Файл: Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них.
География мировых природных ресурсов (урок-практикум)
Цель:
Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы.
Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных.
Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта.
Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература).
Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры:
кафедра горючих полезных ископаемых;
кафедра негорючих полезных ископаемых;
кафедра земельных ресурсов;
кафедра водных ресурсов;
кафедра биологических ресурсов;
кафедра агроклиматических ресурсов.
Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги.
“Маркетинг”, тема: “Международное географическое разделение труда”
(урок-аукцион)
Цель:
Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.
Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники.
Подготовительный этап: объяснение сути игры. Ребятам объясняют смысл слова “маркетинг”, что позволяет правильно выбрать направление сбора информации по “своей” стране.
Ход игры:
I раунд: подготовка рекламы;
II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции;
III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны;
IV раунд: брифинг.
Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.).
Заканчивает игру итоговое выступление – экспертов.
Путешествие по Индии (урок-путешествие)
Цель:
Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.
Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии Индии; дополнительная литература.
За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:
Индия в мире;
проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов;
важнейшие промышленные и с/х. районы;
Индийская модель развития экономики;
крупнейшие города, обозначение их на к/к;
экономические и социальные проблемы;
экономическое сотрудничество Индия – Россия.
В конце подводится итог основных черт Индии.
“Государства – карлики” (урок-панорама)
Цель:
Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.
Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.
Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.
Творческим группам заранее предложены задания:
Нарисовать герб, флаг страны;
Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);
Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);
Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;
После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов.
Данный вид деловых игр является и разновидностью проектной деятельности, так как в начале работы учащиеся получают определенную задачу (или проблему), намечают пути ее решения и в итоге они получают результат своей работы.
-
Интеграция игровых технологий с другими педагогическими технологиями.
В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
-
- повышает мотивацию учащихся к учению; -
- активизирует познавательную деятельность; -
- развивает мышление и творческие способности ребёнка; -
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.
Компьютер дает большие возможности наглядно показать многие процессы, происходящие в природе, дать наглядный образ описываемого объекта. Компьютерные технологии я использую при проведении мини – игр на разных этапах урока (см. выше). Т.е. во многих заданиях слова заменяются изображением. Например, в игре «Белая ворона», когда учитель называет животных или растений, и среди них надо найти лишнее, а на экран выводится их изображение. Один из вариантов такой игры, когда на экране появляются картинки растений или животных (а может тех и других), и учащиеся должны сказать, что их объединяет.
При проведении уроков, где предусматривается проектная деятельность (см. выше), учащиеся защищают свой проект с помощью созданных ими презентаций. Такие уроки очень красочны, наглядны, кроме того, учащиеся при подготовке используют огромное количество дополнительной литературы, Интернет. В основном такая форма работы используется при проведении уроков по темам «Природные зоны» в 8 классе, «Туристическое бюро» в 9-11 классах (см. приложение).
Мною разработаны игры в виде компьютерных презентаций по многим темам с 6 по 11 класс
В своей работе я широко использую межпредметные связи, особенно с литературой. С каждым годом в образовательном процессе всё большее внимание уделяется компьютерным технологиям, из-за чего связь с литературным художественным словом может быть утрачена. Между тем наглядные образы, яркое, сочное и точное слово, вложенное в загадки, пословицы, поговорки, приметы разнообразят урок, наполнят его нравственным и духовным смыслом, обогатят внутренний мир ребёнка. В результате систематического использования на уроках в 6 и 8 классах литературных произведений был накоплен значительный объём загадок, народных примет, пословиц, поговорок, литературных фрагментов о временах года, о процессах и явлениях, происходящих в природе, о географических объектах. Загадки, пословицы, поговорки, приметы привлекают детей яркостью выражений, заставляют задуматься, а при анализе способствуют развитию их логического мышления, любознательности и наблюдательности.
Загадки о природных явлениях, многие придуманы учащимися:
В семь цветов моя одежда
Солнце, дождь мои швеи.
Сыро, влажно, мокро.
И пройти не просто.
Я возьму с собой галоши,
Чтоб набрать черники ложку.
Это очень странный дом,
Помогает людям он.
Он построен изо льда,
Но тепло в нем, это да!
Цели я хочу достичь,
До него хочу дойти.
Приближаюсь я к нему,
Он все дальше…почему?
В своей работе я использую и литературные произведения. Учащиеся с удовольствием ищут примеры стихотворений, где бы описывались те или иные природные явления. Причем я стараюсь усложнить задачу. Так при изучении темы «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты» в 8 классе учащимся необходимо определить какой тип погоды описан поэтом и объяснить свои выводы. Описание антициклона.
«Под голубыми небесами «Мороз и солнце - Великолепными коврами, День чудесный»
Блестя на солнце, снег лежит...”.
“Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…”.
Атмосферный фронт.
“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.
Циклон.
Снег упал на голову
Дремлющему городу,
Покрывалом стелется в ночь под Новый год.
Город спит, замотанный
Бытом и работою,
Небо все затянуто, и метель метет.
Таких примеров, благодаря помощи учеников, у меня набралось уже много. В настоящее время я планирую создать электронный альбом с иллюстрациями «Литература и народный фольклор в географии» (см. cd –приложение)
Еще одной педагогической технологии, которая может дополнять игровую, является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Примером этой технологии может служить игра «Мини – перепись населения» в 8 классе при изучении темы «Население России». Игра вызывает у учащихся неподдельный интерес, так как они сами являются материалом для исследования. Класс делится на группы, каждая из которых работает над определенным вопросом.
1.Соотношение в 8-х кл. девочек и мальчиков.
2.Национальный состав 8 классов.
3.Сравнение показателей с показателями России, РК.
4.Откуда приехали учащиеся 8 классов, причины миграции.
Каждая группа собирает нужную информацию путем опроса одноклассников. Результат работы интересует всех учащихся.
На первых уроках географии курса «География России» в 8 классе чтобы доказать учащимся, что, действительно, роль географии в нашей жизни велика, я предлагаю провести учащимся исследовательскую работу «География в моей жизни». Цель работы – на контурной карте России обозначить населенные пункты, где учащиеся побывали лично, где живут их родственники или друзья, где происходит действие кинофильма, где произведен тот или иной товар, который вы покупаете, и т.д. Учащимися она воспринимается как игра, так как мы видим соревновательный момент, кто больше объектов обозначит на карте. А также учащиеся при выполнении задания должны проявить фантазию и находчивость.
Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.
Примеры проблемных вопросов.
-
Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху? -
Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают? -
Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия? -
Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22. Но оно является холодным. Почему?
Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.