Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль руководства, его виды и возможности применения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Стиль руководства, его виды и возможности применения
1.1. Понятия "лидерство", "власть" и "управление"
1.2. Понятие стиль руководства
1.3. Классификация стилей руководства
Глава 2. Практическое применение стилей руководства организацией
2.1. Практика применения стилей руководства в иностранных организациях
2.2. Практика применения стилей руководства в отечественных организациях
Введение
Менеджмент организации в современном мире решает широкий круг задач, включающий в себя определение путей развития бизнеса, обеспечение организации всеми необходимыми ресурсами, мотивация персонала и всех субъектов экономического процесса, контроль над реализацией всех решений и многие другие. Одной из таких задач для менеджмента является грамотная квалифицированная работа с управляющим персоналом и руководителями организации, которой зачастую уделяется не достаточно внимания.
Значимость руководителя в организации нельзя недооценивать. Те решения, которые принимаются управленцем, его компетенции и способности существенно влияют на все показатели организации. Принимая это во внимание, нужно точно понимать степень ответственности руководителя и осознанности его действий. Зачастую руководители осуществляют управление коллективом и бизнес-процессами по наитию, без привязки к научным и практическим достижениям менеджмента. В таких условиях очень важно разбираться в стилях управления, в особенностях и ситуациях их применения. Руководитель и любые менеджеры разных уровней должны четко понимать, почему и для чего они в этих конкретных обстоятельствах применяют тот или иной стиль управления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях выживание организации находится в прямой зависимости от того, как руководитель принимает решения, взаимодействует с сотрудниками и партнерами. При этом особенно важно, чтобы люди, занимающиеся менеджментом, понимали в какой ситуации нужно выбрать ту или иную стратегию руководства, то есть выбрать строго подходящий условиям стиль управления.
Итак, тема данной работы: выбор стиля руководства в организации. Её целью является рассмотрение особенностей и правил выбора стиля руководства в организации. Во время выполнения работы возникали и решались следующие задачи:
- Рассмотреть теоретических концепций, обосновывающих выбор стиля руководства на предприятия.
- Описать существующие виды стиля управления.
- Проанализировать практику применения различных стилей управления в зарубежных и российских компаниях.
- Выработать рекомендации по выбору стиля руководства организации для различных компаний с учетом экономической ситуации в России.
Объектом исследования являются стиль руководства в широком понимании, как психологический и социальный феномен. Предметом – подбор стиля управления для организации.
В работе применялись различные методы: исследование существующих источников, анализ понятия стиль управления, сравнение различных научных концепций, оценка эффективности различных видов стилей руководства.
Все учебники, использованные для написания данной работы, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации для студентов высших учебных заведений. Статьи, использованные в данной работе, размещены на профессиональных порталах, которые посвящены менеджменту, кадровому управлению на предприятии, бухгалтерскому учёту и экономике.
Важно понимать, что успешное и профессиональное руководство является существенным конкурентным преимуществом в борьбе за выживание организации в условиях экономического кризиса.
Глава 1. Стиль руководства, его виды и возможности применения
1.1. Понятия "лидерство", "власть" и "управление"
Для четкого понимания понятия "стиль руководства", которое включает в себя, как личностные качества руководителя, так и его объективные знания о менеджменте, необходимо определить такие понятия как "лидерство", "власть" и "управление". Таким образом, мы сможем разграничить, что из арсенала руководителя относится к управлению, а что к его психологическим возможностям.
Приведем несколько примеров определений понятия «Власть»:
1) «Власть – это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать влияние на поведение других людей»[1].
2) «Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей»[2].
Понятие «лидерство» также имеет различные определения и толкование среди ученых:
- «Лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей»[3]
- «Лидерство — это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей»[4].
- «Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»[5].
Чем же различаются между собой лидерство и власть? Одно из главных отличий – это совместимость целей. Для существования власти не требуется совместимость целей. Однако лидерству для успешной реализации требуется определенное соответствие между целями лидера и целями подчиненных. Также лидерство предполагает использование власти.
Как мы видим, в настоящее время существует огромное количество определений понятий «власть» и « лидерство». Эти понятия имеют различия. Во-первых, это совместимость целей. Во-вторых, власть возможна без лидерства, а лидерство без власти нет. Несмотря на близость понятий «власть» и «лидерство», они имеют под собой различные основы. По мнению ученых Дж. Френча и Б. Рейвена власть имеет пять различных основ: лидерские качества, принуждение, вознаграждение, закон, экспертные знания.
Следует также раскрыть понятие "управление":
«Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчинённые выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи»[6].
«Управление - это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления»[7].
«Управление - целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения её поведения в определенном направлении»[8].
В свою очередь управление от лидерства отличается тем, что лидерство, чаще всего, возникает естественно и направлено на различный круг лиц. Тогда как управление появляется в связи с организационной структурой предприятия и направлено только на тех людей, которые по своим рабочим обязанностям связаны с менеджером. При этом и управление, и лидерство опираются на властные отношения, которые основываются на разных основаниях: управление - организационная основа, лидерство - личностная.
При работе в организации грамотный руководитель не может полагаться только на ту власть, которая предоставлена ему занимаемой позицией, необходимо также развивать способности и умения, позволяющие занять и позицию лидера для подчиненных.
1.2. Понятие стиль руководства
Процесс управления состоит из таких взаимосвязанных элементов, как определение функций и целей руководства, стиль управления, обеспечение наиболее эффективного использования всех ресурсов предприятия, организации деятельности самих менеджеров. При этом стиль руководства соединяет все эти части в единое целое, создавая гармоничную систему.
В различных учебных пособиях и среди различных ученых понятия «стиль руководства» и «стиль управления» являются тождественными, поэтому далее мы будем оперировать обоими понятиями. В литературе выделяют следующие определения стиля управления:
Стиль управления – «это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным[9]».
«Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо»[10].
«Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера»[11].
Стиль работы руководителя представляет собой составную часть комплексной структуры менеджмента – «стиля управления как единства стилей различных видов управленческой деятельности»[12].
«Стиль управления как система может рассматриваться и в другом аспекте: как единство стилей разных видов управленческой деятельности, а именно стиля руководства, стиля исполнительской деятельности в аппарате управления организации (предприятия), стиля деятельности общественных органов управления»[13].
В учебнике «Основы менеджмента» А.К. Семенов и В.И. Набоков выделяют следующие условия, влияющие на выбор руководителем стиля управления:
- Сложная внутренняя и внешняя среда организация, которая уникальна для каждой ситуации.
- Переход от вертикальных связей и отношений в организациях, когда нельзя рассматривать сотрудника как элемент или деталь рабочего процесса, к горизонтальным.
- Каждый менеджер представляет собой личность с индивидуальным, только ему присущим набором качеств.
- Каждый управленец привык использовать именно для него удобный и предпочтительный набор методик.
- Любой руководитель владеет всем арсеналом методов современного менеджмента.
«В целом стиль руководителя опосредуется, прежде всего, индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента»[14]. Помимо этого на стиль управления оказывают влияние внешние экономико-социальные факторы, а также особенности предприятия.
При создании оптимального стиля руководства для определенной организации или ситуации необходимо опираться на её цели, реализуемые на данном этапе бизнес-процессов, на степень зрелости и компетентности сотрудников, на специфику сферы деятельности предприятия.
Изменение стиля руководства на предприятие может стать очень сложной задачей. При этом комплекс рабочих вопросов зависит напрямую от того, как именно осуществляется управление. В связи с этим важно менеджеру изначально быть готовым к тому, чтобы постепенно менять выбранный стиль управления, приспосабливая его к внешним и внутренним факторам.
1.3. Классификация стилей руководства
Большинство авторов учебников по менеджменту в России выделяют три основных стилей руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что все влияние, власть и ответственность сосредоточены в одних руках. Руководство само ставит все цели и задачи для организации и сотрудников, выбирает средства и методы их решения. Все коммуникационные потоки направлены сверху вниз: от менеджеров к подчиненным. Сильными сторонами такого стиля управления является быстрое принятие решений и ускоренная мобилизация ресурсов предприятия, а также эффективность работы в условиях кризиса. Слабыми сторонами этого стиля могут стать частые конфликтные ситуации среди сотрудников, тяжелая рабочая атмосфера, высокая ротация кадров и низкая мотивация сотрудников.
«Теоретики менеджмента назвали такой стиль теорией X, согласно которой: 1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; 2) у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; 3) больше всего люди хотят защищенности; 4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания»[15].
Автократы для принуждения сотрудников к работе могут использовать не только негативное подкрепление, но и вознаграждения. Последний метод помогает поддерживать более приятную атмосферу в коллективе.
Демократический стиль руководства основан на способности менеджера убедить и мотивировать своих подчиненных для эффективной работы. Сотрудники такого руководителя имеют больше свободы, могут сами выбирать способы и методы решения поставленных перед ними задач. Все возможные полномочия делегированы подчиненным, однако ключевые функции сохраняются за руководителем. Коммуникационные и информационные потоки направлены как по вертикали, так и по горизонтали. Руководитель является неотъемлемой частью коллектива, он советуется с подчиненными, прислушивается к их мнению по вопросам их компетенции. «Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами»[16].