ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
РУТ (МИИТ)
Российская открытая академия транспорта
Доклад
По дисциплине «Правовая культура»
На тему «Соотношение права и нравственности»
Выполнила:
Студентка 1-го курса
Группы ЗМЛ - 1912
Комарова А.А.
Проверил:
Шакеров Р.Р.
Москва
2023г.
Термины, используемые в докладе
Культура - это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правонарушение - неправомерное поведение, противоправное общественно опасное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами.
Религиозные нормы - совокупность установленных в священных писаниях правил поведения, регламентирующих отношения верующих к богу и церкви, вопросы организации и функционирования религиозных организаций, а также общественные отношения, складывающиеся между верующими, а равно между верующими и иноверцами.
Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Государство - организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Доклад
Право и нравственность — это важные элементы человеческого общества, которые находятся в постоянном взаимодействии, так как близки по своей сути и взаимно дополняют друг друга. Главным назначением права и нравственности является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Нравственность же есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиции добра и зла, и является одной из форм общественного сознания. Так называемое “золотое” правило нравственности гласит: “никогда не поступай с другими, как не хочешь, чтобы поступили с тобой.”
Для того чтобы корректно сопоставить эти термины, необходимы выделить их общие черты и различия. Для начала рассмотрим общие черты. И нравственность, и право являются основными социальными регуляторами. Действие их всеобъемлюще, оно распространяется на все сферы жизни общества. Также, у обоих наших терминов единый объект регулирования — это общественные отношения. Правом регулируются наиболее значимые из них, в то время как нравственность распространяется буквально на любые общественные отношения. И право, и нравственность ставят перед собой цель направить поведение людей в правильное русло, выступая регуляторами. Право и нравственность представляют собой совокупность, систему образцов, моделей, эталонов поведения.
По объему регулируемых отношений нравственность шире и даже включает в себя и правовые отношения. Поэтому любое правонарушение является аморальным, но не любой аморальный поступок означает нарушение норм права.
Одни поступки людей регулируются только нормами нравственности, другие - только законом. Сенека, известный древнеримский философ говорил: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». Большая часть правовых норм обязана своим появлениям нормам нравственности. Есть примеры правовых норм, которые перекликаются и с нравственными, и даже с религиозными (не убей, не укради, не лжесвидетельствуй). К этому восходит теологическая теория появления права. Среди прочих выделяют социологическую, марксистскую и теорию возрожденного естественного права.
Между правом и нравственностью существует ряд отличий. Правовые нормы устанавливаются непосредственно государством и выражают государственную волю. Нравственные же нормы возникают непосредственно в самом обществе и выражают исключительно общественное мнение.
Правовые нормы начинают свое действие и прекращают свое действие официально, с определенной даты, а нравственные нормы устанавливаются постепенно, с течением времени, также как и отмирают. Правовые нормы формально определены, выражены в законах и других источниках права, а нравственность эфемерна. Она существует исключительно в общественном сознании и не имеет формального воплощения.
Нравственные нормы регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого. Правовые же в свою очередь исключительно с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
В случае несоблюдения норм нравственности, нарушителя ожидает общественное порицание, в случае нарушения правовых норм к нему помимо всего прочего будут применены санкции от государства.
Подводя итог сопоставления этих терминов можно сказать, что среди всех социальных норм они являются основными регуляторами поведения человека, обладающие самым большим значением. Они распространяются на все сферы жизни общества, близки по духу, дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами. Являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений.
Право и нравственность являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Воздействуя на правовую жизнь общества, нравственность способствует укреплению общественного порядка. Через право осуществляется охрана нравственностных норм и нравственных устоев.
Всякое нарушение норм права является ненравственностным поступком, но не всякое нарушение нравственных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших нравственных догм.
В процессе регулирования общественных отношений нравственность и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится нравственность и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Таким образом, развитие государства возможно лишь при взаимодействии права и нравственности.
Список использованной литературы:
-
Певцова, Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 1 / Е.А. Певцова. - Москва: ИЛ, 2020. - 200 c. -
Певцова, Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 2 / Е.А. Певцова. - Москва: РГГУ, 2019. - 240 c. -
Сапогов, В. М. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Поурочные методические разработки. К учебнику Е. А. Певцовой / В.М. Сапогов. - М.: Русское слово - РС, 2019. - 192 c. -
«Нравственные письма к Луцилию» Луций Анней Сенека -
Правоведение. Элементарный курс: учебное пособие / Малько
А.В., Затонский В.А. - Москва: КноРус, 2021. — 246 с. — URL:
https://book.ru/book/940442.
-
Правовая культура как основа и результат правового государства:
монография / Альбов А.П., Цопанова И.Г., Дмитров Н.Н., Беспалько В.Г. - Москва: Русайнс, 2020. — 162 с.— URL: https://book.ru/book/939606.