Файл: Икт это обобщающее понятие, отражающее описание различных технических устройств, механизмов, способов, алгоритмов сбора, хранения и обработки информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время каждый субъект образовательного процесса находится под влиянием информационных потоков, требующих изучения, анализа и регламентирующих внедрение в образовательный процесс современных информацонно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех уровнях освоения образовательных программ (ОП).

ИКТ – это обобщающее понятие, отражающее описание различных технических устройств, механизмов, способов, алгоритмов сбора, хранения и обработки информации. С активным использованием информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе появляется возможность реализации научно-исследовательских, социально-образовательных проектов, появляется доступ к расширению границ информационно-коммуникационных компетенций.

Информационно-коммуникационная компетентность рассматривается нами как способность и готовность выпускника магистратуры осуществлять деятельность с использованием современных технологий, обеспечивающих качество реализации как федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), так и федеральных образовательных стандартов высшего образования.

В профессиональных образовательных организациях высшего образования все больше появляется программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что с переходом на систему «колледжа-бакалавриат – магистратура» первая ступень становится источником базовых знаний, а вторая и третья ступени обеспечивают освоение специальных профессиональных и научно-исследовательских знаний.

В процессе освоения студентами магистерских программ в области информационных и коммуникационных технологий наиболее часто приходится сталкиваться с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести: разный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями и программно-аппаратными средствами обучения (например, мультимедийное и интерактивное оборудование); существующие противоречия в ряде позиций между Федеральным образовательным стандартом высшего образования (в части сформулированных требований к результатам освоения программы магистратуры - компетенциям) и реальными задачами профессиональной деятельности на конкретном предприятии (с учетом совпадения видов профессиональной деятельности) и, соответственно, потребностями в овладении необходимых компетенций специалиста.


Наряду с перечисленными проблемами и противоречиями можно назвать отсутствие у магистрантов понимания того, каким образом можно использовать информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) в научно-исследовательской деятельности. Существенная доля выпускников магистеских программ, например педагогического направления, не применяет в своей педагогической практике мультимедийные презентационные материалы, электронные образовательные ресурсы и фонды оценочных средств, предусматривающие автоматизированную проверку результата, кроме того, сами преподаватели недостаточно уверенно обладают в достаточной мере необходимыми навыками уверенного пользователя персонального компьютера и сети Интернет. Препятствием в овладении информационно- коммуникационными технологиями может оказаться возраст обучающихся и различный опыт в профессиональной деятельности.

Магистратура – ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В нашем случае – это подготовка магистров по направлению 44.04.04 «Профессиональное обучение по отраслям». Обучение в магистратуре ориентировано на научно-исследовательскую деятельность, требующую серьезных аналитических, исследовательских и проектных навыков. Научно-исследовательская деятельность магистрантов направлена на проектирование методических разработок с целью внедрения их в образовательный процесс и получения нового знания. Объектами научного исследования являются педагогические системы, процессы; предметом исследования могут быть отдельные, значимые элементы, способы, связи, отношения в конкретной области педагогического объекта. Научно- исследовательская деятельность – важный процесс совершенствования интеллектуального и профессионального мастерства, поскольку педагог-исследователь более глубоко всматривается в сущность явлений, анализирует и строит перспективные линии их развития. Результаты исследований обучающиеся в магистратуре студенты представляют на конференциях, отчетах на кафедре и научно-методическом совете. В условиях современной образовательной организации среднего профессионального образования опыт и знания магистров обеспечат развитие исследовательских компетенций не только у студентов колледжа, но и педагогов системы СПО.



Анализ образовательных стандартов позволил сделать вывод, что использование ИКТ в процессе обучения магистрантов обусловливает формирование совокупности таких компетенций, как:

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде научного отчета, статьи, доклада, мультимедийных презентаций;

- способность анализировать и использовать различные источники информации для выполнения различных профессиональных задач;

- способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах;

- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности.

Вышеобозначенные компетенции формируются при реализации следующих условий:

– наличие мотивации как осознание факта, что применение ИКТ в образовательном процессе влияет на качество результатов;

– наличие ресурсов (компьютеры, современное программное обеспечение и т.д.);

– готовность и способность к применению ИКТ в образовательном процессе на основе сформированных компетенций.

В процессе реализации вышеобозначенных условий в учебные планы магистерских программ включены разработанные авторами дисциплины, целью которых является формирование готовности и способности будущих специалистов решать профессиональные задачи с использованием ИКТ.

Содержание дисциплины, посвященной информационно-коммуникационным технологиям, формируется в соответствии требованиям Федерального образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта педагога профессионального обучения.

При разработке содержания подобных дисциплин используется модульный принцип, где инвариантные модули посвящены информационным технологиям, позволяющим формировать информационную, коммуникационную и технологическую компетентности будущего специалиста, определяющих готовность и способность решать научно- исследовательские задачи. При разработке второй части модулей учитывается специфика профессиональных задач
, потребность обучающихся в освещении необходимых вопросов профессиональной деятельности.

Используемые методы и средства адекватны опыту, уровню и возможностям предприятий, на которых могут осуществлять профессиональную деятельность будущие педагоги профессионального обучения.

Кроме того, в образовательный процесс подготовки магистров как условие повышения мотивации внедряются интерактивные формы обучения, информационно-коммуникационные технологии, офлайн-семинары, вебинары, видеоконсультации, видео- лекции и др.

В части ресурсного обеспечения в университете установлены современные компьютерные программы, отвечающие требованиям работодателей, организаций и предприятий. Готовность и способность применения современных ИКТ формируются с учетом содержания практических и самостоятельных работ обучающихся.

На процесс подготовки магистров влияют не только внешние факторы, такие как повсеместная информатизация общества, необходимость качественной подготовки конкурентоспособных специалистов, но и то, что все больше образовательных организаций оснащаются современной компьютерной техникой, новейшим программным обеспечением, которые стимулируют к творчеству и совершенствованию профессионализма.