Файл: Исследовательская работа Научный Каргат, 2021 содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение имени И.А.Домбровского

Исследовательская работа


Научный руководитель:


Каргат, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………..4

2. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ…………………………………………………………………5

2.1.Сангвиник…………………………………………………………………………………….5

2.2.Холерик……………………………………………………………………………………….5

2.3.Меланхолик…………………………………………………………………………………..6

2.4.Флегматик…………………………………………………………………………………….7

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ 9б КЛАССА…………...7

4. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……8

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………………………………..11

Приложение …………………………………………………………………………………….12

 

ВВЕДЕНИЕ

  Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присуще только ему психологическими свойствами. Шансы на успех в деле повышаются, если человек выполняет работу, которая соответствует его способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам, если данная работа нравится ему. В случаи если человек вынужден выполнять работу, которая ему не интересна или даже неприятна, то это верный путь к повышению утомляемости, неудовлетворенности, к постоянному ухудшению здоровья и психического самочувствия. Действительно, почему мы  по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?.     Мы задумались над  этими вопросами и решили провести исследование «Влияние темперамента на успеваемость и взаимоотношения учащихся». Цель работы  - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся. Объект исследования: обучающиеся 9б класса. Предмет исследования: типы темперамента обучающихся,  табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности. Задачи:

  • изучить литературы по данному вопросу;

  • провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников, используя  психологический тест Айзенка.

  • обработать анкеты, определить типы темпераментов  у наших одноклассников.

  • систематизировать данные, сделать выводы. 


Методы исследования: описательный, сравнительно- сопоставительный и статистический.

  1. Исторические сведения о типах темперамента

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории. Слово «темперамент» (лат. temperamenty) - древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V- IVвв. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре жидкости. Если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменной настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. Лучшее изображение темпераментов дано И. Кантом в 1798 году. Считается, что в новое время психологические характеристики темпераментов впервые им обобщены и систематизированы в «Антропологии». Кант рассматривал темперамент как проявление способности души чувствовать и действовать. По Канту темпераменты делятся на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувств относятся легкокровный (сангвинистический) и тяжелокровный (меланхолический). Это разделение осуществлено на основании различия в протекании чувств, а не в наклонности к радости или печали. Темпераменты деятельности делятся на теплокровный (холерический) и холоднокровный (флегматический). Считается, что Кант заложил основу психологической интерпретации темперамента.



Основу для разработки действительно естественнонаучной теории темперамента создало учение Ивана Петровича Павлова «О типологических свойствах нервной системы человека и животных». Он выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип  — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения — холерический темперамент);

4) слабый тип  — меланхолический темперамент.

2. Типы темпераментов

2.1. Сангвиник

Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает. Он любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Легко переживают неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, может отступить как и утратить интерес. У сангвиников хорошая работоспособность. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен постоянно добивается своей цели.. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. В сложной обстановке эффективно руководит людьми, действует уверенно, увлекает личным примером. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности, всеобщей радости, оптимизма. Он резко реагирует, когда его поучают. На грубость может ответить грубостью. В стрессовых условиях может вести себя беспечно, неосмотрительно, отдавая не до конца продуманное распоряжения.

2.2.Холерик

Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные. Самой природой они предназначены быть войнами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом героями - героями и рыцарями. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет.


2.3. Меланхолик

Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность,  поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный тревожный взгляд. Стремиться быть в «тени.  Обладает негромкой речью. Склонен к внутренним переживаниям, Быстро утомляется,  погружен в свой мир переживаний, мыслей, обладает высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен.у него могут возникнуть невротические расстройства. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной, привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается, переменны мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно в конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивость и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным

2.4. Флегматик

Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить);  Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, Прочно запоминает все усвоенное, не
любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроении стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

  1. Исследование типов темперамента учащихся 9-б класса

Каждый тип темперамента природно обусловлен. Его трудно изменить на противоположный. В последнее время появилось множество всевозможных тестов, опросников. Нами был проведен тест на определение темперамента в 9 б классе (см. приложение 1). Этот тест был разработан английским психологом Г. Айзенком. На его создание ушло несколько десятков лет.

Инструкция: тест включает в себя 57 вопросов. Необходимо дать однозначные ответы («Да» - «Нет»). Чтобы получить объективные результаты, нужно работать быстро, не тратя много времени на обдумывание тестов, так как наиболее важна первая реакция испытуемого.

Для обработки результатов надо по каждому показателю посчитать сумму баллов: за каждый ответ, совпадающий с «ключом» (см. приложение 2), начисляется 1 балл. Затем отложить на схеме Айзенка (см. приложение 1) полученные результаты по горизонтальной и вертикальной шкалах. После проделанной работы соотнести тип темперамента ученика с его успеваемостью.

В результате проведения теста в 5а классе было выявлено, что в классе преобладают все типы темперамента. У 10 учащихся выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся – сангвинический тип, 1 учащегося – флегматический тип темперамента, а у 5 – меланхолический тип темперамента.

Из диаграммы видно, что большинство учащихся 10 человек (56%) – холерики.



  1. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности

Для того, чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростка была изучена и проанализирована успеваемость 9б класса. Исследовав успеваемость 9б класса за год, рассчитав средний балл, условно разделив детей на «высокоуспевающих» (4,5 – 5 баллов) - 4 чел. (22,2%), «среднеуспевающих» (3,5 -4,4) - 11 чел. (61 %), «слабоуспевающих» (2,5-3,5) – 2 чел.(11,7%).