ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие по теме №1
«ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ТЕКСТА»
1. Какие средства связи между отдельными предложениями в пределах связного текста представлены в приведенных примерах?
-
Некоторые химические вещества обладают способностью светиться. Так, например, в пучке лучей солнца светятся кислый хинин и эскулин. -
Опыт показал, что в состав воздуха входят кислород, азот, углекислый газ и некоторые другие вещества. Значит, воздух не есть простое элементарное вещество. -
Для любой глубины средняя температура есть величина постоянная. Следовательно, А0 и есть средняя температура неизменного слоя. -
Эмоциональное состояние говорящего определяет также интонацию, использование частиц, междометий и т.д. Таким образом, разная степень эмоциональной окраски сообщения, определяет в известной мере наличие наглядно-чувственных образов и степень логической и грамматической членимости предложения.
2. Прочитайте текст. Определите тип связи, использованный в данных предложениях. Скажите, какие конструкции обеспечивают последовательность и связность изложения мыслей.
Для написания и понимания научного текста важны все его компоненты, но особого внимания заслуживает формулирование заголовка. Заголовок (название) научного текста - это особая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков: название общего характера; название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики; названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса. При создании и оформлении заголовков следует учитывать некоторые рекомендации.
Заголовок не должен сокращать или расширять объём информации, которая заключена в тексте. Заголовки разделов, глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Заголовок не должен включать избыточные слова; общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту; узкоспециальные и своеязычные (А.А.Реформатский) термины; сокращённые слова и условные обозначения; химические, физические и технические формулы. К тому же, в заголовках не допускаются
переносы слов. Точку в конце заголовка не ставят. (По материалам учебной литературы).
3.Прочитайте заголовки. Определите, какие тексты они называют: собственно научные, научно-популярные, учебно-научные и пр. Аргументируйте свой ответ.
«Фотосинтез», «Теория рациональных ожиданий», «Минералы», «Развитие отечественной металлургии», «Сложноподчиненное предложение», «Мост в науку», «Тепловое расширение твердых тел», «Экос – значит «дом», «К вопросу формирования «языковой компетенции», «Прочность», «Ученый и его школа», «Третий закон Ньютона».
4. Прочитайте текст. Определите тему текста, дайте тексту заголовок. Определите, к какому стилю он относится. Перескажите текст.
Одним и важных признаков (качеств, свойств) научного текста считается логичность. Согласуясь с этой особенностью, все части научного текста должны быть жёстко взаимосвязаны тематически, по смыслу; они должны быть объединены последовательно, выводы должны вытекать из фактов, излагаемых в тексте. С точки зрения лингвистической это осуществляется типичными средствами. Одним из наиболее распространенных способов связи предложений является соединение рядом стоящих предложений при помощи повторяющихся существительных (лексический повтор).
Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями предложения или между предложениями внутри абзаца описываются при помощи конструкций: ввиду того что (этого), в силу того что, в результате, вследствие чего, следовательно, в связи с чем, поскольку, в таком случае, следовательно и под. Если необходимо сопоставить или противопоставить некие информационные блоки, рекомендуется оформлять это с помощью таких средств: с одной (другой) стороны; наоборот, напротив, но, хотя, однако, а; не только, но и: так же; в противовес сказанному и другие. Обобщение, вывод формулируются с использованием следующих вводных конструкций: итак, следовательно, таким образом, словом, вообще говоря, из этого следует... На последовательность указывают вводные слова сначала, прежде всего, потом, далее; во-первых, во-вторых, наконец и т.д. Пояснения, иллюстрации, уточнения, выделение частного случая осуществляются введением в текст конструкций: например, так, к примеру, только, лишь, особенно, в частности, причём. Для введения обобщающей информации используются такие, к примеру, конструкции: рассмотрим следующие случаи, приведём пример, рассмотрим, сравним.
5. Прочитайте текст. Определите, какие средства используются составителями для объединения данных предложений в единый текст. Скажите, что такое ключевые слова?
Ключевые слова
Одним из наиболее актуальных способов представления научного текста являются ключевые слова ( КС). Увеличивающийся информационный поток делает необходимым... поиск наиболее оптимальных средств, облегчающих доступ к важной информации, закодированной в данном тексте.
Известно, что главные смыслы текста содержатся вопределенных словах, словосочетаниях, конструкциях. Слова, определяющие содержание текста и являющиеся носителями его основного смысла, называют ключевыми. Ключевые слова – наиболее значимые и существенные лексические единицы, необходимые для понимания содержания текста, вычленения основной информации. Именно они имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, являются опорными при составлении плана текста, определении микротем. В части организации поисковых систем ключевые слова также очень важны, поскольку именно несколько этих базовых лексических единиц являются теми смысловыми вехами, с помощью которых поисковая система понимает, о чем идет речь в искомом материале. Она воспринимает тот запрос, в соответствии с которым следует выводить статью в качестве результата поиска.
Как же определить, какие слова являются ключевыми? Существуют определенные признаки ключевых слов.
-
Частотность, повторяемость в данном тексте; -
семантическая близость к теме текста (это могут быть синонимы, родовидовые конструкции, слова, словосочетания);
3) информационная насыщенность (слова, передающие максимум информации на минимальном пространстве; иными словами, это, в первую очередь, термины).
Научный текст очень нелегко понять. Обычно научный текст рассчитан на восприятие подготовленного человека. Для точного и правильного понимания текста необходимы действия многих составляющих, одним из которых является следующий процесс: текст сворачивается в объёме в некий «кокон» и хранится в долговременной памяти человека, воспринимающего текст в виде набора ключевых слов. Добавим, что в зависимости от объёма воспринимаемого текста список ключевых слов и словосочетаний может составлять 5-10 единиц.
(По материалам статьи: Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции
в научном тексте. Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение// 2009, С. 277 - 285.)
6. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, приведите доказательства. Найдите ключевые слова текста. Определите, каким образом предложения объединены в единый текст.
Множество квадратов состоит из четырехугольников, обладающих следующими свойствами: все стороны каждого из этих четырехугольников равны между собой и, по крайней мере, один из углов такого четырехугольника прямой. Множество сфер состоит из замкнутых поверхностей, каждая из которых обладает следующим свойством: все точки этой поверхности находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, называемой центром сферы. Определение приведенных выше в виде примеров бесконечных множеств (множества четных чисел, множества квадратов, множества сфер) по существу сводилось к выделению их из других, более общих множеств (множества целых чисел, множества четырехугольников, множества поверхностей). Это выделение одних множеств из других, более общих, производилось на основании следующего критерия: элементы выделенного множества должны были обладать некоторыми специфическими свойствами (делиться на 2, иметь равные стороны и прямой угол и т. д.), которыми обладают не все элементы более общего множества. (По Л. И. Бабушкину)
7. Определите функционально-смысловой тип речи, к которому относится данный текст. Свою точку зрения аргументируйте.
Явления на границе жидкость – газ
Произведем несколько опытов. Поместим на стеклянную пластинку настолько малую каплю ртути, что вес ее не будет играть заметной роли. Мы заметим, что капелька примет форму шара. Раздавим ее второй пластинкой в плоскую лепешку. Если снять верхнюю пластинку, капелька вновь примет форму шара. Впустим каплю анилина в раствор поваренной соли такой крепости, чтобы анилин не тонул и не всплывал. В этом случае вес анилина не имеет значения, так как он уравновешен выталкивающей силой раствора. Мы увидим, что капля анилина тоже примет форму шара. Поместим в пламя спиртовой или газовой горелки тонкий острый обломок стеклянной трубки и расплавим его, жидкое стекло приобретает округлую форму. (
По Н. Л. Глинке)
8. Определите тему текста. Дайте тексту заголовок, определите основные микротемы, выделив абзацы. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Аргументируйте свою точку зрения.
Мы часто наблюдаем падение различных тел на землю. При падении тел происходит уменьшение их скорости, особенно если падают очень легкие тела. Это происходит потому, что воздух препятствует движению тела, уменьшая его скорость. А как происходит падение тел при отсутствии воздуха, то есть в вакууме? Проделаем такой опыт. Возьмем стеклянную трубку, поместим в нее кусочек свинца и легкое перышко, выкачаем из трубки воздух. Мы увидим, что тела в вакууме падают одинаково. Это так называемое свободное падение тел. Но если мы впустим в трубку немного воздуха, то перышко и свинец будут падать по-разному. Изучая падение тел, физики установили, что высота падения тел пропорциональна квадрату времени падения. Следовательно, падение есть равноускоренное движение (если воздух не мешает сильно движению). Иначе говоря, падение тел есть движение с постоянным, одинаковым для всех тел ускорением, которое направлено вниз. Как движется тело, брошенное вертикально вверх? Опыт показывает, что в этом случае тело движется равнозамедленно, но с тем же ускорением, с которым тело падает вниз. Итак, тела, брошенные вблизи поверхности Земли, движутся с одним тем же ускорением. Ускорение свободного падения всегда обозначают буквой g. Измерения показали, что в разных местах Земли ускорение свободного падения неодинаково. Самое большое ускорение – на полюсах, самое маленькое – на экваторе. При расчетах движения падающих тел, брошенных вертикалью вверх, ускорение принято считать равным 9,8 м/сек2.
9. Прочитайте текст. Скажите, какие типы предложений использованы в этом тексте, приведите примеры. Объясните, какие средства использованы для объединения отдельных предложений в единый текст. Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста. Определите функционально-смысловой тип текста. Свою точку зрения аргументируйте.
Механическая работа
Первый вопрос, который мы будем рассматривать – это вопрос о том, в каком случае совершается работа, то есть когда мы считаем