Файл: Сведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти подругому пути.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
4. Личность митрополита Петра (Могилы)
Сын, названный родителями в честь первого Московского митрополита Петром, родился в семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции — Мовилэ), занимавших господарские престолы Дунайских княжеств, в трагическом для православных 1596 году – в год принятия Брестской унии, когда часть православной церкви была присоединена к католичеству.
Будущий православный святой, в 1632 году добившийся у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви, возобновивший православное богослужение в древних киевских храмах, включая Софийский собор, и основавший крупнейший на Украине центр просвещения – Киево-Могилянскую академию, поначалу явно предпочитал духовной карьере военную.
Но около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков.
В 1627 году его избрали киево-печерским архимандритом, а митрополит Киевский Иов (Борецкий), умирая, оставил ему свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. А в 1632 году Петр Могила уже представлял киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV, и король признал легитимным существование в Киеве четырех православных епархий и митрополии и назначил Могилу Киевским митрополитом.
С согласия польского короля православным были возвращены отобранные униатами монастыри и церкви. Средства для их обустройства митрополит Петр брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, обращался за помощью к московскому царю. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры»), Требника и Служебника.
По всему Русскому царству посланники Петра Могилы собирали пожертвования на западнорусскую церковь, но «паче прошений своих» хотел митрополит устроить отделение своей школы в Москве. И в 1634 году такое отделение, где преподавали монахи Киево-Братского монастыря, было создано.
Святителю Петру было мало признания Варшавским сеймом 1635 года полного равенства православной и униатской церквей в Речи Посполитой. Он стремился покончить с униатской церковью как с неканоничной и был сторонником православного учения о восстановлении единства восточной и западной церквей, в том виде, как это сложилось к концу первого тысячелетия христианства. Но полагал, что такое единение, чтобы оно не привело к разделению единого русского народа, возможно только с благословения всех восточных патриархов, включая Московского, и при гарантии Московского государя.
Скончался митрополит Петр скоропостижно в ночь с 31 декабря 1646 на 1 января 1647.
Деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал православие на Украине и в Белоруссии, с другой — многие считали его нововведения результатом влияния католической церкви и западной культуры.
Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую лаврскую церковь взорвали. А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской православной церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику святых и установил день его памяти – 13 января. К началу XXI века почитание его распространилось как в Русской, так и в Румынской церкви.1
Список источников и литературы
Источники
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издательство Московской Патриархии, 2010. 1376 с.
Литература
1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.
1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.
1 БЕСЕДЫ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ // Материалы международной научно-практической конференции ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. РИИИ, 8–10 октября 2014 г. / Сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014.
4. Личность митрополита Петра (Могилы)
Сын, названный родителями в честь первого Московского митрополита Петром, родился в семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции — Мовилэ), занимавших господарские престолы Дунайских княжеств, в трагическом для православных 1596 году – в год принятия Брестской унии, когда часть православной церкви была присоединена к католичеству.
Будущий православный святой, в 1632 году добившийся у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви, возобновивший православное богослужение в древних киевских храмах, включая Софийский собор, и основавший крупнейший на Украине центр просвещения – Киево-Могилянскую академию, поначалу явно предпочитал духовной карьере военную.
Но около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков.
В 1627 году его избрали киево-печерским архимандритом, а митрополит Киевский Иов (Борецкий), умирая, оставил ему свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. А в 1632 году Петр Могила уже представлял киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV, и король признал легитимным существование в Киеве четырех православных епархий и митрополии и назначил Могилу Киевским митрополитом.
С согласия польского короля православным были возвращены отобранные униатами монастыри и церкви. Средства для их обустройства митрополит Петр брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, обращался за помощью к московскому царю. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры»), Требника и Служебника.
По всему Русскому царству посланники Петра Могилы собирали пожертвования на западнорусскую церковь, но «паче прошений своих» хотел митрополит устроить отделение своей школы в Москве. И в 1634 году такое отделение, где преподавали монахи Киево-Братского монастыря, было создано.
Святителю Петру было мало признания Варшавским сеймом 1635 года полного равенства православной и униатской церквей в Речи Посполитой. Он стремился покончить с униатской церковью как с неканоничной и был сторонником православного учения о восстановлении единства восточной и западной церквей, в том виде, как это сложилось к концу первого тысячелетия христианства. Но полагал, что такое единение, чтобы оно не привело к разделению единого русского народа, возможно только с благословения всех восточных патриархов, включая Московского, и при гарантии Московского государя.
Скончался митрополит Петр скоропостижно в ночь с 31 декабря 1646 на 1 января 1647.
Деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал православие на Украине и в Белоруссии, с другой — многие считали его нововведения результатом влияния католической церкви и западной культуры.
Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую лаврскую церковь взорвали. А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской православной церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику святых и установил день его памяти – 13 января. К началу XXI века почитание его распространилось как в Русской, так и в Румынской церкви.1
Список источников и литературы
Источники
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издательство Московской Патриархии, 2010. 1376 с.
Литература
-
БЕСЕДЫ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ // Материалы международной научно-практической конференции ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. РИИИ, 8–10 октября 2014 г. / Сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014. -
История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М.: Просвещение, 2017. — 255 с. -
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 [Электронный ресурс] https://seminaria.kz/wp-content/uploads/2018/03/A.-V.-Kartashyov.-Ocherki-po-istorii-Russkoj-TSerkvi.-Tom-2.pdf
1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.
1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.
1 БЕСЕДЫ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ // Материалы международной научно-практической конференции ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. РИИИ, 8–10 октября 2014 г. / Сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014.
1 Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 [Электронный ресурс] https://seminaria.kz/wp-content/uploads/2018/03/A.-V.-Kartashyov.-Ocherki-po-istorii-Russkoj-TSerkvi.-Tom-2.pdf