Файл: Руководство по противодействию и профилактике буллинга лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ниу высшая школа экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заручиться поддержкой!
Подчеркните: если над учениками издеваются, им ненужно решать ситуацию самостоятельно. Хотя вы не хотите, чтобы они все время полностью полагались на других, ведь так можно лишиться уверенности в себе, им могут помочь другие ребята и сотрудники школы. В момент, когда происходит травля, практически всегда рядом находятся другие дети, и очень часто — кто-то из взрослых. Если ситуация становится угрожающей, ученик может крикнуть, привлекая тем самым внимание свидетелей,
Подчеркните: если над учениками издеваются, им ненужно решать ситуацию самостоятельно. Хотя вы не хотите, чтобы они все время полностью полагались на других, ведь так можно лишиться уверенности в себе, им могут помочь другие ребята и сотрудники школы. В момент, когда происходит травля, практически всегда рядом находятся другие дети, и очень часто — кто-то из взрослых. Если ситуация становится угрожающей, ученик может крикнуть, привлекая тем самым внимание свидетелей,
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ например, словами Посмотрите, что они (имеются ввиду обидчики) делают Ведь это несправедливо В долгосрочной перспективе каждому из учеников, который стал жертвой травли, стоит подумать о том, к кому из одноклассников (или, может быть, учащихся старших классов) он мог бы периодически обращаться за помощью. Можно отрепетировать, как именно это обращение за помощью могло бы состояться. Выйдите из ситуации как можно быстрее!
Лучше всего это сделать быстро и спокойно. Посредством инсценировки ученики могут воссоздать ситуации травли, с которыми они столкнулись. Внутри группы они могут затем воспроизвести их, нона этот раз используя техники противодействия, с которыми они уже познакомились. Им также нужно практиковаться, когда и как выходить из ситуации. Для этого важно сконцентрироваться на невербальных проявлениях, например, стиле ходьбы. Научите учеников ходить уверенно, без колебаний смотреть агрессору в глаза. Если в ситуации есть такая возможность, отходить лучше в сторону, вбок, а не пробиваться через стайку агрессоров. Могут быть моменты, когда самое разумное действие — убежать как можно быстрее. Обсудите с учениками, что это за моменты. Часто у учеников возникают серьезные проблемы стем, чтобы звать на помощь, или же вообще рассказывать о сложившейся ситуации кому-то, потому что они боятся выглядеть стукачами. Важно донести до учеников, что стукач — это человек, который намеренно сообщает какую-то информацию о другом ученике взрослым (или другим детям) с целью навредить ему. В случае, когда ребенок сообщает взрослым о том, что стал жертвой травли, его цель не в том, чтобы досадить агрессору, а в том, чтобы добиться окончания травли. Если агрессор в этом случае пострадает, это будет следствием его же поведения. Более того, сообщая о травле, ученик делает важное дело сточки зрения того, что понижает вероятность того, что другие дети окажутся на его месте. Иногда складываются тяжелые ситуации, когда ребенок оказывается в окружении агрессоров, и ему не удается пробиться через их кольцо. В этот момент самое разумное криком обратить внимание окружающих на происходящее и попросить о помощи. Альтернативный вариант — потренироваться на занятии, как, используя вес собственного тела, можно разорвать кольцо окружающих тебя людей, не прибегая при этом к насильственным действиям по отношению к ним (то есть бузе
Лучше всего это сделать быстро и спокойно. Посредством инсценировки ученики могут воссоздать ситуации травли, с которыми они столкнулись. Внутри группы они могут затем воспроизвести их, нона этот раз используя техники противодействия, с которыми они уже познакомились. Им также нужно практиковаться, когда и как выходить из ситуации. Для этого важно сконцентрироваться на невербальных проявлениях, например, стиле ходьбы. Научите учеников ходить уверенно, без колебаний смотреть агрессору в глаза. Если в ситуации есть такая возможность, отходить лучше в сторону, вбок, а не пробиваться через стайку агрессоров. Могут быть моменты, когда самое разумное действие — убежать как можно быстрее. Обсудите с учениками, что это за моменты. Часто у учеников возникают серьезные проблемы стем, чтобы звать на помощь, или же вообще рассказывать о сложившейся ситуации кому-то, потому что они боятся выглядеть стукачами. Важно донести до учеников, что стукач — это человек, который намеренно сообщает какую-то информацию о другом ученике взрослым (или другим детям) с целью навредить ему. В случае, когда ребенок сообщает взрослым о том, что стал жертвой травли, его цель не в том, чтобы досадить агрессору, а в том, чтобы добиться окончания травли. Если агрессор в этом случае пострадает, это будет следствием его же поведения. Более того, сообщая о травле, ученик делает важное дело сточки зрения того, что понижает вероятность того, что другие дети окажутся на его месте. Иногда складываются тяжелые ситуации, когда ребенок оказывается в окружении агрессоров, и ему не удается пробиться через их кольцо. В этот момент самое разумное криком обратить внимание окружающих на происходящее и попросить о помощи. Альтернативный вариант — потренироваться на занятии, как, используя вес собственного тела, можно разорвать кольцо окружающих тебя людей, не прибегая при этом к насильственным действиям по отношению к ним (то есть бузе
ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕН НОС Т ИВ ТРАВЛЮ b57ударов, пинков и т.д.). Участники группы могут инсценировать толпу, которая не дает ребенку пройти он же, скрестив руки на груди, всем весом тела напирает на место между двумя рядом стоящими учениками, пытаясь тем самым прорваться. Они могут не давать ему сделать это, смыкая свои ряды, но это будет значить, что в другом месте толпа станет более прореженной и через эту точку получится выйти наружу. В любом случае, после такого инцидента ученик должен сообщить взрослому о произошедшем как можно быстрее.
Повышение собственной самооценки
Во всей группе стоит работать над формированием чувства собственного достоинства. Для этого можно использовать многоразличных упражнений.
А) Любые активности, в рамках которых дети обмениваются комплиментами.
Б) Круг, в котором каждый из участников заканчивает фразу Я нравлюсь себе, потому что я…»
В) Упражнение, в котором каждый из участников заканчивает фразу Я сегодня молодец тремя разными способами, находя три своих достижения за текущий день, за которые он мог бы себя похвалить. Первоначально это упражнение не является простым для выполнения, так как дети обычно привыкают к тому, что похвалу можно получить только за какое-то очень весомое достижение (например, пятерку в четверти по математике. Входе работы с психологом они постепенно начинают учиться хвалить себя и других за мелкие, рутинные достижения например, сделать сутра зарядку или не опоздать на первый урок, хотя сутра очень хотелось спать. Способность не обесценивать эти достижения — важная составляющая более стабильной и позитивной самооценки, которой часто не хватает детям, ставшим жертвами травли. Сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях
Детей полезно научиться техникам расслабления в стрессовых ситуациях — это поможет им сохранять спокойствие и, соответственно, чувствовать себя увереннее. Основные стратегии управления стрессом
• дыхательные техники
• физическая релаксация визуализация
Повышение собственной самооценки
Во всей группе стоит работать над формированием чувства собственного достоинства. Для этого можно использовать многоразличных упражнений.
А) Любые активности, в рамках которых дети обмениваются комплиментами.
Б) Круг, в котором каждый из участников заканчивает фразу Я нравлюсь себе, потому что я…»
В) Упражнение, в котором каждый из участников заканчивает фразу Я сегодня молодец тремя разными способами, находя три своих достижения за текущий день, за которые он мог бы себя похвалить. Первоначально это упражнение не является простым для выполнения, так как дети обычно привыкают к тому, что похвалу можно получить только за какое-то очень весомое достижение (например, пятерку в четверти по математике. Входе работы с психологом они постепенно начинают учиться хвалить себя и других за мелкие, рутинные достижения например, сделать сутра зарядку или не опоздать на первый урок, хотя сутра очень хотелось спать. Способность не обесценивать эти достижения — важная составляющая более стабильной и позитивной самооценки, которой часто не хватает детям, ставшим жертвами травли. Сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях
Детей полезно научиться техникам расслабления в стрессовых ситуациях — это поможет им сохранять спокойствие и, соответственно, чувствовать себя увереннее. Основные стратегии управления стрессом
• дыхательные техники
• физическая релаксация визуализация
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ Дыхательные техники Простейшая техника релаксации при помощи регуляции дыхания связана стем, чтобы выдох оказывался более продолжительным, чем вдох. При таком дыхании в крови повышается содержание углекислого газа (а кислорода — понижается, за счет чего происходит торможение симпатической нервной системы, которая отвечает за активацию, страх, панику. Человек начинает чувствовать себя спокойнее. Подобный принцип используется во множестве техник, которые направлены, к примеру, на коррекцию состояния вовремя панической атаки.
В ситуации травли ученик испытывает сильный стресс, часто — страх. Дыхательная регуляция помогает справляться с этими состояниями. Попросите учеников сделать глубокий медленный вдох. Они должны стараться наполнить свои легкие до самого дна, чтобы они действительно были наполнены воздухом. Когда они наполнятся, попросите их задержать дыхание насчет три и медленно выдохнуть. Им следует выдыхать медленнее, чем вдыхать. Повторите три раза. Напомните им, чтобы они не беспокоились о том, что выдох может быть шумным. Ученикам стоит стараться выдыхать через нос, если у них не получается, можно выдыхать через слегка приоткрытые губы.
Физическая релаксация
Наилучший способ расслабления мышц связан стем. чтобы предварительно их сильно напрячь. Ученикам можно предложить попрактиковаться для начала с рукой. Предложите участникам группы сжать правую руку и изо всей силы в кулак, досчитать до трех, а затем резко расслабить, позволив руке свободно повиснуть. После того, как у всех это получится, можно переходить к тому, чтобы практиковаться уже на разных группах мышц всего тела. Ученики вовремя выполнения упражнений находятся в положении сидя или стоя. Каждая группа мышц прорабатывается по стандартной схеме сильное напряжение досчитать до трех — резко расслабить, отпустить, бросить, если речь идет о конечности.
Начинается выполнение упражнения со ступней и ног. Затем — живот и ягодицы. После — руки и ладони. После этого нужно сделать три глубоких вдоха для того, чтобы расслабить грудную клетку. Затем интенсивно пожать плечами три раза, чтобы расслабить плечи и верхнюю часть спины при пожимании плечами направить их
В ситуации травли ученик испытывает сильный стресс, часто — страх. Дыхательная регуляция помогает справляться с этими состояниями. Попросите учеников сделать глубокий медленный вдох. Они должны стараться наполнить свои легкие до самого дна, чтобы они действительно были наполнены воздухом. Когда они наполнятся, попросите их задержать дыхание насчет три и медленно выдохнуть. Им следует выдыхать медленнее, чем вдыхать. Повторите три раза. Напомните им, чтобы они не беспокоились о том, что выдох может быть шумным. Ученикам стоит стараться выдыхать через нос, если у них не получается, можно выдыхать через слегка приоткрытые губы.
Физическая релаксация
Наилучший способ расслабления мышц связан стем. чтобы предварительно их сильно напрячь. Ученикам можно предложить попрактиковаться для начала с рукой. Предложите участникам группы сжать правую руку и изо всей силы в кулак, досчитать до трех, а затем резко расслабить, позволив руке свободно повиснуть. После того, как у всех это получится, можно переходить к тому, чтобы практиковаться уже на разных группах мышц всего тела. Ученики вовремя выполнения упражнений находятся в положении сидя или стоя. Каждая группа мышц прорабатывается по стандартной схеме сильное напряжение досчитать до трех — резко расслабить, отпустить, бросить, если речь идет о конечности.
Начинается выполнение упражнения со ступней и ног. Затем — живот и ягодицы. После — руки и ладони. После этого нужно сделать три глубоких вдоха для того, чтобы расслабить грудную клетку. Затем интенсивно пожать плечами три раза, чтобы расслабить плечи и верхнюю часть спины при пожимании плечами направить их
ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕН НОС Т ИВ ТРАВЛЮ b59вперед, для того чтобы при расслаблении были проработаны лопатки. Затем нужно сглотнуть несколько раз, чтобы расслабить шею. Последними напрягаются мышцы лица, можно скорчить гримасу, после трехсекундного удержания лицо расслабляется. Проработав каждую группу мышц по отдельности, ученики могут напрягать и расслаблять все тело сразу. Постарайтесь научить их распознавать дополнительные напряженные точки челюсть, живот, шея и плечи часто особенно подвержены стрессу.
Визуализация
Образы, которые мы вызываем силой своего воображения, могут помочь сохранять спокойствие. После физического расслабления учеников можно попросить создать ментальную картину того, где они чувствуют себя в безопасности и уверены в себе. Они должны представить себе эту картину безопасного места во всех подробностях, включая восприятие цветов, звуков, запахов, ощущений, которые сопровождают это место. В случаях, когда они чувствуют напряжение, воспоминание или придумывание образа безопасного места помогает расслабиться и успокоиться. Хорошим подспорьем в реализации техники Безопасного места являются метафорические карты. Ученикам, которым трудно визуализировать конкретные картины, может помочь медленный мысленный счет дои обратно. Он также способствует снижению стресса и восстановлению контроля над собой в трудной ситуации. Поддержание навыков противодействия травле
В рамках курса, который длится 6-8 недель, дети получают основные знания и навыки в сфере противодействия травле. Но детям, которые становятся жертвами жестокой травли на протяжнее длительного времени могут потребоваться дополнительные занятия. После того, как основной курс окончен, с учеником необходимо продолжать поддерживать контакт, с периодичностью разв недели узнавая, как у него идут дела, как он справляется с трудными ситуациями. Может потребоваться более интенсивная индивидуальная работа, чтобы закрепить навыки, приобретенные в группе
Визуализация
Образы, которые мы вызываем силой своего воображения, могут помочь сохранять спокойствие. После физического расслабления учеников можно попросить создать ментальную картину того, где они чувствуют себя в безопасности и уверены в себе. Они должны представить себе эту картину безопасного места во всех подробностях, включая восприятие цветов, звуков, запахов, ощущений, которые сопровождают это место. В случаях, когда они чувствуют напряжение, воспоминание или придумывание образа безопасного места помогает расслабиться и успокоиться. Хорошим подспорьем в реализации техники Безопасного места являются метафорические карты. Ученикам, которым трудно визуализировать конкретные картины, может помочь медленный мысленный счет дои обратно. Он также способствует снижению стресса и восстановлению контроля над собой в трудной ситуации. Поддержание навыков противодействия травле
В рамках курса, который длится 6-8 недель, дети получают основные знания и навыки в сфере противодействия травле. Но детям, которые становятся жертвами жестокой травли на протяжнее длительного времени могут потребоваться дополнительные занятия. После того, как основной курс окончен, с учеником необходимо продолжать поддерживать контакт, с периодичностью разв недели узнавая, как у него идут дела, как он справляется с трудными ситуациями. Может потребоваться более интенсивная индивидуальная работа, чтобы закрепить навыки, приобретенные в группе
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ Родители детей, которые стали жертвами травли, вынуждены сталкиваться с целым букетом негативных переживаний и тревожных мыслей. При обращении за консультацией важно понять, что именно испытывает родитель по поводу происходящего. Одной из значимых задач психолога является нормализация переживаний родителя (естественно, избегая их обесценивания. В рамках ограниченных временных возможностей школьного консультирования психологу полезно вооружиться набором приемов, которые он может предложить родителям, чтобы тес их помощью поддержали своего ребенка. Перечислим некоторые из них.
• Совместное препровождение за приятными для обоих вещами это может быть и поход в лес или горы, и посещение стадиона. Совместная деятельность сближает, а ощущение близости с родителем, с другой стороны, позволяет ребенку быть больше уверенным в том, что последний готов защитить его в неприятных ситуациях столкновения со сверстниками.
• Позаботиться о том, чтобы дома царила спокойная и дружелюбная атмосфера, чтобы дом мог стать психологическим убежищем Если ребенок не против, физический контакт в виде объятий, поглаживаний, поцелуев и т.д. очень важен.
• Важны проявления уважения к ребенку. Родитель должен найти в поведении ребенка в трудной ситуации что-то, за что может его похвалить. Порой кажется, что ребенок провалился по всем фронтам, но даже в этом случае можно найти какие-то мелочи, за которые его можно было бы похвалить.
• Родитель может устраивать ребенку маленькие сюрпризы например, приготовить его любимый пирог Если родитель давно хотел заняться спортом, то сейчас самое время начать ходить в спортзал, на стадион или просто бегать по утра — и взять ребенка с собой на занятия.
3 . 1 . РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Совместное препровождение за приятными для обоих вещами это может быть и поход в лес или горы, и посещение стадиона. Совместная деятельность сближает, а ощущение близости с родителем, с другой стороны, позволяет ребенку быть больше уверенным в том, что последний готов защитить его в неприятных ситуациях столкновения со сверстниками.
• Позаботиться о том, чтобы дома царила спокойная и дружелюбная атмосфера, чтобы дом мог стать психологическим убежищем Если ребенок не против, физический контакт в виде объятий, поглаживаний, поцелуев и т.д. очень важен.
• Важны проявления уважения к ребенку. Родитель должен найти в поведении ребенка в трудной ситуации что-то, за что может его похвалить. Порой кажется, что ребенок провалился по всем фронтам, но даже в этом случае можно найти какие-то мелочи, за которые его можно было бы похвалить.
• Родитель может устраивать ребенку маленькие сюрпризы например, приготовить его любимый пирог Если родитель давно хотел заняться спортом, то сейчас самое время начать ходить в спортзал, на стадион или просто бегать по утра — и взять ребенка с собой на занятия.
3 . 1 . РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕН НОС Т ИВ ТРАВЛЮ b61bКак родитель может помочь ребенку укрепить самооценку
1 . Улыбаться почаще (в ситуациях, когда это уместно . Говорить в позитивных формулировках и почаще говорить о будущем, не застревая в рассуждениях о прошлом. Родители могут развернуть целую программу по укреплению уверенности ребенка в себе. Основная задача этой программы — интеграция ребенка в среду сверстников, в которой он чувствовал бы себя комфортно. В случае, если речь идет об подростке-интроверте, который итак не уверен в себе, силой отправлять его на дискотеку не самое продуктивное решение. Хорошо начать постепенную интеграцию ребенка в общество со смешанной группы, в которой присутствуют и взрослые, и дети. Естественно, каждая семья выбирает такую группу самостоятельно, приведем возможные примеры курсы самообороны, различные мастерские (резьба по дереву, вышивание и шитье, рисование, курсы флористики, фотография, занятия в спортивном клубе. В таких смешанных группах у ребенка есть возможность получить направление и поддержку от взрослых, а также потренироваться в навыках самопрезентации. Также в таких группах есть возможность обмениваться идеями и информацией, узнавая мнение других и тренируясь реагировать на него. Взрослые обычно могут достаточно точно наблюдать ребенка со стороны и при необходимости дать необидную обратную связь. Тот факт, что родители находятся в группе рядом с ребенком, оказывается для него очень поддерживающими создающим безопасную обстановку для того, чтобы пробовать новые способы взаимодействия. После успешного освоения общения в смешанной группе можно переходить к группе сверстников. Лучше начинать с группы, объединенной фактом общего интереса к какой-то теме это может быть фан-клуб любителей какого-то сериала, волонтерская организация, в которой задействована молодежь, помощь в работе с животными (например, в питомнике) и т.д.
Следующим этапом становится включенность в группу сверстников, в которой интенсивные социальные взаимодействия присутствуют, но при поддержке и под
1 . Улыбаться почаще (в ситуациях, когда это уместно . Говорить в позитивных формулировках и почаще говорить о будущем, не застревая в рассуждениях о прошлом. Родители могут развернуть целую программу по укреплению уверенности ребенка в себе. Основная задача этой программы — интеграция ребенка в среду сверстников, в которой он чувствовал бы себя комфортно. В случае, если речь идет об подростке-интроверте, который итак не уверен в себе, силой отправлять его на дискотеку не самое продуктивное решение. Хорошо начать постепенную интеграцию ребенка в общество со смешанной группы, в которой присутствуют и взрослые, и дети. Естественно, каждая семья выбирает такую группу самостоятельно, приведем возможные примеры курсы самообороны, различные мастерские (резьба по дереву, вышивание и шитье, рисование, курсы флористики, фотография, занятия в спортивном клубе. В таких смешанных группах у ребенка есть возможность получить направление и поддержку от взрослых, а также потренироваться в навыках самопрезентации. Также в таких группах есть возможность обмениваться идеями и информацией, узнавая мнение других и тренируясь реагировать на него. Взрослые обычно могут достаточно точно наблюдать ребенка со стороны и при необходимости дать необидную обратную связь. Тот факт, что родители находятся в группе рядом с ребенком, оказывается для него очень поддерживающими создающим безопасную обстановку для того, чтобы пробовать новые способы взаимодействия. После успешного освоения общения в смешанной группе можно переходить к группе сверстников. Лучше начинать с группы, объединенной фактом общего интереса к какой-то теме это может быть фан-клуб любителей какого-то сериала, волонтерская организация, в которой задействована молодежь, помощь в работе с животными (например, в питомнике) и т.д.
Следующим этапом становится включенность в группу сверстников, в которой интенсивные социальные взаимодействия присутствуют, но при поддержке и под
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕН НОС Т ИВ ТРАВЛЮ b63присмотром взрослых. В такой группе у ребенка есть возможность взаимодействовать таки столько, сколько ему комфортно. Хороший пример — подростковая психологическая группа, киноклуб и т.д. После этого ребенок готов включиться в естественную группу, возможно, уже в рамках школы, хорошо, если при этом ему помогает кто-то старший из детей. После этого, наконец, ребенок может пробовать полностью самостоятельно выходить в такие места, как спортивный клуб или дискотека (если это допустимо для его возраста).
Важное послание, которое психолог доносит родителям мы не можем изменить мирно мы можем подготовить ребенка, обеспечив его наилучшими стратегиями совладания и навыками поведения и общения
.
Что ненужно говорить приобщении с ребенком на тему травли Почему они так себя ведут по отношению к тебе — что ты сделал Заменить Давай подумаем вместе, что тут можно поделать.
• Я иду в школу разбираться.
Заменить: Чтобы ты хотел, чтобы я сделал Ты хочешь, чтобы я пошел в школу Жертвы часто не хотят огласки, им важен сам факт того, что кто-то знает и поддержит, если это будет необходимо.
• Все дети так себя ведут.
Заменить: некоторые твои сверстники ведут себя так, если они разозлились или ревнуют Что случилось Вы же были лучшими друзьями!
Заменить:
Расскажи мне, когда это началось Что ты заметил Как это началось Есть что-то, что мы можем сделать
• Они не хотели тебя обидеть, ты просто слишком сильно реагируешь. Заменить Как ты можешь удостовериться в том, что это не шутка сих стороны
Важное послание, которое психолог доносит родителям мы не можем изменить мирно мы можем подготовить ребенка, обеспечив его наилучшими стратегиями совладания и навыками поведения и общения
.
Что ненужно говорить приобщении с ребенком на тему травли Почему они так себя ведут по отношению к тебе — что ты сделал Заменить Давай подумаем вместе, что тут можно поделать.
• Я иду в школу разбираться.
Заменить: Чтобы ты хотел, чтобы я сделал Ты хочешь, чтобы я пошел в школу Жертвы часто не хотят огласки, им важен сам факт того, что кто-то знает и поддержит, если это будет необходимо.
• Все дети так себя ведут.
Заменить: некоторые твои сверстники ведут себя так, если они разозлились или ревнуют Что случилось Вы же были лучшими друзьями!
Заменить:
Расскажи мне, когда это началось Что ты заметил Как это началось Есть что-то, что мы можем сделать
• Они не хотели тебя обидеть, ты просто слишком сильно реагируешь. Заменить Как ты можешь удостовериться в том, что это не шутка сих стороны
С полным перечнем материалов, которые были использованы при подготовке данного руководства, можно ознакомиться на сайте «Воспитание21век.рф»:
https://воспитание21век.рф/uploads/s/v/m/b/
vmbub393sai2/file/4UQH8SSO.pdf
А.А. Р
еАн
, МА. н
овиковА
,
и.А. к
оновАлов
, Д.в. М
олчАновА
для школьной администрации, учителей и психологов РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛ ЛИНГА?
Под редакцией академика РАО А.А. Реана
Корректор Н. Долгова
Дизайн и верстка М Ларичева
Подписано в печать Формат 84×108/16.
Тираж
5000
экз.
Отпечатано в России
https://воспитание21век.рф/uploads/s/v/m/b/
vmbub393sai2/file/4UQH8SSO.pdf
А.А. Р
еАн
, МА. н
овиковА
,
и.А. к
оновАлов
, Д.в. М
олчАновА
для школьной администрации, учителей и психологов РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛ ЛИНГА?
Под редакцией академика РАО А.А. Реана
Корректор Н. Долгова
Дизайн и верстка М Ларичева
Подписано в печать Формат 84×108/16.
Тираж
5000
экз.
Отпечатано в России
1 2 3 4 5 6