Файл: Кабинет 214 Конспект урока по русскому языку Тема урока правописание частицы не с глаголами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: 30.04 ФИО учителя: Ходыкина М.Ю.

Школа: 152 ФИ студента: Уржанакова В.

Класс:Ф.И методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 214
Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «правописание частицы «не» с глаголами»

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: правила правописания частицы не с глаголами; глаголы-исключения.

  • уметь: обозначать орфограмму, графически объяснять выбор написаний, применять правила на правописание частицы не с глаголами;

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

  • проводить самооценку своих действий;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.



Приветствуют учителя.


Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный:учебный диалог.
Практический:

Словарная работа, работа в тетради.



5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Пропишите сочетание букв ЛлЛл каллиграфическим почерком.

– Начнем словарную работу.

- Прочитайте слово КОМАНДИР на доске

- что оно обозначает? КОМАНДИР

– Подберите

1) однокоренные слова

2)синонимы к слову «командир»

Составьте предложения с этим словом.

- Обозначьте орфограммы в слове командир.

- Прочитайте слово РАКЕТА на доске

- что оно обозначает? РАКЕТА

– Подберите

1) однокоренные слова

2)синонимы к слову «ракета»

Составьте предложения с этим словом.

- Обозначьте орфограммы в слове.

– подберите глагол к слову «командир».

- подберите глагол к слову «ракета»



Выполняют каллиграфичное письмо
1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

- команда, командирский, командующий, командовать.

- руководитель, начальник, военачальник.

-ракетоноситель, ракетостроение

- космический корабль, звездолет, космолет

Два ученика выходят к доске и записывают словарное слово с глаголом.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
П.: структурирование знаний.



III.Постановка учебной задачи
Словесный: учебный диалог.


3 мин

- Теперь внимательно посмотрите на доску. Я написала перед глаголом частицу «не». Что изменилось?

- Почему я поставила «не» в скобки?

- Как я должна написать «не» с этими глаголами?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.

- изменился смысл действия, оно стало отрицательной формы.
- мы еще не знаем, как писать частицу «не» с глаголами.

Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами»

Цели: научится писать частицу «не» с глаголами.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог, сказка на грамматическую тему.
Практический: работа в карточках.


Практический: Чтение и анализ правила

Практический: анализ языкового материала

15 мин

- Послушайте сказку.

Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!»

- Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!»

Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами:

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица «не» - красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей «не» пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения и сказки о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

- давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 124

- Прочитайте правило.

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

К ним нельзя поставить вопрос.

 Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает, (не) сидеть на печи.

Есть калачи - торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест

-Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.

– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

– Как написали эти слова, почему?

Воспринимают на слух

Воспринимают на слух

- глаголы с частицей «не» пишутся всегда раздельно!

Читают правило в учебнике

- раздельно

- служебная

Кто не работает- тот не ест

Не спеши языком – торопись делом

Есть калачи –не сидеть на печи


Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.


Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: частичное списывание, орфографический анализ.
Словесный: диалог.

Практический: списывание, лексический анализ, орфографический анализ.

5 мин

- Выполним №223 в учебнике. Прочитайте задание

- Почитайте стихотворение

- о чем оно?

- Выпишите глаголы с частицей «не».

- Как вы их напишете?
-Кто назовет изученные орфограммы в выделенных словах?

- Посмотрите на №224.

- Почитайте выражения.

- Объясните смысл первого выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Кто объяснить смыл второго выражения?
- есть ли в нем глагол с частицей «не»?
- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.
- Кто объяснить смыл третьего выражения?
- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Теперь прочитайте №225

- Кто громко и четко прочитает первую строчку, чтобы все слышали, как правильно нужно говорить.

- в каком времени стоят глаголы?

-что особенного у глаголов женского рода с частицей не?

- какое значение вносит частица не?
- Кто прочитает вторую строчку?

- Кто прочитает третью строчку?

- какой вывод мы можем сделать?

Читают задание
- о друге

Выписывают глаголы с частицей «не»

- напишем раздельно

- честен (честь)- проверяемый непроизносимый огласный;

-бесстрашен – удвоенный согласный;

- товарища – непроверяемая безударная гласная;

- гнезд (гнездо) – звонкая согласная на конце слова;

-подножках( ножной) – звонкая согласная в корне слова;

- чужого- сочетание чу, щу пишем с буквой у.
Читают выражения

Огонь – это опасно

- да

- пишем раздельно
Объясняют смысл выражения

Когда надо заканчивать разговоры, садиться за стол

- да
-пишем раздельно
Объясняют смысл выражения

Лучше меньше говорить, больше делать.

- да

-пишем раздельно
Читают глаголы с частицей «не» правильно устанавливая ударение

- в прошедшем

- ударение ставится на окончание, в остальных случаях частица забирает ударение на себя.

-придает высказыванию отрицательный смысл.

Нужно знать, ка произносятся глаголы с частицей «не»

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Динамическая пауза

1 мин

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.







VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

5 мин

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.
-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-В предложении глагол чаще всего бывает

-Назовите время глаголов.

-Назовите число глагола.

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

Слушают задание.

Выполняют работу самостоятельно

Выполняют самопроверку
Частица не с глаголами

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
П.: структурирование знаний.


VII.Включение в систему знаний


Словесный: чтение сказки.


Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

4 мин

- поиграем в игру «Выбери»

Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.

Пишите в строчку, через запятую.

Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!

Не _ хочу!

Упадёшь!

Не _ упаду!

Отойди!

Не _ отойду!

Приедешь?

Не _ приеду!

Придёшь?

Нет, не _ приду!

Услышишь?

Не _ услышу!

Найдёшь?

Нет, не _ найду!

Слезаешь?

Не _ слезаю!

Решишь?

Нет, не _ решу!

Мечтаешь?

Не _ мечтаю!

Молчишь?

Нет, не _ молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

– Проверим.

– У кого так же?

– Сколько глаголов выписали?

- как написали их?

-какая роль у частицы не?

- как можно назвать героя стихотворения?
-Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах .
1 группа.
Дети на листе фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.

НЕ разговаривать на уроке.

НЕ мешать своему соседу по парте.

НЕ рисовать на партах.

НЕ дергать девочек за косички.

НЕ жевать после звонка.

2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы.
_____________ (не) доходят.
____________ воли (не) давай.
__________ (не) ударял.
___________носа (не) подточит
Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар
3 группа .

Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)

2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)

3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)

4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)

5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)


Слушают задание


- раздельно, если это не исключение

Выполняют задание

(11).

- раздельно

- отрицание

- нехочуха
Слушают задание

Выполняют задание

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


VIII.Рефлексия деятельности
Словесный: беседа.
ответы на вопросы,
формулирование
выводов, самоанализ.

3 мин

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...

Было интересно ...

Было не понятно ...

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. №227

- Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами»

Цели: научится писать частицу «не» с глаголами.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.



К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.