Файл: Контрольная работа 1 по дисциплине Общий и прикладной менеджмент учебное пособие Афонасова М. А. Менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра автоматизации обработки информации
Контрольная работа №1
по дисциплине «Общий и прикладной менеджмент»
учебное пособие Афонасова М.А . «Менеджмент»
Вариант № 5
студент гр. оз-402П12-1
Шидловский Евгений Васильевич
«12» апреля 2023 г.
ТОМСК 2023
Теоритические вопросы
5. Какими свойствами обладает любая организация как объект управления?
Все организации обладают двумя важнейшими свойствами — свойством открытости и свойством системности. Под открытостью понимается то, что любая организация испытывает на себе воздействие факторов внешней среды, которые не экранируются. Под системностью понимается наличие внутренней среды организации, структуризация внутренней среды с учетом взаимосвязанности переменных и их способностей к изменениям.
24. Основные правила и этапы построения организационных структур управления?
Правила построения организационных структур
При создании организационной структуры или ее изменении необходимо иметь в виду некоторые правила:
-
соответствие структуры целям, задачам организации и философии организации; -
простота и логичность структуры; -
эффективная система связей между подразделениями, эффективная прямая и обратная связь; -
баланс прав и обязанностей для каждого блока структуры, власти и ответственности, функций и средств для их реализации; -
гибкость, приспособляемость к изменениям внешней среды; -
каждая функция, реализуемая организацией, должна быть закреплена за конкретным блоком структуры. Недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами; -
выполнение нормы управляемости.
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Формирование структуры предприятия – непростой процесс. Он проходит несколько этапов, каждый из которых решает определенную задачу. Рассмотрим их более подробно.
ЭТАП 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
Чтобы построить грамотную структуру, нужно определить вектор развития предприятия. Для этого необходимо:
-
поставить цель; -
исследовать рынок, конкурирующие компании, потенциальных потребителей; -
определить сильные и слабые стороны предприятия; -
сформировать стратегию продвижения.
Стратегия развития предприятия создается на ближайшие пять лет. На ее основе выбираются методы достижения поставленной цели.
ЭТАП 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Для начала выделите те процессы, которые уже существуют в компании. Для этого изучите все направления деятельности разных подразделений. После этого посмотрите, каких процессов не хватает. Отталкиваться здесь нужно от тех задач, которые стоят перед фирмой. Для любого бизнес-процесса нужно сформулировать желаемый результат. Он должен выражаться в цифрах или фактах. Зная результат, можно вычислить и количество необходимых ресурсов.
ЭТАП 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На этой стадии определяется, кто принимает важные решения. Если компания крупная, руководитель не может выполнять эту задачу единолично. В зависимости от имеющихся функций создаются подразделения. В их числе могут быть:
-
совет директоров; -
кадровая служба; -
отдел продаж; -
производственные подразделения; -
отдел по связям с общественностью; -
бухгалтерия; -
отдел, занимающийся финансовыми ресурсами; -
служба контроля качества.
Отделы создаются в зависимости от задач, стоящих перед компанией. Четко сформулируйте обязанности каждого звена. Определите количество работников, которое необходимо для решения разных задач.
ЭТАП 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
Когда подразделения созданы, нужно четко сформулировать их функции. Для этого потребуется ответить на несколько вопросов:
-
какую продукцию будет реализовывать компания и каким образом планируется организовывать сбыт; -
какой вид деятельности на предприятии является основным; -
где будут располагаться головной офис и филиалы; -
какими характеристиками обладает целевая аудитория; как планируется взаимодействовать с потребителями.
Отделы не должны иметь схожие функции. В противном случае ресурсы предприятия будут использоваться нерационально.
ЭТАП 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗВЕНЬЕВ
Для деятельности разных структурных единиц может понадобиться информация из других отделов. Методы ее получения нужно продумать заранее. Если какое-то звено изолировано от других, это приведет к проблемам во всей компании.
ЭТАП 6. СОГЛАСОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ЕЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Структура согласовывается со всеми заинтересованными лицами. Ее детали фиксируются в официальных документах. Необходимо указать функции каждого звена и степень ответственности начальников.
Практические задания
Задание 12. При разработке стратегии развития организации некоторые управленцы считают самым надёжным критерием успешной деятельности организации прибыль или коэффициенты, ее характеризующие, такие как норма рентабельности, доход в расчете на акцию, норма возврата инвестиций и т.д. Поэтому никакие другие критерии для оценки успешности деятельности организации не нужны.
Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Да, я согласен с предложенной точкой зрения. Специалисты в области менеджмента считают, что, как правило, стремление оценивать эффективность (успешность) работы фирмы только по одному критерию приводит к серьезным противоречиям и не позволяет делать верных заключений о действительной успешности деятельности фирмы.
При использовании прибыли в качестве критерия для оценки успешности деятельности фирмы следует иметь в виду, что возможно манипулирование значениями этого показателя. Используя различные способы расчета таких показателей, как оценка стоимости и нематериальных активов, отчислений на НИОКР, приобретаемые активы и т.д., можно показывать различные значения прибыли. Следовательно, по-разному будет определяться успешность деятельности фирмы.
Кроме того, прибыль при разработке стратегии развития организации не может считаться надежным показателем оценки эффективности ее деятельности, потому что этот показатель не позволяет оценивать возможности и потенциал развития предприятия в будущем.
Стратегия необходима каждой организации любой формы собственности, будь то:
-
предприятие, фирма, завод, магазин, банк, инвестиционная компания, страховая компания, -
юридическая контора, отделение милиции, больница, институт, школа, -
министерство, ведомство, комитет, агентство, -
центральные органы управления страны, региона, города и т.д.,
Для эффективного функционирования необходима стратегия, в соответствии с которой организация развивается и решает стоящие перед ней задачи проблемы.
Стратегия необходима как организации, работающей в сфере экономики, так и организации, работающей в сфере государственного и муниципального управления.
Некоторые теоретики в области управления считают, что постоянно возникающие в деятельности фирмы проблемы, необходимость решать оперативные вопросы мешают реализации стратегического управления фирмой. Однако, с нашей точки зрения, это не совсем так.
Напомним, что стратегия является действительно стратегией, реально определяющей будущее развитие и функционирование организации только тогда, когда присутствуют все ее основные составляющие:
-
стратегические цели, определяющие направление долговременного развития организации; -
ресурсы, без которых стратегические цели не могут быть реализованы; -
технологии, с помощью которых стратегические цели могут быть достигнуты; -
система управления, которая способна обеспечить достижение стратегических целей.
С помощью каких критериев вы стали бы оценивать сегодня успешность деятельности организации?
-
прибыль (рентабельность) продукта; -
объем продаж; -
масштабы деятельности организации; -
наличие надежных партнерских отношений; -
наличие клиентской базы (постоянная клиентура); -
количество оборотов оборотных средств; -
принадлежность к ассоциациям, поскольку, например, членство в ассоциации предоставляет разнообразные скидки в рекламе; -
наличие собственной инфраструктуры (собственная принимающая сторона, транспортные средства); -
участие в государственных программах; -
репутация организации; -
текучесть кадров в организации.
Способствует ли выбранная система критериев выработке эффективной стратегии развития организации?
Да, выбранная стратегия способствует развития организации. Эффективное стратегическое управление предполагает активное использование обратной связи в управлении, т.е. своевременную и адекватную реакцию на изменения ситуации, в которой функционирует объект управления. Как показывает опыт управленческой деятельности, только стратегическое управление, в полной мере учитывающее необходимость решать повседневно возникающие управленческие проблемы, жизнеспособно и позволяет организации эффективно функционировать на современном этапе экономического и социального развития, характеризующемся отсутствием четко выраженных закономерностей развития управленческой ситуации. Без стратегии успешное функционирование организаций невозможно.