Файл: Спортивнокультурное волонтёрство становление активной гражданской и личностной позиции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5)Равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
6)Солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
7)Безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
8)Равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
9)Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
10)Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий. (7)
-
Добровольность – никто не может быть принужден к занятию волонтёрской деятельностью. Волонтёрская деятельность осуществляется по собственной инициативе волонтёра. -
Безвозмездность – волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе. -
Уважение – волонтёр уважает достоинство, личностные и культурные особенности людей. -
Ответственность – волонтёр несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков. -
Самосовершенствование – Волонтёр всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков. -
Здоровый образ жизни – волонтёр не курит, не употребляет алкогольные напитки и наркотические вещества, подавая пример другим членам общества. -
Нравственность – волонтёр соблюдает морально-этические принципы. -
Равенство - добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.
Права волонтёра:
-
Волонтёр имеет право выбора того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее интересной.
-
Волонтёр имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта.
-
Волонтёр имеет право на признание и справедливую оценку его вклада, а также на учет времени, затраченного на волонтёрскую деятельность.
-
Волонтёр имеет право на обеспечение его безопасности.
-
Волонтёр имеет право на предварительное обучение, если это необходимо для проведения мероприятия.
-
Волонтёр имеет право на получение экипировки, если это предусмотрено условиями проведения мероприятия.
-
Волонтёр имеет право на предоставление бесплатного питания, если работает в течение длительного времени.
-
Волонтёр имеет право на транспортировку, если выполнение его обязанностей происходит в ночное время суток (с 22.00 до 06.00). (8)
Российский и международный опыт спортивного и культурного волонтёрства
Одним из направлений волонтерского движения, который существует на основе этих принципов является спортивное волонтерство. Оно имеет свою очень интересную историю, которая уходит своими корнями в глубокое прошлое.
На заре олимпийского движения слово «ВОЛОНТЕР» не звучало в отчетах о проведении Игр в Афинах в 1896 году., в Париже в 1900 году, в Сент-Луиссе в 1904 году, и в Лондоне в 1908 году. Тем не менее в этих играх были люди, возвозмездно участвовавшие и в организации, и в их проведении. Первые добровольные помощники, организованно содействовавшие проведению олимпиады, были замечены в Стокгольме в 1912 году – 100 лет назад. Это были в основном молодые люди, которые занимались доставкой депеш, поддержанием порядка, помогали в проведении состязаний (переносили инвентарь, убирали спортивные площадки)
Волонтеры помогали и на других играх, в период между мировыми войнами в Антверпене в 1920 году, в Париже в 1924, в Амстердаме в 1928 году. На зимних Олимпийских играх в Шамони помощники несли национальные флаги команд –участниц во время торжественных церемоний открытия и закрытия.
В Хельсинки в 1952 году в официальном отчете об Олимпийских Играх упоминаются уже более двух тысяч молодых волонтеров - 1617 мальчиков и 574 девочки, из них 130 человек участвовало в развлекательных программах, а остальные работали посыльными. О взрослых волонтерах той поры данных нет, известно лишь, что самому старшему было 50 лет.
Мельбурн 1956 год - Кортина д’Ампеццо
На Играх в Мельбурне только бойскаутов было 3500 человек. Участие в организации Олимпийских игр принимали также герлскауты и члены других молодежных организаций, статистика по которым, увы, не сохранилась. В том же году на зимней Олимпиаде в Кортина-д’Ампеццо в роли добровольцев-помощников выступили военнослужащие, эта традиция продолжилась и в последующие годы. Но, если армия занималась в большей степени обеспечением порядка и безопасности, индивидуальные добровольцы бесплатно работали на играх гидами, переводчиками.
Идея добровольческой помощи в подготовке и проведении событий нова для современной России. Так, в проведении XXII Летних Олимпийских игр 1980 года в г. Москве волонтеры не участвовали, такое понятие вообще отсутствовало. По словам Д.В. Чернышенко, президента Оргкомитета «Сочи 2014», волонтерами являются лишь 2-9 % граждан. Мы надеемся, инициативы Оргкомитета по развитию волонтерского движения позволяет вовлечь в добровольческую деятельность до 25 млн россиян, что соответствует уровню Канады и европейских государств.»
В настоящее время, волонтерам спортивных событий не только посвящаются отдельные сайты, например: volunteers.kazan2013.ru, vol.sochi2014.com, но и открываются также специальные образовательные курсы по волонтерству в ВУЗах, проводятся международные и всероссийские мероприятия.
Для помощи в организации и проведении Универсиады в Казани было задействовано 20 000 волонтеров, представляющих собой 4 направления:
-
Волонтеры общего профиля - это школьники общеобразовательных учреждений, участники молодежных объединений, иностранные студенты, которые будут обеспечивать работу направлений, не требующих профессиональной подготовки. -
Волонтеры-специалисты - волонтеры, владеющие специальными компьютерными программами, иностранными языками, медицинскими знаниями и пр. -
Спортивные волонтеры - волонтеры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Их подготовкой занимаются спортивные клубы, федерации по различным видам спорта и специальные учебные заведения. Важно, чтобы каждый волонтер знал правила того или иного вида спорта и имел хорошую физическую подготовку. -
Городские волонтеры - жители города, помогающие в организации городских мероприятий и создающие атмосферу гостеприимного и комфортного города. Все они знают инфраструктуру, историю и культуру города и легко помогут в поиске того или иного объекта.
Именно спортивные волонтеры – бескорыстные активные помощники не только в их организации, но и в их проведении. И как говорит мой учитель физической культуры: «Волонтеры творят добро. Там, где волонтеры, там не может зла, насилия, войны и смерти.» (10)
Развитие волонтерства в сфере культуры, в настоящее время волонтерство органично вошло в жизнь общества. Любое государственное событие в РФ не проходит без привлечения к его реализации волонтеров. Еще десять лет назад это движение развивалось достаточно стихийно. Сегодня же оно представляет собой целую четко выстроенную систему. Волонтерами становятся люди, готовые отдавать свое свободное время различным занятиям в той сфере, которая им интересна. При этом вся деятельность осуществляется на добровольных началах.
Польза от сотрудничества учреждений культуры с волонтерами очевидна. И многие культурные организации уже имели возможность не раз в этом убедиться. Благодаря волонтерству в культуре появляется возможность решить огромное количество задач, которые по разным причинам решить самостоятельно учреждение не может.
Если учреждение культуры приняло решение о сотрудничестве с волонтерами, то при организации подобной деятельности следует придерживаться таких правил:
Вовлекать волонтеров в ту работу, которая им действительно интересна. Если, например, человека, который хочет писать посты в соцсетях, заставить носить стулья, то добиться положительных результатов вряд ли удастся.
В работе с волонтерами очень важно вкладывать в них знания, формировать необходимые компетенции, воспитывать. В волонтерской деятельности получение знаний и умений – одна из наиболее значимых мотиваций. Создавать в учреждении комфортные условия для пребывания добровольных помощников. Для этого лучше всего выделить отдельное помещение, приобрести униформу и так далее.
Провести работу с сотрудниками учреждения культуры касательно искреннего и уважительного общения с волонтерами, особенно если речь идет о молодежи.
В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» разработана программа «Волонтеры культуры», которая направлена на обеспечение поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность по сохранению исторического облика малых городов.
Основными задачами программы являются формирование общества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры, обеспечение методологической, информационной, ресурсной поддержки деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, а также популяризация добровольческого движения в сфере культуры путем организации форумов и практических сессий.
На реализацию программы «Волонтеры культуры» до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере 100 млн. руб. ежегодно.
Основные достижения программы:
– создана и регулярно обновляется база данных «Волонтеры культуры» – информационного ресурса волонтеры-культуры.рф, благодаря которой добровольцы и добровольческие движения участвуют в деятельности по сохранению культурного наследия и проведению культурно-просветительских и творческих мероприятий. Кроме того, база аккумулирует информацию о количестве волонтеров и мероприятий, в которых они приняли участие;
– 29 проектов получили ресурсную поддержку на организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества с привлечением добровольцев. Всего в проектах, поддержанных ведомством, приняли участие более 3000 человек в возрасте от 14 лет;
– в пяти городах России: Печоры, Москва, Санкт-Петербург, Казань и Симферополь реализован проект «Школа волонтеров наследия», направленный на знакомство граждан с темой сохранения объектов культурного наследия;
Российский опыт школьного волонтёрства
Программа волонтёрского движения “Шаг навстречу”
Члены краеведческого кружка «Музейное дело»:
На базе нашего ОУ в настоящее время действуют два школьных музея (здания № 1, № 2). Оба музея паспортизированы. Им присвоено звание «школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересных экспозиции и успехи в воспитании учащихся.
Основные направления работы данных объединений: гражданско- патриотическое и историко- краеведческое. Их деятельность регламентируется Уставом историко- краеведческого объединения (см. приложение), Положением о школьном музее.
Инициативная группа воспитанников объединения ежегодно принимает участие и является победителем Областных краеведческих слетов активистов школьных музеев, а также областного этнографического фестиваля «Дружба народов Поволжья»
В ноябре 2007 года актив школьного музея «Начало» вступил в Молодежное объединение муниципального района Сергиевский и подписал соглашение о сотрудничестве с другими молодежными объединениями района данной направленности.
На базе музеев проходят встречи с гостями школы, уроки мужества, уроки добра, уроки памяти, чаепития, круглые столы.
Воспитанники объединений посещают ветеранов войны и труда, старожилов села, ведут записи воспоминаний. Так появились сборники «Эстафета памяти», «Наш край в годы войны».