Файл: Оценка готовности детей к школе (Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
        Лошадь =0 баллов,
        неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...
         Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
        Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == -3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...
        Темно =0 баллов,
        неправильный ответ = -4 балла.

4. Небо голубое, а трава ...
        Зеленая == 0 баллов,
        неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что? .
        Фрукты =1 балл,
        неправильный ответ = -1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум?
        Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не
         попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов
        Неправильный ответ === -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
        Города =1 балл.
        Станции=0 баллов.
        Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
         Хорошо показано = 4 балла.
        Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.
         Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ...,
        маленькая овечка - это ... ?
        Щенок, ягненок = 4 балла,
        только один ответ из двух = 0 баллов.
        Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?
        На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
        На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.
        На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?
        Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) == 1 балл.
        1 причина = 0 баллов.
        Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
         Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди).
         1 подобие = 2 балла.
         Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
         Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.
        Одно подобие = 2 балла.
        Неправильный ответ = 0 баллов.


14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узцал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
       У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.
       Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.
       Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?
       Спорт, физкультура = 3 балла.
       Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
       Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?
       Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
       Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но        только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться        = 2 балла.
       Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
        Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит,         плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла.
        Одно или два различия = 2 балла.
        Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?
        По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы         держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
        Одна причина = 2 балла.
        Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
        Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь         другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
        Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
        Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
        Тот, другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла.
        Неправильный ответ = 0 баллов.

 После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

         1   группа - плюс 24 и более


         2   группа - плюс 14 до 23

         3   группа -от 0 до 13

         4   группа - от минус 1 до минус 10

          5  группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования:

  1. +24 балла и больше – высокий уровень;
  2. От +14 до + 23 – выше среднего уровень;
  3. От 0 до +13 баллов – средний уровень;
  4. От -1 до – 10 баллов – ниже среднего уровень;
  5. -11 баллов и меньше – низкий уровень.

Благополучными считаются результаты, относящиеся к первым трем уровням.

        1. Методика «раздели на группы» для изучения операции классификации

Цель данной методики - оценка умения ребенка классифицировать на образном материале. Ему показывают картинку, изображенную на рисунке, и предлагаю т следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, фигуры, заштрихованные е в клетку, большие фигуры, малые фигуры.

Примечание: одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

б-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов за время 3 мин. ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 балла - за время 3 мин. ребенок сумел выделить от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл - за время З мин. ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

    1. балл - очень низкий.

12.Методика выявления особенностей развития мотивов учения с помощью беседы

1. Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?

2. Что тебе нравится в школе? Что бы ты коте» делать в школе больше всего? З. А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?


4. Как ты думаешь, где лучше — в школе или в детском саду?

5. Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?

Оценка результатов:

высокий уровень — в школу хочет, мотивы связаны с положительным отношением к учению, возможностью приобретения новых знаний;

средний уровень — нравится в школе, но в объяснении отсутствует мотив познания;

низкий уровень- в школу где хочет, предпочитает оставаться в де-тском саду или дома.

Изучение представлений о школе

У ребенка на пороге школы уже сложились определенные представления о ней. Проверить, насколько точно ребенок ориентируется в ситуации школьного обучения, можно с помощью следующего небольшого теста незаконченных предложений. Необходимо закончить (продолжить) предложение.

1. Оценки бывают...

2. Школьники записывают домашнее задание в...

3. К учителю обращаются по...

4. На уроке поднимают руку, когда...

5. Перемена — это...

6. Урок начинается, когда...

7. Свои школьные принадлежности дети носят в...

8. У школьника есть дневник, а у учителя...

9. На каникулах ученики...

10. Стол, за которым в школе пишут, называется...

11. В классе учатся дети, возраст которых...

12. Я буду учиться в школе... лет.

13. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно...

14. Учитель пишет мелом задание на...

15. На уроке дети...

Если ребенок принципиально верно ответил на: 10-15 вопросов, то он хорошо осведомлен о школьных правилах.

6-9 вопросов — школьные правила известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу.

4-5 ребенок — недостаточно информирован о школе.

Изучение самооценки ребенка

Экспериментатор спрашивает, как ребенок себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колоннах протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, типа «нет» — в 0 баллов. Ответы «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий