Между тем наглядные образы, яркое, сочное и точное слово, вложенное в загадки, пословицы, поговорки, приметы разнообразят урок, наполнят его нравственным и духовным смыслом, обогатят внутренний мир ребёнка. В результате систематического использования на уроках в 6 и 8 классах литературных произведений был накоплен значительный объём загадок, народных примет, пословиц, поговорок, литературных фрагментов о временах года, о процессах и явлениях, происходящих в природе, о географических объектах. Загадки, пословицы, поговорки, приметы привлекают детей яркостью выражений, заставляют задуматься, а при анализе способствуют развитию их логического мышления, любознательности и наблюдательности.


Загадки о природных явлениях, многие придуманы учащимися:

В семь цветов моя одежда

Солнце, дождь мои швеи.

Сыро, влажно, мокро.

И пройти не просто.

Я возьму с собой галоши,

Чтоб набрать черники ложку.

Это очень странный дом,

Помогает людям он.

Он построен изо льда,

Но тепло в нем, это да!

Цели я хочу достичь,

До него хочу дойти.

Приближаюсь я к нему,

Он все дальше…почему?

В своей работе я использую и литературные произведения. Учащиеся с удовольствием ищут примеры стихотворений, где бы описывались те или иные природные явления. Причем я стараюсь усложнить задачу. Так при изучении темы «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты» в 8 классе учащимся необходимо определить какой тип погоды описан поэтом и объяснить свои выводы. Описание антициклона.

«Под голубыми небесами «Мороз и солнце - Великолепными коврами, День чудесный»
Блестя на солнце, снег лежит...”.


Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…”.


Атмосферный фронт.

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.


Циклон.

Снег упал на голову

Дремлющему городу,

Покрывалом стелется в ночь под Новый год.

Город спит, замотанный

Бытом и работою,

Небо все затянуто, и метель метет.

Таких примеров, благодаря помощи учеников, у меня набралось уже много. В настоящее время я планирую создать электронный альбом с иллюстрациями «Литература и народный фольклор в географии» (см. cd –приложение)



Еще одной педагогической технологии, которая может дополнять игровую, является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Примером этой технологии может служить игра «Мини – перепись населения» в 8 классе при изучении темы «Население России». Игра вызывает у учащихся неподдельный интерес, так как они сами являются материалом для исследования. Класс делится на группы, каждая из которых работает над определенным вопросом.


1.Соотношение в 8-х кл. девочек и мальчиков.

2.Национальный состав 8 классов.

3.Сравнение показателей с показателями России, РК.

4.Откуда приехали учащиеся 8 классов, причины миграции.

Каждая группа собирает нужную информацию путем опроса одноклассников. Результат работы интересует всех учащихся.
На первых уроках географии курса «География России» в 8 классе чтобы доказать учащимся, что, действительно, роль географии в нашей жизни велика, я предлагаю провести учащимся исследовательскую работу «География в моей жизни». Цель работы – на контурной карте России обозначить населенные пункты, где учащиеся побывали лично, где живут их родственники или друзья, где происходит действие кинофильма, где произведен тот или иной товар, который вы покупаете, и т.д. Учащимися она воспринимается как игра, так как мы видим соревновательный момент, кто больше объектов обозначит на карте. А также учащиеся при выполнении задания должны проявить фантазию и находчивость.



Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

  2. Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

  3. Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

  4. Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22. Но оно является холодным. Почему?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.