Файл: Организация воспитательной работы при реализации образовательной программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выступление на МО учителей иностранного языка

по теме «Организация воспитательной работы при реализации образовательной программы».

Как мы знаем, с 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.

Рабочие программы всех предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Место воспитательного компонента в обучении иностранным языкам можно определить из содержания, целей и задач обучения.

Основным содержанием обучения иностранным языкам являются следующие положения:

I.Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность учащегося, формирует у обучаемого широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.

II.Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся.

III.Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка активизирует работу памяти, мышления и других высших психических функций и тем самым способствует умственному развитию студентов.

IV.Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учащихся.

V.Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющнго иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.


Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачи развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности учащегося. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

Мы рассматриваем более подробно лишь первый компонент, а именно: воспитательный, цели которого заключается в следующем:

• · в формировании у учащихся уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

• · в воспитании культуры общения;

• · в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

• · в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.

Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «иностранный язык» уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества.

Преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком культуру личности учащихся в единстве, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности обучающихся (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.).



Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний. В этой связи объективно необходимы:

- ориентация воспитания в процессе изучения иностранного языка на общечеловеческие духовные ценности, лучшие национально-региональные и международные культурные традиции,

- использование воспитательно-педагогического потенциала произведений искусства;

- поиск наиболее эффективных средств повышения эффективности нравственно-эстетической воспитанности школьников, адекватных их возрастным и социально-психологическим особенностям.

На уроке иностранного языка я, как учитель иностранного языка, имею возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них я выделяю такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Основная сложность состоит в том, что очень часто дети не понимают, о чем идет речь, т.к. не знакомы с этим понятием на русском языке.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому».


При изучении ИЯ происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, и других российских городов, осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Одно из наиболее эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка.

На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета с воспитанниками совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Англии, просматриваем фильмы или театральные постановки на иностранном языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с
удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Так во время работы с шестыми классами в процессе изучения темы «Еда и напитки» я предлагаю обучающимся фильм на английском языке о питании в японских школах. Ребята с удивлением отмечают, что дети здороваются и благодарят друг друга на каждом шагу, выращивают продукты для школьной столовой, едят в классном кабинете, дети сами производят уборку помещений, в которых они находятся, таким образом, я затрагиваю вопросы трудового воспитания, этикета общения. Очень с большим интересом дети наблюдали за тем, как японские школьники моют руки перед едой, а дежурные проверяют чистоту рук, чистят зубы после еды –вопросы чистоты и гигиены. Активное использование ресурсов Российской электронной школы, Учи.ру, интерактивными тетрадями Skysmart также способствуют эффективности реализации воспитательных задач в процессе обучения английскому языку.

Успешно выполняют проекты и создают презентации, проекты на различные такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур.

Использование интерактивной доски в учебном процессе дает возможность учащимся быть «соучастниками» урока. Ученики не только выполняют различные упражнения на доске, но и создают задания самостоятельно, контролируют качество выполнения. Подобные уроки способствуют проявлению инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательным, интересным и эффективным.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности, что предмет английского языка обладает огромным воспитательным потенциалом. Соблюдая принципы ФГОС, следуя компетентностному подходу, учитель имеет все возможности всесторонне развивать личность ученика.