Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ( на примере ЗАО “Тандер”).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности компании
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер»
3.1. Оценка собственной конкурентной позиции на рынке
3.2 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер»
Миссия компании: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».
Цель компании: «Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей».
Сеть магазинов «Магнит» - ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. Компания работает для роста благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей со всяким уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики. Цель компании - работать для покупателей, сокращать их расходы на приобретение товаров отменного качества, что с успехом воплощается в продуктовом направлении.
2.2 Анализ хозяйственной деятельности компании
ЗАО «Тандер» занимает лидирующие позиции в розничной торговле.
На сегодняшний день данное предприятие, чтобы быть конкурентоспособным, развивает основные направления в работе. Рассмотрим самые главные и приоритетные.
1. Формирование мульти форматного бизнеса - реализация стратегического решения развивать дополнительный формат гипермаркета позволяет ЗАО «Тандер» проводить более глубокую сегментацию имеющихся рынков и рассматривать в качестве потенциальных покупателей население с разным уровнем доходов. Кроме того, ценовая политика компании позволяет ей конкурировать с открытыми рынками, рассматривая в качестве целевой аудитории население с доходами ниже среднего уровня.
2. Широкое присутствие в регионах - ЗАО «Тандер» располагает значительным опытом работы в регионах: наблюдавшийся за последние года впечатляющий рост оборотов компании стал результатом реализации стратегии экспансии в города с населением менее 500 тыс. жителей. В ближайшем будущем именно в таких регионах ожидается максимальный рост потребительского спроса, что создает благоприятные условия для среднесрочной динамики бизнеса компании.
3. Крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть в РФ - по количеству магазинов ЗАО «Тандер» занимает первое место в России, что благоприятно отражается на сотрудничестве с крупнейшими производителями напитков и продуктов питания, которые продвигают свои товары на региональные рынки, что приведёт к увеличению рентабельности бизнеса.
4. Узнаваемый брэнд - по исследованиям независимых экспертов российские покупатели уделяют немалое внимание наличию брэнда при покупке товаров и продуктов питания. Таким образом, широкая сеть магазинов, объединенная под брэндом «Магнит», позволяет ЗАО «Тандер» укрепить свои позиции в занимаемой рыночной нише.
5. Эффективная и развитая система логистики, наличие распределительных центров и собственного автопарка позволяет ЗАО «Тандер» осуществлять жесткий контроль над накладными расходами. Использование распределительных центров разрешает снижать закупочные цены, а также нагрузку на магазины при приеме товара, что в конечном итоге содействует более рациональной организации бизнеса. [15]
Рассмотрим подробнее ассортимент компании.
«Магнит» - сеть, ориентированная на посетителей с различным уровнем дохода, поэтому предусмотрены четыре формата магазинов: семейный, гипермаркет, «у дома» и магазин косметики. В магазинах и гипермаркетах представлен разнообразный ассортимент продукции, состоящей из потребительских и промышленных товаров и реализуемой для всей семьи. Ассортимент подобран так, чтобы, не теряя лишнего времени, в среднем за полчаса, покупатель мог найти все необходимые товары повседневного спроса: продукты питания, средства гигиены, бытовую химию и т. д. Согласно быстро меняющимся вкусам и потребностям клиентов в сети предусмотрено постоянное развитие ассортимента товаров и услуг.
Мнения многих покупателей в отношении магазинов сети «Магнит», отзывы сотрудников весьма разнообразны. Некоторые клиенты отмечают, что в магазинах сети достаточно широкий ассортимент и порой можно встретить товар, которого нет в наличии в остальных предприятиях торговли. Другие же считают, что ассортимент всех товаров ограничен и отмечают низкое качество скоропортящихся продуктов. Между тем, через сеть реализуются более 600 частных марок продукции. Для совершенствования ассортимента полуфабрикатов и готовых блюд в сети действуют собственные перерабатывающие цеха.
Рассмотрим организационную структуру и структуру управления данной компании. Управление "Магнит» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и его Уставом.
Задачи торговой компании подразделяются на четыре категории: стратегический менеджмент, управление товаром, управление магазинами и финансовый менеджмент. За надлежащее выполнение каждого типа задач отвечают отдельные менеджеры.
Предприятием разрабатывается бизнес-план, в котором содержится информация о деятельности на текущий финансовый год. Разрабатывается стратегия, рассчитываются планируемые доходы и расходы, источники поступления денежных средств, рынок сбыта продукции, распределение кредитных ресурсов и ожидаемой прибыли.
Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Высшим органом управления ЗАО «Тандер» является Общее собрание акционеров, к исключительной компетенции которого относится избрание членов правления и членов контрольного совета. Единственным акционером ЗАО «Тандер» является ОАО «Магнит». Члены Совета директоров избираются годовым Общим собранием акционеров сроком на один год. Лица, избранные в состав Совета директоров могут переизбираться любое количество раз.
Проанализируем ценовую стратегию ЗАО «Тандер». На предприятии ЗАО "Тандер" применяется следующая методика ценообразования. Затратный метод ценообразования предполагает расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам реализации некой определенной величины. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую фирма надеется получить. [15]
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования для магазина "Магнит" относят:
1) снижение ценовой конкуренции - этим методом пользуется большинство фирм отрасли продажи продовольственных товаров, их цены будут похожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму;
2) равенство покупателей и продавцов - при высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.
Также имеют место некоторые элементы позиционирования и активного влияния на ощущаемую потребителем ценность товара. Товар, которым торгует данное предприятие, позиционируется как товар по "справедливой цене". После определения цены на основе затрат применяется метод с ориентацией на конкурентов, а именно метод следования за рыночными ценами. При этом цена редактируется под цены конкурентов. Предприятие устанавливает цены примерно на таком же уровне, как и у конкурентов. Из-за существования зоны ценовой нечувствительности цены всё же отличаются на несколько процентов (1-5%) без видимого влияния на величину спроса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на предприятии ЗАО "Тандер" используются одновременно 2 метода ценообразования: метод полных издержек и метод следования за рыночными ценами.
Нарастающая конкуренция между сетями и борьба за покупателя непременно побуждает ритейлы запускать борьбу за низкие цены. В сети «Магнит» серьезная и кропотливая работа по исключению посредников из цепи поставок. С производителями товаров происходила процедура переговоров о снижении закупочных цен и корректировалась система маркетинговых отчислений при продаже товаров по акциям. Необходимо сказать, что сегодня поставщики товаров уже не играют в данном случае большой роли и не диктуют свои условия торговой сети. По сути,сеть и является механизмом регулирования ценообразования.
Магнит имеет в России статус крупнейшей сети по числу магазинов и количеству покупателей которые в эти магазины приходят, это позволяет компании эффективно работать с поставщиками, и при этом получать максимально выгодные условия закупок.
Для поставки продукции ЗАО «Тандер» тщательно выбирает поставщиков по таким основным характеристикам, как: квалифицированный персонал; хорошие рекомендации; качественный товар; цены близкие к ценам производителей; товар доставляется транспортом поставщика; быстрая и временная доставка товара.
В результате анализа текущей конкурентной рыночной среды ЗАО «Тандер» четко определяются основные ключевые факторы успеха, которые формируют ей устойчивые конкурентные преимущества, такие как: снижение потерь; лояльность и долгосрочные отношения с покупателями; продуктивные отношения с поставщиками; современные информационные системы управления; удобное расположение магазинов; высокая квалификация персонала и первых лиц компании; возможность использовать крупные финансовые ресурсы.
Рассмотрим товарную и сбытовую стратегию данной компании. Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстро оборачивающиеся товары ежедневного спроса с раскрученными брендами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию на рынке.
Прозрачность информации по учету и движению продукции и товаров является одним из важнейших факторов в организации сбытовой деятельности ЗАО «Тандер» и службы сбыта в первую очередь. [15]
Наростаяющая конкуренция вынуждает розничные торговые предприятия концентрировать свое внимание на создании конкурентных преимуществ торговой площадки, её индивидуальности; появляется необходимость тщательного изучения всех рычагов и методов воздействия на покупателя с целью привлечения его в свой магазин и улучшения уровня сбыта продукции.
Коммерческая деятельность ЗАО "Тандер" по сбыту продукции начинается с координации интересов магазина с требованиями рынка и покупателя. Для этого предприятие ежегодно проводит анализ и определяет структуру спроса покупателей, анализ рынка по следующим направлениям:
- изучение товара;
- определение потенциала и емкости рынка;
- анализ конъюнктуры рынка;
- изучение потребителей и сегментация рынка;
- анализ деятельности конкурентов;
- изучение основных форм и методов сыта товаров.
Как правило, сбыт рассматривается как комплекс мероприятий, которые начинаются с момента выхода продукции и покупкой ее магазином до передачи ее потребителю. Следовательно, успешность управления сбытом фирмы во многом будет определяться использованием различных средств учета, контроля и движения продукции и поступающих финансовых средств по ее оплате.
Пытаясь создать нужный образ магазина и привлечь покупателей, ЗАО "Тандер" как часть сети "Магнит" уделяет большое внимания разным видам маркетинговых коммуникаций.
Для привлечения покупателей в маркетинге сети "Магнит" рассматриваются рекламные коммуникации и стимулирование сбыта. Это два тесно взаимосвязанных средства сообщения потенциальным и уже имеющимся покупателям о товарах и услугах, цель которых убедить их совершить покупку.
В целях реализации сбытовой политики сети "Магнит" ЗАО "Тандер", как розничное торговое предприятие использует следующие рекламные коммуникации и способы стимулирования сбыта:
- реклама в СМИ на телевидении, радио, в местных и региональных периодических изданиях;
- местная реклама - каталоги, брошюры, рекламные листки на полках магазинов;
- купоны магазинов розничной торговли;
- местная наружная реклама (щиты, плакаты, указатели);
- выкладка товаров на полках и в витринах магазинов;
- специальные цены на дисплеях;
- проведение всевозможных мероприятий в магазинах.
Разберем детальнее преимущества и недостатки гипермаркетов сети «Магнит» в соответствии с отзывами потребителей.
Среди магазинов любой торговой сети есть прибыльные и отстающие. Во многом успешность предприятия торговли зависит от сплоченности коллектива и профессионализма руководства. Торговая сеть «Магнит», как и любая другая организация, имеет свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки деятельности компании ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит»)
Преимущества «Магнита» среди других сетей по мнению клиентов и сотрудников |
Недостатки сети «Магнит» |
Доступный уровень цен. |
Ассортимент многих товаров весьма ограничен. |
Качественные продукты. |
Плохое качество некоторых товарных категорий. |
Можно купить товар, которого нет в других магазинах. |
Часто большие очереди на кассах, низкое качество обслуживания. |
Интересные акции, осуществляемые регулярно. |
Проблемы с безналичным расчетом. |