Файл: Анатомофизиологические особенности ребенка периода новорожденности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изменении положения тела, поэтому число дыхательных движений и частоту сердечных сокращений у новорожденного ребенка лучше определять в состоянии покоя, когда он спит. Артериальное давление у новорожденных детей ниже, чем у взрослого: систолическое — 70-75 мм рт.ст., диастолическое составляет 2/3систолического.

Пищеварительная система

Пищеварительная система также является незрелой и анатомически, и функционально. К числу таких особенностей можно отнести:

тонкую, сухую, легкоранимую слизистую оболочку;

подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки и богато снабженный кровеносными сосудами;

недостаточное развитие мышечной и эластической ткани;

низкую секреторную активность железистой ткани.

Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний. Строение полости рта новорожденного приспособлено к процессу сосания, посредством которого новорожденный ребенок получает пищу.

Короткий пищевод ( всего 10 — 12 см), а также слаборазвитый мышечный слой его и желудка создают условия для срыгивания пищи.

Первые 2-3 дня у новорожденного ребенка стул бывает темным, липким и без запаха (меконий, первородный кал), который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни. Через 3-4 дня стул становится переходным и имеет вид зеленовато-коричневых водянистых выделений со слизью. В дальнейшем стул приобретает гомогенность, кашицеобразную консистенцию, становится светло-коричневым. Частота его колеблется от 2 до 6 раз в сутки, внешний вид может изменяться в зависимости от состава грудного молока. При искусственном вскармливании нормой считается дефекация и 1 раз в сутки. Частым явлением в этом периоде жизни бывает метеоризм, вздутие кишечника, что может стать причиной беспокойства ребенка и его окружения.

Мочевая система

Мочевая система. В первый день жизни однократно может выделиться 2 мл мочи, в последующем с каждым днем мочи выделяется все больше и больше (60-140-200 мл, к концу 1-го месяца — 330 мл), а количество мочеиспусканий может достигать 6-10 и даже 25 за сутки. Количество мочи и частота мочеиспусканий у новорожденного ребенка подвержены большим колебаниям и зависят от количества выпитой жидкости, температуры воздуха и т.д. Считается, что шестикратное мочеиспускание в течение суток является признаком достаточного поступления в организм жидкости. Помня о легкой ранимости кожи новорожденного, следует обеспечивать аккуратный и тщательный уход за кожей вокруг анального отверстия и мочеполовых органов, включая складки кожи.


Кровеносная система

Кровеносная система. Общее количество крови у новорожденного не является постоянной величиной и зависит от его массы, времени перевязки пуповины, доношенности и зрелости ребенка. В среднем количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела новорожденного ребенка, составляет 140-150 мл. Состав периферической крови уже в первые дни после рождения значительно меняется. Так, сразу после рождения в крови содержится большое количество эритроцитов, соответственно отмечается и повышенное содержание гемоглобина. Уже через несколько часов содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается еще больше, а с конца первых — начала вторых суток жизни вследствие распада эритроцитов наблюдается снижение содержания и эритроцитов, и гемоглобина, что обусловливает появление физиологической желтухи.

Имеются отличия от крови взрослого и в количестве лейкоцитов, а также в лейкоцитарной формуле. В первые часы внеутробной жизни количество лейкоцитов нарастает, а со 2-5-го дня жизни — уменьшается.

Система анализаторов

Система анализаторов. Развитие глаза и зрительного анализатора к моменту рождения ребенка еще не завершено, для окончательного их формирования необходима стимуляция световым раздражителем.

В первые часы и дни жизни для новорожденного характерна значительная дальнозоркость (гиперметропия). Острота зрения низкая. Световая чувствительность имеется сразу после рождения, но в течение первых примерно 3 недель отмечается светобоязнь, что связано с процессами адаптации глаза к условиям внеутробного существования, поэтому значительную часть времени глаза новорожденного закрыты, зрачки сужены. Но уже в возрасте 2 недель может возникать преходящая фиксация взора. Примерно с 3-недельного возраста ребенок начинает достаточно устойчиво фиксировать взгляд обоими глазами на неподвижных предметах и в течение непродолжительного времени следить за движущимися.

К моменту рождения орган слуха морфологически достаточно развит, но наружный слуховой проход короткий . К моменту рождения ребенок слышит, но в силу незрелости слухового анализатора не всегда реагирует на звук, особенно слабый (до 12 дБ). Функцию слухового анализатора у новорожденного можно проверить по ответной реакции ребенка на громкий голос, хлопок, шум погремушки, при этом необходимо, чтобы ребенок не видел источник звука. Слышащий ребенок реагирует на звук смыканием век, стремлением повернуть голову в сторону источника звука, иногда двигательным беспокойством, которое может проявляться гримасой плача,

сосательными движениями, открыванием рта.

Обоняние

Обоняние к моменту рождения хорошо развито, обонятельные рецепторы воспринимают запах сразу после рождения, новорожденный ребенок реагирует на сильные запахи изменениями пульса и дыхания, мимикой, однако дифференцировать приятные и неприятные запахи он еще не может.

Вкусовой анализатор

Вкусовой анализатор у новорожденного ребенка развит хорошо, порог вкусовых ощущений выше, чем у взрослого человека, за счет того, что вкусовые рецепторы занимают значительно большую площадь по сравнению со взрослым: они занимают весь язык, включая нижнюю поверхность его кончика, твердое небо, слизистую оболочку губ и щечных поверхностей ротовой полости. Новорожденный ребенок хорошо различает сладкое, реагируя на него успокоением, сосательными движениями; но соленое, горькое, кислое вызывают у него отрицательную реакцию, проявляющуюся гримасой неудовольствия, закрыванием глаз, общим беспокойством.

Выводы по Главе 1

В первой главе данной работы мы изучили особенности периода новорожденного, включая понятие новорожденного и его признаки. В этой главе также рассмотрели анатомо-физиологические особенности ребенка в период новорожденности, включая особенности пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

В результате изучения анатомо-физиологических особенностей ребенка периода новорожденности, можно сделать вывод, что этот период является особенным и требует особого внимания со стороны медицинских работников и родителей. Важно понимать, что новорожденный ребенок нуждается в особом уходе и внимании, так как его организм только начинает адаптироваться к внешней среде и продолжает развиваться.

Анатомические и физиологические особенности ребенка периода новорожденности являются ключевыми факторами, влияющими на его здоровье и развитие. Понимание этих особенностей позволяет родителям и медицинским работникам правильно оценить состояние ребенка и предпринимать необходимые меры для поддержания его здоровья.

Глава 2. Особенности ухода за новорожденным


2.1. Сестринский уход в период новорожденности




Сестринский уход за новорожденными осуществляется подготовленным персоналом. Медсестра по уходу должна знать следующие вопросы, относящиеся к этому периоду:

  • Особенности строения основных систем и органов ребенка, которые помогают ему адаптироваться к условиям жизни.

  • Особенности диагностирования уровня зрения и слуха ребенка, его психомоторного развития.

  • Особенности развития новорожденного, его оценка, виды физических отклонений, которые могут быть выявлены у новорожденных в первый месяц жизни.

  • Принципы и техника грудного вскармливания, его значение для нормального развития ребенка и формирования систем организма.

  • Способы замены грудного кормления при невозможности его осуществления.

  • Нарушения в питании ребенка.

Сестринский уход за здоровым новорожденным включает в себя оценку состояния его кожных покровов и слизистых оболочек. Медсестра также должна знать о функциях кожи и правилам ухода за ней. Особенности развития желудочно-кишечного тракта ребенка в первый месяц жизни, возможные отклонения и принципы ухода.

Гигиена кожи ребенка необходима не только для того, чтобы содержать кожные покровы ребенка в чистоте – правильный уход позволяет избежать развития опасных для неокрепшего организма инфекций. Медицинская сестра должна знать, какие факторы влияют на состояние кожи и слизистых оболочек ребенка: частое применение подгузников и пеленок, под которыми возникает теплая и влажная среда. Это приводит к водному и кислотному дисбалансу, раздражениям, повышает бактериальную активность; сильное трение между одеждой или памперсами и кожей, которое увеличивается, когда кожа влажная; частое протирание кожных покровов; недостаточный приток воздуха к коже ребенка; нарушение состояния кожи из-за воздействия фекалий, мочи и жидкости. Для того, чтобы у ребенка была здоровая и чистая кожа необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Избегать контакта кожи ребенка с фекалиями и мочой. Предотвращать воздействие механических и физических факторов на кожу (влаги, трения, попадания на нее солнечных лучей).

  2. Исключить средства, которые могут раздражать кожу и делать ее чувствительной.

  3. Обеспечить возможность грудного вскармливания.

  4. Обеспечить приток воздуха к ягодицам.

Так, сестринский уход за новорожденными включает в себя ежедневный осмотр области ягодиц ребенка, подмышечных впадин. Особое внимание медсестра уделяет местам, подверженным возникновению гнойничков и опрелостей. При появлении раздражения, сухости или красноты пораженные места смазывают стерильным растительным маслом (подсолнечным, вазелиновым и специальным детским). Выбирая средства по уходу за кожей останавливаться следует на тех, которые содержат минимальное количество отдушек и ароматизаторов. В противном случае они могут вызвать дерматит и аллергию.


Сестринский уход за здоровым новорожденным включает в себя регулярное купание. Начинать купать ребенка при отсутствии патологий рекомендуют сразу после выписки. Поэтому медсестра должна объяснить матери, как организовать процедуру безопасного купания: для купания подходит температура воды 37 °С и температура воздуха около 20-24 °С; в первые дни, до заживления ранки в пупке рекомендуют подбирать температуру воды не более 37-37,5°С; перед началом процедуры нужно подготовить подогретое полотенце или другие вещи, в которые можно будет укутать ребенка; купать ребенка в первые дни жизни рекомендуется помощь медсестры или второго взрослого. Сама техника купания состоит из нескольких этапов: крепко придерживая ребенка за руки и под ягодицами его медленно опускают в воду; голова ребенка располагается на согнутой руке матери; купание происходит по принципу «сверху вниз»; в последнюю очередь моют голову ребенка; мальчикам сначала моют половые органы, а затем область заднего прохода; следует избегать интенсивного трения, т.к. возможно повреждение кожи; естественные складки кожи аккуратно промывают. В завершение проводят ополаскивание в чистой теплой воде. С целью легкого закаливания ребенка температура воды может быть 36 °С. На всю процедуру отводится не более 10-15 минут, при этом медсестра или мать должна ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на процедуру.

Осуществляя сестринский уход за здоровым новорожденным, особое внимание необходимо уделять пупочной ранке. У здорового ребенка она имеет следующие признаки: края ранки сомкнуты, сама ранка визуально сокращена; в норме допустимы серозные выделения и сукровицы, которые требуют тщательного туалета ранки; в норме края ранки не отличаются по цвету от остальной кожи. Обрабатывать пупочную ранку следует не чаще одного раза в сутки в течение 10 дней. Для этого применяются такие средства, как перманганат калия 5%, зеленка 1%, перекись водорода 3%. При этом не нужно пытаться оторвать «корочку», т.к. под ней активно идет заживление краев ранки. Перед обработкой ранки медсестра моет руки, затем обмакивает ватную палочку в раствор перекиси водорода и промачивает ранку. Настораживающим признаком при этом являются обильные выделения с пеной. В этом случае пораженное место сушат ватным тампоном и еще раз обрабатывают раствором. При наличии таких выделений не рекомендуется использовать красящие средства, т.к. они могут скрыть признаки очагов воспалений по краям ранки. При осуществлении сестринского ухода за новорожденным важно обращать внимание на патологические процессы в пупочной анке: наличие отеков; гиперемия края; зияющая пупочная ранка; гнойные выделения при надавливании. При наличии этих признаков необходимо срочно вызвать врача, т.к. подобные процессы могут привести к развитию сепсиса. Уход за слизистыми оболочками новорожденного Сестринский персонал должен знает, что слизистую младенца легко поранить неосторожными движениями. При нормальном внешнем виде дополнительной обработки она не требует. Грудное вскармливание в норме может вызвать беловатый налет на нёбе и языке. На наличие молочницы может указывать творожистый налет. Если медсестра его снимает, появляется пораженная грибковой эрозией поверхность. Порядок обработки ротовой области: гигиеническая обработка рук медсестры; на палец накручивается мягкая чистая ткань или стерильный бинт; палец обмакивается в 2% раствор соды или 20% раствор буры в глицерине; далее рот ребенка тщательно обрабатывается изнутри. При этом не нужно стремиться снять налет со слизистой, а просто нанести на него лечебное средство; после медсестра сбрасывает с руки ткань или бинт и моет руки. Теми же растворами следует обрабатывать и соски матери новорожденного, в том случае, если ребенка кормят грудью. Бутылочки и соски для кормления нужно тщательно кипятить, пустышки менять после каждого кормления.