Файл: Анатомофизиологические особенности ребенка периода новорожденности.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аркадакский филиал государственного автономного
профессионального образовательного учреждения
Саратовской области «Саратовский областной базовый
медицинский колледж»
Курсовая работа
на тему: «Анатомо-физиологические особенности ребенка периода новорожденности»
Выполнила: Сударская Диана Дмитриевна
Группа 431
Проверила: Медведева Светлана Викторовна
Аркадак 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности периода новорожденного 5
1.1. Понятие новорожденного, признаки 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности ребенка в период новорожденности 7
Выводы по Главе 1 14
Глава 2. Особенности ухода за новорожденным 15
2.1. Сестринский уход в период новорожденности 15
2.2. Рекомендации по уходу за ребенком 20
Выводы по Главе 2 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение
Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.
Актуальность данной работы состоит в том, что в период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. В первую неделю жизни — ранний период новорожденности — у ребенка могут отмечаться пограничные, или переходные, физиологические состояния как следствие адаптации к внеутробным условиям существования.
Целью работы является охарактеризовать особенности периода новорожденности, его анатомо-физиологические особенности, рост и развитие.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие новорожденного, признаки;
2. Изучить анатомо-физиологические особенности ребенка в период новорожденности;
3. Исследовать сестринский уход в период новорожденности;
4. Дать рекомендации по уходу за ребенком.
Объект исследования – период новорожденности.
Предмет исследования – анатомо-физиологические особенности периода новорожденности
Практическая значимость работы состоит в выработке практических рекомендаций при уходе за ребенком в период новорожденности.
Введение данной работы посвящено рассмотрению анатомо-физиологических особенностей ребенка периода новорожденности и особенностей ухода за ним.
Глава 1 данной работы посвящена изучению особенностей периода новорожденного, включая понятие новорожденного и его признаки. В этой главе также рассматриваются анатомо-физиологические особенности ребенка в период новорожденности, включая особенности пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
Глава 2 посвящена особенностям ухода за новорожденным. В этой главе рассматриваются сестринский уход в период новорожденности, включая процедуры гигиены, правильное питание и режим дня. Также в данной главе представлены рекомендации по уходу за ребенком, которые помогут родителям и медицинским работникам обеспечить правильный уход за малышом.
В заключении работы подводятся итоги изучения анатомо-физиологических особенностей ребенка периода новорожденности и особенностей ухода за ним. Выводится важность правильного ухода и внимания к ребенку в этот период, что может существенно влиять на его здоровье и развитие в будущем.
Глава 1. Особенности периода новорожденного
1.1. Понятие новорожденного, признаки
Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей
Одним из наиболее значимых периодов для формирования здоровья человека является неонатальный период (период новорожденности).
Это наиболее сложный, критический этап в онтогенезе человека, время напряженной адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Наиболее быстрая динамика адаптационных реакций характерна для первых семи дней (ранний неонатальный период).
Период новорожденности или неонатальный период начинается с момента рождения и заканчивается через 28 дней жизни. Выделяют ранний неонатальный период (до седьмого дня) и поздний неонатальный период (8-28 день).
Главная особенность периода новорожденности заключается в том, что ребенок приспосабливается от внутриутробных к внеутробным условиям жизни. Все его органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
После рождения начинает функционировать малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие — пути внутриутробной гемодинамики), идет обратное развитие сосудов пуповины. Активно работает дыхательная система. Начинается естественное питание, перестраивается система пищеварения. Адаптация к внеутробному существованию легко нарушается, что может отражаться на общем состоянии ребенка и его здоровье.
Необходимым является квалифицированное наблюдение за ребенком в этом периоде и создание особых условий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды. Очень важно обеспечить качественный уход, уметь правильно оценить состояние новорожденных, а также обучить этому маму и семью.
Основные понятия, используемые в периоде новорожденности:
Срок гестации
Срок гестации (срок беременности) вычисляют от первого дня последней нормальной менструации, выражая в полных неделях и днях.
Родившийся ребенок может быть доношенным, недоношенным и переношенным:
Недоношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации от 22 недель и до 37 недель.
Доношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации от 37 до 42 недель беременности.
Переношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации 42 недели или более.
Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания ребенок может быть:
крупный к сроку гестации (масса тела более 4000 грамм);
с нормальной массой тела;
с низкой массой тела при рождении (НМТ) — ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела от 1500 до 2500 грамм;
с очень низкой массой тела при рождении (ОНМТ) – ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела от 1000 до 1500 грамм;
с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) — ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000 грамм.
Живорождение
Живорожденным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 22 недели и более при массе тела 500 граммов и более (или менее 500 граммов при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры).
1.2. Анатомо-физиологические особенности ребенка в период новорожденности
Нервная система
Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью к моменту рождения. Огромную роль в формировании нервных связей играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется только при помощи взрослых. Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс — пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной. Однако уже в первые дни жизни начинают формироваться и условные рефлексы, связанные с процессом кормления. Так, может выработаться положительный пищевой рефлекс на время кормления,( если ребенка кормят приблизительно в одни и те же часы), на определенную позу, привычное место кормления (кресло, стул). Импульсивные движения характерны для новорожденного первых дней жизни, к концу 1-го месяца жизни они тормозятся в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, а также способности фиксировать взгляд на предметах.
Кожа и подкожная жировая клетчатка
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Эпидермис, состоящий из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток, у новорожденного нежный, рыхлый, а роговой (защитный) слой тонкий, что объясняет интенсивное испарение влаги и легкую ранимость кожи при минимальных механических воздействиях, что требует особой аккуратности при уходе. Кожа ребенка при рождении покрыта первородной сыровидной смазкой серовато-белого цвета. На коже ребенка могут быть родимые пятна (плоские, возвышающиеся или в виде монголоидных пятен). Сальные железы у новорожденного ребенка достаточно развиты и выделяют много секрета, при их закупорке возможно образование milia (белые угри) на спинке носа, щеках, подбородке. Воспалительный процесс, развивающийся при инфицировании, быстро охватывает все слои кожи. В то же время у новорожденных детей кожа обладает высокой способностью к восстановлению. Подкожный жировой слой развит хорошо, лучше он выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах и предплечьях. Кожа новорожденного покрыта нежными пушковыми волосами, которые вскоре после рождения выпадают. На голове волосы имеют различную длину и цвет, их количество не определяет в дальнейшем пышность и густоту волосяного покрова. Ногти у новорожденных достигают конца последней фаланги.
Костно-мышечная система
Костно-мышечная система. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички. Во время родов благодаря такому строению черепа происходит конфигурация головы ребенка, улучшающая прохождение по родовым путям. Роднички и швы — это зоны роста костей черепа. Большой родничок (между лобными и теменными костями), имеет ромбовидную форму, его размеры от 1 до нескольких см. Средние размеры родничка у большинства новорожденных — 2 на 2,5 см (расстояние между сторонами «ромба»), к рождению он открыт практически у всех новорожденных. Малый родничок (между теменными и затылочной костями) у 85% детей закрыт к рождению (открыт у недоношенных). Зубы у новорожденных не видны, но имеются зачатки молочных и постоянных зубов.
Со стороны мышечной системы отмечается преобладание тонуса мышц-сгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с полусогнутыми в коленях ножками и согнутыми в локтевых суставах ручками.
Дыхательная система
Дыхательная система. Органы дыхания у новорожденного также имеют свои особенности. Дыхательные пути имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами. Этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических (сужение просвета) процессов у новорожденного ребенка. Нос у новорожденного мал, носовые ходы узкие. Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно, хотя их формирование начинается еще в период внутриутробного развития плода.
Глотка у новорожденного также мала и узка, отмечается слабое развитие лимфоглоточного кольца: обе небные миндалины не выходят из-за дужек мягкого неба в полость рта.
Трахея и бронхи к моменту рождения ребенка достаточно хорошо сформированы, правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Легочная ткань новорожденного менее воздушна, имеет хорошо развитые кровеносные сосуды. Дыхание у новорожденного ребенка поверхностное, большей частоты, чем у взрослого (40-60 в 1 мин). При беспокойстве, плаче, крике, физическом напряжении дыхание учащается.
Сердечно-сосудистая система
Сердечно-сосудистая система. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму и занимает срединное положение в грудной клетке. Оно относительно велико, его масса составляет 0,8 % от массы тела. Артериальный и венозный протоки могут быть еще не закрыты, поэтому кровообращение имеет некоторые особенности.
Так, в частности, большой и малый круги кровообращения частично соединены между собой при помощи овального отверстия, которое у значительной части новорожденных остается открытым. Частота сердечных сокращений достигает 120-140 ударов в 1 мин и учащается при плаче, крике,